Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1
г. Новочеркасска Ростовской области
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
СКАЧАТЬ (с фото)
Воспитатель старшей группы
Якшина Елена Георгиевна
Задачи:
- расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
«Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну»
Это известное стихотворение Александра Яшина написано в 1967 году. Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи.
Как переменчива зимняя погода – то завьюжит, то капель зазвенит и дороги заледенеют, то сугробы наметет – не пройти! Начало зимы ещё не так страшно для наших пернатых друзей, так как ещё можно найти себе пропитание. А конец зимы – испытание для всего пернатого мира. Птицы голодают, перебиваются кое-как в ожидании тепла. Вот тогда особенно пригодится помощь человека. Взрослый должен помочь птицам и научить этому детей: сделать и развесить кормушки для птиц, постоянно подкармливать их, выкладывая корм в одно и то же время, иначе они замёрзнут без еды и движения. Большинство птиц зимой погибают именно от бескормицы. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц.
В нашей группе «Почемучки» уже второй год проводятся мероприятия, направленные на оказание помощи зимующим птицам нашего региона. С помощью родителей дети изготовили кормушки из различных материалов (фанера, картонные коробки, пластиковые бутылки и т.д.). Мы собирали разнообразный корм для птиц (семена подсолнечника, гречка, пшено, ягоды, сухари и т.д.). Родители и дети ответственно отнеслись к этому серьёзному и нужному делу: было изготовлено и развешено на территории детского сада восемь кормушек, собрано более пяти килограммов корма для птиц.
«Трудно - ох, трудно! – приходится зимой птицам! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра, - не находят и гибнут.
SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь! Строй птицам теплые домики и устраивай столовки!» (В. Бианки «Лесная газета»).
Дети ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», во время прогулки чистят кормушки, пополняют их свежим кормом. Наблюдая за птицами, дети заметили, что птицы прилетают к кормушкам почти в одно и то же время – как раз ближе к обеду, когда распогодится, и вечером, около пяти часов. Ребята сделали вывод, что световой день у птиц короче, они ориентируются по солнцу, поэтому и «ужин» у них случается пораньше. При чём каждый вид птиц старался прилететь к кормушкам в определённый промежутком времени. Так нами были замечены сначала воробьи, чуть позже прилетели синички и голуби, несколько раз подлетали красногрудые снегири. Воробьи и голуби прилетали стайками, а синички по 2-3.
Кормушки за время наблюдений посетили 6 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, снегири, вороны и сороки. Больше всего на кормушку прилетало воробьёв. Позже мы выяснили, что синицы прилетали тогда, когда в кормушку мы клали кусочки сала и семечки. Воробьи прилетали независимо от того, какой в кормушке корм.
Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его.
Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может складываться по-разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни кормятся, другие только наблюдают за остальными).
Цикл наблюдений.
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
Наблюдение 2. «Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по земле?» (Задание детям для самостоятельного
наблюдения.)
Цель: учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
Наблюдение 4: «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты. Птицы летают, потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха; птицы могут летать и не размахивая крыльями - планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются. Садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.
Наблюдение 5. «Когда птицы бывают заметны?»
Цель: познакомить детей с умением птиц затаиваться, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
План мероприятий с детьми старшей группы.
v Беседы: «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой»
v Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, альбома «Зимующие птицы»
v НОД: «Птички - невелички»
v Просмотр видеофильмов о зимующих птицах
v Слушание аудиозаписи «Звуки природы», (голоса птиц)
v Цикл наблюдений на прогулке
v Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба», Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости»
v Загадки, кроссворды
v Продуктивная деятельность: «Раскрась птичку», «Снегирь».
v Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Домашние птицы»
v Подвижные игры: «Воробушки и автомобили», «Кот и птички», «Где твое гнездышко?»
v Знакомство с природоведческими писателями. (Е.Чарушин, В.Бианки, М.Пришвин)
v Выставка детских книг о птицах.
v Коллективная работа «Снегири на дереве»
v Изготовление кормушек, подкорм птиц
План мероприятий с родителями
v Буклеты: «Покормите птиц зимой»
v Памятки: «Меню для птиц»
v Буклет «Помогите птицам зимой»,
v Участие в изготовление кормушек, заготовке корма
v Организация наблюдения за зимующими птицами за пределами детского сада
Итог: в рамках акции «Птичья столовая» проведена работа по экологическому воспитанию, познавательно-речевому, социально-коммуникативному, художественно- эстетическому развитию воспитанников; у детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения мероприятий; проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родителей.
В ходе проведения мероприятий дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года.
Педагоги и дети детского сада №1 «Ёлочка» решили сделать традицией проведение акции «Птичья столовая», прививая детям любовь ко всему живому, надеясь, что «их рука - ни горести, ни боли не принесет нигде и никому».
Но и с приходом первых весенних деньков наша зимняя столовая будет продолжать работать до апреля, когда появляется первая зелень.
«Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.»
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приметы про птиц.
1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.