Занятие-эксперимент в средней группе «Вода и ее свойства».
Составила воспитатель: МАДОУ «детский сад № 358»
Варламова Ольга Николаевна
Цель: Знакомство детей со свойствами воды, со значением ее для жизни человека.
Задачи: 1. Закрепить правила личной гигиены.
2. В ходе экспериментальной деятельности с водой выявить ее свойства
(жидкая, бесцветная, безвкусная, прозрачная ).
3. Развивать внимание, наблюдательность, познавательную и речевую активность.
4. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу, бережное отношение к воде.
Словарная работа: жидкая, прозрачная, безвкусная, бесцветная.
Материал: письмо в конверте, кукла «девочка Чумазая», емкости с водой, цветные карандаши, камешки, полотенце, чайные ложки, соль, сахар, молоко, карточки-помогалочки.
Ход:
- Ребята! По дороге в детский сад меня встретил почтальон и вручил вот это письмо.
Сейчас я вам его прочитаю. (воспитатель читает стихотворение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному важному делу.»
-Дети, как вы думаете, почему в письме написано « мойтесь чаще, мойтесь чище» ?
(ответы детей).
Воспитатель: Все люди: взрослые и дети должны ухаживать за своим телом
Как вы думаете, что может случиться с человеком, если он не будет мыться? Умываться?
(ответы детей).
Воспитатель : Правильно, человек может заболеть, а еще нам просто неприятно общаться с грязнулей.
(за дверью раздается крик: «А-а-а! Не хочу мыться, не буду! » )
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кажется кто-то за дверью кричит. Я сейчас посмотрю.
(вносит куклу).
Дети, посмотрите, кто к нам пришел, узнали ее? (дети: «девочка Чумазая». )
Воспитатель: Ах, ты, девочка Чумазая, где лицо ты так измазала? Кончик носа черный, будь-то закопченный.
Кукла: Я не девочка Чумазая , меня зовут Маша. И вообще я не к вам пришла. Я от мамы
убежала, она меня мыть хотела .А я боюсь водички , она плохая , не хочу мыться.
Воспитатель: Но ты же грязная!
Кукла: Ну и что, что грязная. Мне может нравиться так ходить.
В-ль: Ребята, наверное, Маша ничего не знает про водичку и поэтому ее боиться.
Как вы думаете, вода злая или добрая ? Ее нужно бояться? (нет).
Что нужно сделать , чтобы Маша не боялась воды? (познакомить, потрогать…)
Воспитатель: Правильно, чтобы узнать , какая водичка, ее нужно рассмотреть и с ней подружиться. Ну что, будем знакомить Машу с водой? (да).
Тогда садитесь за стол . И ты, Машенька, тоже садись и слушай.
Воспитетель: Ребята, посмотрите, как много воды в ведерке . Я сейчас с ней поздороваюсь.(опускаю руку в воду ).-Здравствуй, водичка. Ребята, а что капает с руки?(капельки). Правильно, вода состоит из многих ,многих капелек, которые собираются вместе и могут даже между собой «разговаривать»- журчать . Послушайте, как журчит вода (переливаю из ковша ).
-Что делает водичка? (журчит).
Ребята, а теперь вы «поздоровайтесь « с водичкой . Аккуратно опускайте руки в нее:
«Здравствуй, водичка».
Вот она какая добрая и ласковая, а ты, Машенька, боишься ее. Ребята, вытирайте руки о
полотенце.
-Дети, водичка какая на ощупь? (холодная). Эта водичка холодная, а какая еще бывает?
(теплая, горячая, кипяток).
Как можно получить теплую воду? А горячую? А кипяток ? (нагреть на плитке ).
Ребята, как нужно обращаться с горячей водой, кипятком? (осторожно).
Почему? (можно обжечься).
-Ну вот, с водичкой мы поздоровались. А теперь сами превратимся в маленькие капельки
и поиграем.
Физкультминутка.
(дети действуют в соответствии со словами воспитателя).
