Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3893 Консультация для воспитателей «Развитие познавательной деятельности через знакомство детей с космосом»

Опубликовано 12.04.2018

Консультация для воспитателей

«Развитие познавательной деятельности  через знакомство детей с космосом»

Корчагина Вера Александровна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 133»

г. Чебоксары Чувашской Республики,

1 квалификационная категория

 

 

«Космос есть внутри нас,  

                                                                Мы сделаны из звёздного  вещества,                                       

                                                                Мы — это способ, которым 

                                                                 Космос познаёт себя»

                                                                                                  Карл Саган

          

     Однажды прочитав с детьми книгу К. Булычева «Тайна третьей планеты», дети загорелись познанием космоса, отсюда и возникла идея изучения данной темы.

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.

Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников, посещающих нашу группу.

Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступное возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

 

Актуальность и новизна.

      На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

       Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г. Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).

       Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. В звездной вселенной скрыто много таинственного и интересного. Кроме всего прочего, обогащая знания детей о космосе и солнечной системе можно более полно раскрыть тему смены времен года, частей суток. Проблема состоит в том, что дети имеют поверхностные знания о космосе, недостаточный интерес и внимание родителей к космосу и празднику День космонавтики.

Цель работы педагогов ДОУ - познакомить детей с понятием с понятием «космос», формировать познавательный интерес к космосу, воспитывать чувства гордости к мужественной профессии космонавт.

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Сколько нераскрытого, непонятного, непознанного. Природа не подносит своих секретов на тарелочке с голубой каемочкой. Познание – это постоянный путь, восходя по которому выше и выше, с каждым шагом видишь больше и дальше. Конца познанию нет, как нет конца пространству и времени, нет конца миру, в котором мы живем.

Дети старшего дошкольного возраста очень любознательный и увлекающийся народ, многое хотят знать о космосе, о вселенной, о планетах. Почему земля шарообразна? Почему луна превращается в месяц? Далеко ли до солнца? И поэтому мной, педагогом дошкольного учреждения стоится работа на развитии личности ребенка, с помощью различных экспериментальных методик.

Большое значение должно придаваться не только организации детей на образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций, но и организации самостоятельной совместной деятельности детей. Образовательную деятельность  по данному направлению целесообразно проводить по подгруппам (6-8 чел.). Время поведения работы с детьми от 15 до 25 мин.

     Задания можно предлагать сразу нескольким детям.  Например, один предметный материал и общий лист бумаги. Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.

     Выполнение различных заданий идет с помощью игровых ситуаций, которые направлены на развитие логического и образного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, речи. Ребенок узнает, что такое Вселенная и Галактика, Земля и Солнце, Звезды и Кометы и т.д.

Для знакомства детей с понятием «космос», формирования познавательного интереса к космосу, можно выделить разделы работы с детьми по данной теме:

Раздел «Земля и небо»

  • Астрономия-  древнейшая наука.
  • Почему мы не замечаем вращения земли?
  • Как не заблудиться среди звезд?
  • Земной шар в роли часов.
  • Почему существует смена времени года?
  • Откуда появились дни недели и месяцы?
  • Как появился календарь?
  • Что такое звездный атлас?
  • Что такое зодиак?
  • Откуда на небе Близнецы?
  • Как на небе появился Рак?
  • Страшен ли Лев на небе?
  • Как Дева попала в круг животных?
  • Весы – единственное «неживое»?
  • Действительно ли созвездие похоже на Скорпиона?
  • Куда скачет Козерог?
  • Куда льет воду Водолей?
  • Сколько звезд видно на небе?
  • Как устроен телескоп.

 

 

Раздел «Земля и Луна»

  • Как устроена земля?
  • Если на землю смотреть из космоса.
  • Почему земля шарообразна?
  • Почему в дневное время на небе не видны звезды?
  • Что такое сумерки?
  • Что освещает землю ночью?
  • Почему луна – спутник?
  • Почему луна превращается в месяц?
  • Как там на луне?
  • Что такое кратеры?
  • Каково внутреннее строение луны?

