Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3892 Роль трудовой деятельности в творческом развитии дошкольников.

Опубликовано 12.04.2018

 

Артемьева Ольга Ивановна,

старший воспитатель

ГБОУ СОШ №2 ж.-д.ст.Шентала

СП ДС «Звездочка».

Роль трудовой деятельности в творческом развитии дошкольников.

«Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу - формирование нового человека» - отмечает Г.Н. Година. 

Весь процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Воспитывать правильное отношение к труду - значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы. Именно в дошкольном детстве зарождается потребность в труде, и взрослые должны воздействовать на такие эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность ребенка, его интересы и привычки (потребность в деятельности, внимание к окружающим, трудовой интерес, стремление к самостоятельности и т. п.).

Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики.

Раньше детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только помощник воспитателя. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей  трудовой деятельности взрослых.

Как же организовывается трудовая деятельность малышей в детском саду?

Основными видами трудовой деятельности дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно-бытовой тр

уд (поддержание порядка в групповой комнате, дома и на участке); ручной труд, связанный с изготовлением игрушек-самоделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, и доступный труд по уходу за животными и растениями.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Воспитание в игре трудовых навыков тем более эффективно, что игра и труд неразрывно связаны между собой. Задача педагога использовать все возможные средства для оказания педагогического влияния на детей в игре.

Не зря выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что игра пропитывает собой всю деятельность ребенка и имеет внутреннее продолжение в труде.

Неизменным в трудовой деятельности  является ранняя  профориентация, или другими словами знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.  Знакомство  с миром профессий происходит через дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы,  просмотр иллюстраций и альбомов, а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

Дети старшего возраста воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Организуя и направляя игры, воспитатель подбирает соответствующие возрасту игрушки: машины разного назначения, куклы, орудия труда (веники, метелки, совки, лопаты, грабли), халаты, шапочки, инструменты (для игры в больницу), штурвал (для игры в пароход) и др. - весь этот инвентарь стимулирует развитие игр на трудовые темы.

Стараясь показать, как люди помогают друг другу в работе, воспитатель  создает во время игры такую обстановку, в которой ребята могли бы понять, как все это происходит в действительности.

Результатами своей работы ребенок гордится, показывает их взрослым, бережно относится к ним. Через собственный труд у него воспитывается и уважительное отношение к труду взрослых. Он видит, что все окружающие его люди работают - дома, на заводе, в поле, на огороде, каждый занимается своим делом, каждый старается выполнить его лучше. Ребенок улавливает, как относятся к работе его близкие. И если их отношение серьезное, добросовестное, если они выполняют работу с интересом, с большой требовательностью, у ребенка воспитывается уважение к их труду, и он понимает, что надо бережно относиться к результатам их работы.

Соединение игры с трудом облегчает ребенку овладение простыми трудовыми навыками, у него развивается элементарное техническое конструирование, творчество

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.