Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3939 "В русской избе"

Опубликовано 22.04.2018

Ладягина Нина Александровна
МДОУ д/с№6
Ульяновская область, р.п.Новоспасское
воспитатель


"В русской избе"

 

 

Конспект образовательной деятельности в режимных моментах

в средней группе №1 на тему: "В русской избе"

Подготовила: воспитатель Ладягина Н.А.

Программное содержание:

1. Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей.

2.Познакомить детей с русской народной зимней обувью - валенками..

3.Активизировать и обогащать словарный запас названиями предметов старины..

4.Воспитывать любовь к истории народа и его традициям.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о валенках, заучивание потешек.

Наглядный материал: Макет русской печки, кочерга, ухват, лопатка, чугунок , решето, валенки, лапти, шерсть,.

Ход беседы.

Воспитатель в роли хозяйки.

- Здравствуйте, гости дорогие, ребятушки золотые! Прошу вас в гости в избу.

Гость на порог - хозяйке радость.

Садитесь, будьте как дома.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель:

Ребята, вы приходили уже ко мне в гости, я рассказывала вам о своем житье - бытье, о своей избе.

Хочу послушать вас, мои дорогие:

Для чего человеку дом? (ответы детей)

Из чего сделана моя изба?( ответы детей)

Что в моей избе главное, занимает почетное место? (печь).

Почему хозяйка не могла без печки?(ответы детей)

Воспитатель: 

Печь - сердце дома. Печь кормила, обогревала дом, на ней спали, лечились от простуды, сушили одежду. даже мылись и парились в печи.

Встаю я рано поутру, и первым делом печь растапливаю.

 А чем печь топили?(ответы детей)

Печка - кормилица. Кто мне скажет , что готовили в печи?

(дети отвечают)

Правильно, ребятушки, в большом чугуне щи варили, в чугунке поменьше - кашу, а какие вкусные пироги пекли. Молодцы.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, что еще знакомо вам в моей избе? (Ухват, утюг, рубель, коромысло, прялка, веретено)

А что на половике у печки стоит?(лапти). Лапти - это обувь, которую носили летом, осенью, да весной. Лапти плели из лыка - коры дерева липы.

А когда наступала зима, на смену лаптям люди научились делать другую, теплую обувь, а какую - узнаете из моей загадки:

Теплые, удобные

Ноги согревают,

Долго по морозу

Ходить нам позволяют.

              Не ботинки, не сапожки,

              Но их тоже носят ножки

              В них мы бегаем зимой

             Утром в садик, днем домой.

 

Воспитатель: Да, это валенки. Зимняя обувь, которую придумали и научились делать в России, она спасала от зимних морозов. Делали валенки из овечьей шерсти. Шерсть состригали с овечки, (показать шерсть, дать потрогать), потом шерсть чесали, трепали, мочили, варили, валяли, на колодку надевали и сушили.

  Носили валенки и простые люди и даже цари.  Валенки не только грели ноги, но и лечили. При простуде попробуйте одеть валенки на босу ногу, да походите по дому, быстро поправитесь, а если устали ножки, опять валенки наденьте, посидите в них - усталость как рукой снимет.

     Вот они, валенки, стоят на печи.

Что делают валенки на печке? (сохнут)

(Слышится шум за печкой).

Воспитатель: Что за шум?

Что такое случилось?

(валенки толкаются)

Да, никак валенки мои ссорятся. Ой -ёй -ёй, как вам не стыдно, у нас гости, а вы ссоритесь.

Воспитатель:

А поссорились они из - за того, что каждый хочет быть первым- правым. чтобы хозяин его одевал первым.

(Обращается к валенкам) Не ссорьтесь, посмотрите как дети валенки надевают.

Физкультминутка

Возьмем валенок с печи

Оденем на ножки.

На правую, на левую,

На левую, на правую

Потопаем немножко.

Ох, хороши валенки

У ребят на ножке.

Будем валенки снимать.

Снимем с левой ножки,

Снимем с правой ножки.

Ножки будут отдыхать,

А валенки своих хозяев ждать.

 

 

А помирить валенки нам поможет сказка "Теплые валенки" (Владимир Новиков)

Стояли на русской печи теплые валенки. Всю ночь молчали, а перед тем, как хозяину идти на работу, вдруг начали выяснять, кто из них кто:

— Я правый! — сказал первый валенок. — Меня первым хозяин надевает.

— Нет, я правый! А ты — левый! — сказал другой валенок. — Это меня хозяин, когда уходит на работу, всегда первым надевает.

Каждому из них почему-то хотелось быть правым и никто не хотел быть левым. Они считали: правая нога главнее, потому что хозяин всегда с правой ноги начинает обуваться. И продолжали доказывать друг другу:

— Я правый! — сказал первый валенок.

— Нет, я правый! — сказал второй.

— Нет, я! — сказал первый.

— Нет, я! — сказал второй.

И тут первый в гневе толкнул второго, и тот упал с печки прямо под ноги хозяину. Хозяин удивился, поднял валенок, сунул в него правую ногу, а левую в тот, что с печки снял.

О, как возгордился второй валенок, что он сегодня первый, а, значит, главный.

Шагает хозяин на работу и слышит, как поскрипывает снег под валенками, но не слышит, как в это время первый валенок говорит второму:

— Знаешь, брат, прости меня! Но всё же давай договоримся по-честному: сегодня ты — правый, а завтра я буду — правый!

— По-честному, так по-честному! — сказал второй. — Тогда завтра утром я тебя с печки столкну.

С тем и договорились.

 

Воспитатель:

Ну вот, вроде и не шумят мои валенки. Тоже наверное договорились. Вы согласны, дети?

Чему учит нас эта сказка? (не ссориться, уметь договариваться, уступать друг другу).

Поиграем в игру: Я начну предложение, а вы закончите.

Эта сказка называется... ("Теплые валенки")

Валенки  - это зимняя ...(Обувь)

Валенки делают из ...(шерсти)

Шерсть берут... (у овечки)

Валенки не только ...(греют), но и ...(лечат)

Дети, если вы своим родителям расскажете  о пользе, которую приносят валенки, то, наверное, каждый из вас зимой будет ходить в теплых полезных валенках.

Если ты обут как надо,

То ты от холода спасен.

В России  валенки - отрада,

И в этом каждый убежден!