 

Раздел «Солнце и его семья»

  • Почему Солнце светит и греет?
  • Далеко ли до солнца?
  • Как устроено солнце?
  • Из чего состоит солнце? Может ли оно погаснуть?
  • Почему земля не падает на солнце?
  • На чем держится земля?
  • Как возникли планеты?
  • Чем отличаются планеты от звезд?
  • Все о планетах, какие имеют спутники?
  • Какие планеты имеют кольца?
  • Что такое падающие звезды?
  • Что такое комета?
  • Почему у кометы есть хвост?
  • Можно ли земле встретиться с кометой?

 

Раздел «Мир Галактики»

  • Звезды – это тоже солнце.
  • Далеко ли до звезд?
  • Почему звезды светят по-  разному?
  • Какая звезда самая яркая?
  • Зачем фотографируют звезды и планеты?
  • Космические пришельцы: были или небылицы? Если они есть, то похожи ли на нас?

 

Раздел «Космос и человек»

  • Генеральный конструктор космических кораблей.
  • Байконур – главный космодром.
  • Что такое ракета и кто ее придумал?
  • Первый космонавт земли?
  • Первый выход в открытый космос.
  • Скафандр – одежда космонавта.
  • Коварная невесомость.
  • Как космонавт возвращается с орбиты?
  • Медицина и продукты питания для космонавтов.
  • Человек в космосе

 

   Закрепление знаний о космосе необходимо проводить во время игровой деятельности детей.  Можно предложить следующие дидактические игры:

  • «Планеты солнечной системы»
  • «Чем питается космонавт?»
  • «Дорисуй детали рисунка»
  • «Космические загадки».
  •  «Звездный путь»
  • «Разные картинки»
  • «Подбери одежду для космонавта»
  • «Собери ракету»
  • «Найди пару»
  • «Назови планету». 
  • «Звездное небо и созвездия»

   

     В работе с детьми необходимо продумать наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.     При проведении работы учитывать возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.   В ходе активной и творческой работы дети смогут получить представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнать имя первого космонавта Земли, познакомиться и узнать о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп». Данная деятельность способствует развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

  

       В организации работы с детьми  можно использовать следующие методы:

методы ТРИЗ, в которых успешно решаются задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;

наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;

методы проектных технологий, в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;

методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы. В работа с детьми мной использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

 

      Методический и дидактический материалы мной должны быть скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования в том, что:

  • при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
  • все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
  • родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
  • праздники, досуги, викторины не только помогают закреплять и совершенствовать знания детей, но и дают возможность реализовать эти знания в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных). 

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет  учесть принципы дошкольной дидактики:

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
  2. Принцип  последовательности.
  3. Принцип систематичности.
  4. Принцип повторности.
  5. Принцип наглядности.

 

    В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми:

  • образовательная деятельность
  • свободная игра, индивидуальная работа с детьми
  • чтение художественной литературы
  • беседы с детьми
  • развлечения
  • викторины

    Все эти формы служат достижению цели - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.

 

      Для познавательного развития с детьми можно проводить тематические беседы:

  • «Зачем нужно изучать космос?»
  • «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты»
  • «Планеты и звезды»
  • «Какие бывают космические корабли»
  • «Звезды и созвездия»
  • «Земля - наш дом во Вселенной»
  • «Солнце - источник жизни на Земле».

    Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.

    Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получат, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.

 

     Занимаясь художественной деятельностью ребята могут лепить веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги, ткани и фольги на тему «Звезды и кометы», изображали свои представления о полете в космос. Также создавать макеты « Ракета на старте», панно « Космический коллаж». Все эти поделки можно выставлять на выставке «Под куполом небес…».

     Творчество по теме: «Удивительный космос» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях.   

