Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3872 Опыт работы "Путешествие в экономику"

Опубликовано 05.04.2018

Путешествие в экономику

СКАЧАТЬ (с фото)

 

Опыт работы воспитателя БДОУ УР «ЦРР-д/с» города Ижевска

Илюхиной Ольги Владимировны

      В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребенка, - это старший дошкольный возраст. Личный опыт работы с детьми, наблюдения позволяют сказать о том, что старшие дошкольники в детском саду чувствуют себя взрослыми среди других возрастных групп. К 5 – 6 годам возникает произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребенка становятся осознанными. Понимая свое поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации и действовать осознанно и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребенка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Актуальность и новизна работы. Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Нередко возникают такие жизненные ситуации, где приходиться сталкивать с моментами, когда дети не ценят того, что им покупают взрослые для их повседневной жизни. Дети бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. На мой взгляд – это серьезная проблема. Именно она подтолкнула меня к формированию у детей экономических ценностей.

      С мая 2017 года я изучила программу «Тропинка в экономику» Шатовой А.Д.[1]. разработала план его реализации в своей возрастной группе. Прежде чем начать работу по программе, ставлю необходимость понять, насколько дети готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребенок овладел к старшему дошкольному возрасту. Выявит уровень экономического опыта у детей мне помогают диагностические методики, в пособии А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» в разделе «Как организовать занятия по программе».

В ходе реализации программы, предполагается решить следующие задачи:

  • Познакомить и закрепить в играх, общении со сверстниками и взрослыми, на занятиях элементарные экономические понятия (бюджет, выигрыш, стоимость, дешёвый)
  • Познакомить с разными местами и учреждениями торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.)
  • Познакомить с российскими деньгами, некоторыми названиями валют ближнего и дальнего зарубежья
  • Познакомить с сутью обмена денег для предстоящего путешествия.
  • Познакомить с понятием «банк», назначением банка.
  • Познакомить с новыми профессиями, содержанием их деятельности (менеджер, программист и др.), профессиями рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель и др.)
  • Познакомиться разными видами рекламы (печатная, радио и телереклама и др.)
  • Развивать мышления, внимание, память, речь.

 

        Свою работу я веду по четырем блокам:

  • «Труд – продукт (товар)»
  • «Деньги – цена (стоимость)»
  • «Реклама: желания и возможности»
  • «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»

 

Для успешной реализации поставленных задач важную роль играет создание развивающей предметно - пространственной среды: мною разработаны конспекты занятий по теме «Деньги – цена (стоимость)», направленные на закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства, разной ценности, что было, когда не было денег; знакомство с названиями валют дальнего и ближнего зарубежья. Результаты по теме «Деньги – цена (стоимость)»: дети знают российские деньги, названия валют ближнего и дальнего зарубежья; понимают суть обмена денег для предстоящего путешествия.


 

     Разработала конспекты занятий по теме «Реклама: желания и возможности», направленные на знакомство с понятием «Реклама», зачем она нужна, где она размещается, знакомство с процессом создания рекламы. Результаты по теме «Реклама: желания и возможности»: знают и называют разные виды рекламы (печатная, радио и телереклама, на транспорте, объявления, рекламные щиты); знают профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и т.д.)

 

В процессе экономического воспитания были разработаны такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, что такое производственный брак и почему он не нужен никому – ни детям, ни взрослым.  

    Все мероприятия предполагают использование современных информационных технологий, поэтому мною разработаны игры- презентации к занятиям «У каждого человека должно быть собственное дело», «Что такое бюджет семьи?», «Какой бывает реклама», «Кем и где делается реклама», «Деньги разных стран», «Как мы учили кота готовить винегрет», «Модельер – творческая профессия», «Заводы нашего города». Чтобы более широко раскрыть представления детей об экономике, углубить знание детей, использую ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективнее строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации занятий. 

   Подобрала к занятиям стихотворения: С.В. Михалков «А что у вас?», «Как старик корову продавал», К.И. Чуковский «Федорино горе» и сказки: «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси – лебеди», «Морозко», «Лисичка со скалочкой», где уделяю внимание некоторым экономическим понятиям.

 

      В своей работе по экономическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Коллективная работа – одно из средств социализации ребенка в коллективе, содействует развитию общечеловеческих ценностей такие, как доброта, отзывчивость, порядочность, милосердие.

       Если говорить о степени соответствия современным тенденциям развития образования, то я использую индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом его потребностей, возможностей, физического и психического развития.

      Особое внимание уделяю эмоциональной комфортности каждого ребенка. Для этого создала альбомы «Мои успехи», в который дети собираю свои наклейки за хорошие поступки, правильные ответы и выступления. Дети очень любят и гордятся своими достижениями. Я, считаю, что эмоциональная комфортность ребенка имеет большое значение для развития успешной личности.

       Опыт работы по программе позволяет мне решит такие приоритетные задачи, как формирование и развитие у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвитие личности.   

        

 

Список используемой литературы

1. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет. ­ – М.: Вента-граф, 2015. – 176 с.

2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учеб. - методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.  – 167 с.

3. Успенский Э. Бизнес крокодила Гены. – М.: Издательский дом «Интерфейс», 1992

4. Фенько А. Почему так нужны деньги // Психология. 2006. С. 50 – 58.

5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

6.  Кларина Л.М. Уроки гнома и феи Экологии. - М.: Вита-Пресс, 1995. – 40 с. 

 



[1] Шатова А.Д. Тропинка в экономику: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Вента – Граф, 2015. – 176 с.