« ОДНАЖДЫ, ЛЕТНИМ ДНЕМ ПРОШЕЛ ДОЖДИК И НА АСФАЛЬТЕ ОБРАЗОВАЛАСЬ ЛУЖА (ДЕТИ ВСТАЛИ В КРУГ). ЗАТЕМ ВЫГЛЯНУЛО СОЛНЫШКО И ЛУЖА СТАЛА ИСПАРЯТЬСЯ, ПРЕВРАЩАЯСЬ В МАЛЕНЬКИЕ КАПЕЛЬКИ, КОТОРЫЕ ПОЛЕТЕЛИ НА НЕБО, ПОТОМУ, ЧТО СТАЛИ ОЧЕНЬ ЛЕГКИЕ. ( ДЕТИ ПО ОДНОМУ БЕГАЮТ, КРУЖАТСЯ). На небе они захотели подружиться, обнялись и превратились в тучку.
(дети собрались в кучу). Тяжело стало тучке летать по небу и она пролилась дождиком на землю.» (дети бегают, присели).
Вот как мы поиграли. Садитесь, будем дальше знакомиться с водой.
Ребята, а водичку можно перелить из ведра куда-нибудь? Например, в эту банку или стакан? (да). Почему ее можно перелить? Какая она по состоянию? (жидкая).
Правильно, вода жидкая, поэтому мы ее можем переливать из одного сосуда в другой.
Ребята, Машенька маленькая, и чтобы она запомнила, какая водичка, мы будем показывать ей картинки-помогалочки. Например, вы сказали, что вода жидкая , вот картинка, которая показывает ее состояние.
Дети, интересно, а какая вода на вкус? Попейте ее. (вкусная).
А теперь давайте положим сахар в воду и размешаем. Попробуйте, какая теперь вода?
Почему стала сладкая ? (сахар растворился). А если мы положим в воду соль? Какой
Она станет? (соленой). Ребята, а какая вода была до того , как в нее положили сахар и соль? Был ли у нее вкус? (нет).
Вывод: Вода без вкуса, если в нее ничего не добавлять.
Дети, посмотрите внимательно на воду. Она имеет цвет? (да, белая).
Давайте уточним. Вот два стакана, один с водой, другой с молоком. Молоко какого цвета?
(белое). Вода тоже белая? (нет). Может она красная или синяя? (нет).
Да, вода бесцветная, она никакого цвета не имеет. Вот эта карточка.
Дети, посмотрите вокруг. Есть ли в группе прозрачные предметы ? т.е. те предметы,
через которые можно что-то увидеть? (стекло).
А как вы думаете, вода прозрачная? Давайте опустим цветной карандаш в стакан с водой.
Вы видите карандаш? (да). Положите в воду камешки, видно их ? (да).
А сейчас я положу карандаш в стакан с молоком . Вы видите карандаш? (нет).
Посмотрите, как интересно, через воду мы видим карандаш , а через молоко нет.
Значит вода какая? ( прозрачная).
Ребята, мы сегодня многое узнали о воде. Давайте Маше напомним, какая она.
А помогут нам картинки-помогалочки (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная).
А еще, ребята, я хочу показать вам фокус с водой.
У меня есть пустая прозрачная бутылочка. Наливаю в нее воду, закрываю крышкой и салфеткой. Трясу. «Раз, два, три, четыре, пять начинаю колдовать: Рекс-фекс-пекс была вода прозрачная , а стала красная.» Убираю салфетку- вода красная. ( на дне крышки была
красная гуашь). Здорово? Понравился фокус? В следующий раз я научу вас этому фокусу.
Машенька, теперь ты не боишься водички?
Кукла: Нет, не боюсь. Ребята, а зачем нужна вода? ( пить, готовить, умываться).
Дети, как вы думаете, нужно беречь воду? (да). Как мы можем ее беречь? (закрывать краны). А еще ,Машенька, мы знаем про водичку потешку.
«Водичка, водичка! Умой мое личико…»
Кукла: Ой, а я тоже хочу быть умытой и красивой.
Ты, Машенька, не расстраивайся. Мы тебе поможем умыться. Главное, что ты многое узнала про воду и теперь ее не боишься. И сейчас Саша и Ксюша умоют тебя теплой водой.