      При подготовке детей к лепке и рисованию можно использовать художественную литературу: прекрасную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Незнайку на Луне» Н.Носова, рассказы и стихи о космосе и космонавта разных авторов, рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии. Лепка по темам «В далеком небе, или звездное небо» (лепка), «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса» может завершиться большой коллективной работой « Космическая панорама». Для этого необходимо собрать все поделки на космическую тему. На стене прикрепить картину «Звездное небо», рядом с ней поставить панораму «Космодром». Эти работы не просто станут выставкой, но и возможностью «оживить» созданный самими детьми «космос». У детей появиться желание обыграть, «оживить» созданную композицию.    Космические корабли «запускаются» в открытый космос, там же совершают свои полеты спутники. Космонавты готовятся к полету, летят, выходят в открытый космос или высаживаются на Луне. Прилетают инопланетяне на летающих тарелках. Развивается игра, к которой дети возвращаются снова и снова, придумывают все новые и новые сюжеты. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.

 

     Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Так общими стараниями могут быть созданы тематические альбомы «Российская космонавтика: вчера и сегодня», «Чувашия – Родина трех космонавтов!» и др. С помощью родителей могут быть созданы макеты «Планеты Солнечной системы», «Земля, Солнце и Луна», которые заслуженно пользуется вниманием детей и педагогов при работе по теме «Космос». Также родители вместе с детьми могут создать «Звездную книгу», в которой собраны рассказы, рисунки и тематические картинки созвездий, под которым родился их ребенок.

     Совместно с родителями можно пополнить мини – уголки атрибутов для дидактических и сюжетно – ролевых игр: «Скафандр» космонавта, «пульт управления», «телескоп» для наблюдения за звездами, забавные «инопланетяне», сделанные из коробок и пластиковых бутылок, зонт с созвездиями.

 

 

Библиографический список

 

Гордон  Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».

Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый горд”, М.,

Левитан Е.П.  «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс

Левитан Е, П. "Твоя Вселенная"

Левитан  Е.П.  "Звёздные сказки"

Майорова  Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.

Парамонов  Ж., “Забавная астрономия для малышей”.

Порцевский  К.А.“Моя первая книга о Космосе”

« Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)

 Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Талимонова  Л. "Сказки о созвездиях"

Аверьянова А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2001.

 шиков В., Ашикова С. Сказочная хрестоматия про Небо и Землю. – М.,2000.

Волков А. Земля и небо. – М., 1972.

Гонтарук Т. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Космос. – М., 1995

Гибсон Р., Гайлер Д. Делай и играй. Веселые игры – М., 1995

Журнал «Обруч»№ 1 – 2002. Картотека созвездий .

Зигель Ф. Сокровища звездного неба. – М., 1986

Кащенко В. Найди созвездия. – М., 1974.

Комарова Т., Савенков А. Коллективное творчество детей. – М., 1998

Клушанцев П. Дом на орбите. – М.,1975

Клушанцев П. О чем рассказал телескоп. – Л., 1980

Курбатов. Я хочу в Космос. – Л., 1980.

Кошурникова Р. Космонавтом быть хочу! – М., 1983.

Левитан Е. Сказочные приключения маленького астронома. – М., 1990

Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М., 1967

Леонов А. Шаги над планетой. – М., 1999

Лыкова И. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2000

Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – М., 1999

Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1998

Светлова И. Мой первый атлас. – М., 2002

Скоролупова О. Покорение космоса. – М., 2002

Синицына Е. Умные занятия. – М.,1998

Ушакова О., Арушанова А. Речевые игры и упражнения.- М.,1996

Федорова Е. Интеллектуальные игры, для развития мышления. – М., 1996

http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos - раскраски «Космос»

http://mults.spb.ru/mults/?id=1375 - Мультфильм "Мурзилка на спутнике"

http://mults.spb.ru/mults/?id=230\ - Мультфильм "Незнайка на Луне.

http://festival.1september.ru/articles/628166/ - Проект по дополнительному образованию "Покорение космоса", автор: воспитатель -  Ярызько Ольга Олеговна

http://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-robota-na-planetu-zemlja.html - http://montessoriself.ru/sozvezdiya-dlya-detey/ -  «Изготавливаем созвездия своими руками»

http://montessoriself.ru/sozvezdiya-kartinki-dlya-detey/ - «Детям о созвездиях»

http://www.maam.ru/detskijsad/kruzhok-zvezdochet-scenarii-zanjatija.html - Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций «Зодиакальные созвездия»

http://planetadetstva.net/other/delovaya-igra-poznavatelnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html  - Деловая игра «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»