Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3935 "Психологическая безопасность образовательной среды в ДОУ"

Опубликовано 20.04.2018

Бельская Лариса Александровна
МБДОУ д/сад № 63 "Лесная полянка"
Воспитатель
"Психологическая безопасность образовательной среды в ДОУ"

 

ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно положениям Стандарта развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должны соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Но, насыщенность образовательной среды - характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребёнка и творческий характер его деятельности, а с другой - может вызывать напряжённость, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребёнка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.

Потому одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность. Нельзя забывать, что важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учёт индивидуальных потребностей детей.

Компоненты психологической безопасности образовательной среды:

  • Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды.
  • Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам.
  • Реализация потребностей ребёнка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении.
  • Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития.
  • Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребёнка.
  • Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребёнка.
  • Поощрительное воздействие (эффективное воздействие педагогами всего спектра поощрения).

Психологическая безопасности среды обеспечивается путём формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребёнок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребёнка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, гибкое введение ограничений, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребёнок испытывает чувства психологической защищённости, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, помощниками воспитателя, педагогами) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:

  • Отсутствие необоснованных запретов:
  • Продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия.
  • Отсутствие психологической манипуляций со стороны взрослых.
  • Субъективно-личностное общение с ребёнком.
  • Представление ребёнку возможностей для самостоятельной деятельности, проявление инициативы и принятия решений (в рамках возраста).
  • Возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса.
  • Возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени - отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело).
  • Открытое, позитивное информирование ребёнка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия.
  • Поощрение собственной активности ребёнка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции.
  • Наличие адаптивных ритуалов, вплетённых в ежедневное взаимодействие с окружающими.
  • Удовлетворённость всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.

Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребёнка по следующим причинам:

  • Сверхсильная стимуляция.
  • Принятие за ребёнка решений и выполнение за него действий.
  • Манипуляции ребёнком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей.
  • Ограничение детской инициативы и активности.
  • Неудовлетворение потребностей, в том числе движении, общении.
  • Формирование у ребёнка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман.
  • Использование неадекватной системы поощрений и наказаний.
  • Не предъявление ребёнку позитивных ожиданий в отношении его развития.
  • Не предсказуемость шума (неожиданные не понятные ребёнку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событий.
  • Не предсказуемость жизнедеятельности во времени.

Образовательная среда должна создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка. Негативные социальные переживания упрощают картину "Я" и создают отрицательный фон отношения к миру.

Образовательная среда - это совокупность педагогических условий направленная на воспитание, обучение, развития личности, которая характеризуется:

a)     взаимодействием ребёнка со взрослыми и детьми;

b)    взаимопониманием, коммуникацией, рефлексией.

Предложенная модель - это психологически безопасная образовательная среда:

  • имеет референтную значимость;
  • удовлетворяет  основные потребности в личностно - доверительном общении;
  • обеспечивает психологическую защищённость включенных в неё субъектов;
  • создаётся через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучение сотрудничеству и отказ от психологического насилия во взаимодействии.

Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.

Т.В. Тупахина считает, что психологический комфорт для ребёнка в детском саду определяется положительным  эмоциональным фоном, удобным развивающим пространством и отсутствием психического и физиологического напряжения для организма.

Автор выделяет следующие критерии, составляющие психологический комфорт ребёнка в ДОУ.

  1. 1.     Спокойная эмоциональная обстановка. Отсутствие психологического напряжения в семье, оказывает значительное влияние на психологический комфорт ребёнка в ДОУ. Любовь, уважение и понимание родных настраивает ребёнка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога - изучить психологическую обстановку в семье через анкетирование, мониторинги; необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждой семьи.
  2. 2.     Распорядок дня. Распорядок дня должен быть стабильным. Ребёнок, привыкший к определённому порядку, более уравновешен. Имеет представление о последовательности занятий, смену видов деятельности в течении дня и заранее настраивается на них. Спокойная обстановка жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что то не успевают.
  3. 3.     Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрасту и особенностям группы.
  4. 4.     Стиль поведения воспитателя. Воспитатель должен быть спокоен и доброжелателен. Проявлять равное отношение ко все детям. Педагогу необходимо следить за своим психологическим состоянием для того, чтобы предотвратить возможность агрессивных вспышек и усталости.
  5. 5.     Добрые традиции. Чтобы донести до каждого ребёнка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции. Такие как дни рождения, "круг хороших воспоминаний", хорошая традиция "вопросительное место" - это стул, на котором наклеен знак вопроса, ребёнок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребёнку, находящемуся на "вопросительном месте".

По мнению Т.В.Тупахиной атмосфера психологического комфорта для ребёнка создаётся психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно развивающей, психотерапевтической и психокоррекционной.

В статье "Насилие в дошкольном учебном заведении" акцентируется внимание на буллинге. В переводе с английского - агрессивное преследование, травля, запугивание, третирование, задирание. Отмечается, что буллинг, распространён и среди детей дошкольного возраста.

В статье отмечают, что буллинг проявляется через:

  • Физическую агрессию (ситаутивные удары, щипание);
  • Социальное давление, когда группа детей неоднократно и демонстративно отказывается играть с одним из воспитанников;
  • Словесные нападки (непрекращающиеся насмешки и высмеивание).

В статье обращается внимание на то, что буллинг может вызвать у "жертв" большой стресс, страх и тревогу. Кроме того даются результаты исследования, свидетельствующие о том, что проявление агрессивного поведения в детском возрасте приводит нередко в будущим к употреблению наркотиков, алкоголя, к совершению преступлений.

Родителям дошкольников предлагается перечень признаков, по которым можно определить подвергается ли ребёнок буллингу:

  1. 1.     Ребёнку вдруг страшно идти в детский сад;
  2. 2.     Жалобы на головные боли или боли в животе без какой-либо причины;
  3. 3.     Не отпускает родителей, проявляет плаксивость;
  4. 4.     Приходит домой с необъяснимыми травмами;
  5. 5.     Уединяется или впадает в состояние депрессии;
  6. 6.     Рассказывает об одном каком-то ребёнке, который делает ему всякие гадости;
  7. 7.     Имеет трудности с концентрацией внимания;
  8. 8.     Избегает зрительного контакта, когда вы спрашиваете его о детском саде.