Ладягина Нина Александровна
МДОУ д/с№6
Ульяновская область, р.п.Новоспасское
воспитатель
"В русской избе"
Конспект образовательной деятельности в режимных моментах
в средней группе №1 на тему: "В русской избе"
Подготовила: воспитатель Ладягина Н.А.
Программное содержание:
1. Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей.
2.Познакомить детей с русской народной зимней обувью - валенками..
3.Активизировать и обогащать словарный запас названиями предметов старины..
4.Воспитывать любовь к истории народа и его традициям.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о валенках, заучивание потешек.
Наглядный материал: Макет русской печки, кочерга, ухват, лопатка, чугунок , решето, валенки, лапти, шерсть,.
Ход беседы.
Воспитатель в роли хозяйки.
- Здравствуйте, гости дорогие, ребятушки золотые! Прошу вас в гости в избу.
Гость на порог - хозяйке радость.
Садитесь, будьте как дома.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель:
Ребята, вы приходили уже ко мне в гости, я рассказывала вам о своем житье - бытье, о своей избе.
Хочу послушать вас, мои дорогие:
Для чего человеку дом? (ответы детей)
Из чего сделана моя изба?( ответы детей)
Что в моей избе главное, занимает почетное место? (печь).
Почему хозяйка не могла без печки?(ответы детей)
Воспитатель:
Печь - сердце дома. Печь кормила, обогревала дом, на ней спали, лечились от простуды, сушили одежду. даже мылись и парились в печи.
Встаю я рано поутру, и первым делом печь растапливаю.
А чем печь топили?(ответы детей)
Печка - кормилица. Кто мне скажет , что готовили в печи?
(дети отвечают)
Правильно, ребятушки, в большом чугуне щи варили, в чугунке поменьше - кашу, а какие вкусные пироги пекли. Молодцы.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, что еще знакомо вам в моей избе? (Ухват, утюг, рубель, коромысло, прялка, веретено)
А что на половике у печки стоит?(лапти). Лапти - это обувь, которую носили летом, осенью, да весной. Лапти плели из лыка - коры дерева липы.
А когда наступала зима, на смену лаптям люди научились делать другую, теплую обувь, а какую - узнаете из моей загадки:
Теплые, удобные
Ноги согревают,
Долго по морозу
Ходить нам позволяют.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки
В них мы бегаем зимой
Утром в садик, днем домой.
Воспитатель: Да, это валенки. Зимняя обувь, которую придумали и научились делать в России, она спасала от зимних морозов. Делали валенки из овечьей шерсти. Шерсть состригали с овечки, (показать шерсть, дать потрогать), потом шерсть чесали, трепали, мочили, варили, валяли, на колодку надевали и сушили.
Носили валенки и простые люди и даже цари. Валенки не только грели ноги, но и лечили. При простуде попробуйте одеть валенки на босу ногу, да походите по дому, быстро поправитесь, а если устали ножки, опять валенки наденьте, посидите в них - усталость как рукой снимет.
Вот они, валенки, стоят на печи.
Что делают валенки на печке? (сохнут)
(Слышится шум за печкой).
Воспитатель: Что за шум?
Что такое случилось?
(валенки толкаются)
Да, никак валенки мои ссорятся. Ой -ёй -ёй, как вам не стыдно, у нас гости, а вы ссоритесь.
Воспитатель:
А поссорились они из - за того, что каждый хочет быть первым- правым. чтобы хозяин его одевал первым.
(Обращается к валенкам) Не ссорьтесь, посмотрите как дети валенки надевают.
Физкультминутка
Возьмем валенок с печи
Оденем на ножки.
На правую, на левую,
На левую, на правую
Потопаем немножко.
Ох, хороши валенки
У ребят на ножке.
Будем валенки снимать.
Снимем с левой ножки,
Снимем с правой ножки.
Ножки будут отдыхать,
А валенки своих хозяев ждать.
А помирить валенки нам поможет сказка "Теплые валенки" (Владимир Новиков)
Стояли на русской печи теплые валенки. Всю ночь молчали, а перед тем, как хозяину идти на работу, вдруг начали выяснять, кто из них кто:
— Я правый! — сказал первый валенок. — Меня первым хозяин надевает.
— Нет, я правый! А ты — левый! — сказал другой валенок. — Это меня хозяин, когда уходит на работу, всегда первым надевает.
Каждому из них почему-то хотелось быть правым и никто не хотел быть левым. Они считали: правая нога главнее, потому что хозяин всегда с правой ноги начинает обуваться. И продолжали доказывать друг другу:
— Я правый! — сказал первый валенок.
— Нет, я правый! — сказал второй.
— Нет, я! — сказал первый.
— Нет, я! — сказал второй.
И тут первый в гневе толкнул второго, и тот упал с печки прямо под ноги хозяину. Хозяин удивился, поднял валенок, сунул в него правую ногу, а левую в тот, что с печки снял.
О, как возгордился второй валенок, что он сегодня первый, а, значит, главный.
Шагает хозяин на работу и слышит, как поскрипывает снег под валенками, но не слышит, как в это время первый валенок говорит второму:
— Знаешь, брат, прости меня! Но всё же давай договоримся по-честному: сегодня ты — правый, а завтра я буду — правый!
— По-честному, так по-честному! — сказал второй. — Тогда завтра утром я тебя с печки столкну.
С тем и договорились.
Воспитатель:
Ну вот, вроде и не шумят мои валенки. Тоже наверное договорились. Вы согласны, дети?
Чему учит нас эта сказка? (не ссориться, уметь договариваться, уступать друг другу).
Поиграем в игру: Я начну предложение, а вы закончите.
Эта сказка называется... ("Теплые валенки")
Валенки - это зимняя ...(Обувь)
Валенки делают из ...(шерсти)
Шерсть берут... (у овечки)
Валенки не только ...(греют), но и ...(лечат)
Дети, если вы своим родителям расскажете о пользе, которую приносят валенки, то, наверное, каждый из вас зимой будет ходить в теплых полезных валенках.
Если ты обут как надо,
То ты от холода спасен.
В России валенки - отрада,
И в этом каждый убежден!