Короткова Юлия Евгеньевна
МБДОУ "Куньинский детский сад "Лучик" Куньинского района Псковской области
Псковская область пос. Кунья
Педагог - психолог
Родительское собрание
«Что такое инклюзивное образование»
«Если я чем-то на тебя не похож,
Я этим вовсе не оскорбляю тебя,
А, напротив, одаряю»
Антуан де Сент-Экзюпери
Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования
Задачи:
- Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»
- познакомить родителей с понятиями: ОВЗ, толерантное воспитание;
- учить признавать право любого человека быть «другим»;
- создавать условия для толерантного воспитания детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, через просвещение родителей (законных представителей).
«Должны ли «необычные, особенные» дети учиться в обычных детских садах и школах?». Для любого родителя и педагога любой ребенок «необычный», но в нашем случае пойдет речь о детях с ограниченными возможностями здоровья, т.е. об инклюзивном образовании.
Инклюзивное ( включенное) образование – это такой процесс обучения, при котором любой ребенок может получать образование в независимости от физических или умственных особенностей, культурной принадлежности, национальности, социального происхождения и других отличий.
Инклюзивное образование предусматривает возможность обучения «особенного» ребенка в обычном детском саду с нормально развивающимися детьми
Целью такого образования является создание без барьерной среды в обучении детей с ОВЗ.
Прежде всего, хотелось бы определиться с понятием «дети с ограниченными возможностями здоровья». Кто же такие – эти дети с ОВЗ?
К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы. Группа с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
В настоящее время выделяются следующие категории детей с
нарушениями развития:
- дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие)
- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)
- дети с тяжелыми нарушениями речи
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-дети с задержкой психического развития
-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)
-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.)
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно включиться в среду здоровых сверстников.
Многие взрослые боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.
Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что «обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого-содействует развитию толерантности…
Что же такое толерантное воспитание?
Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько вы родители будете терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение, Вам родителям, необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, понимание, сопереживание.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию у «нормы» гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные дети » учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества.
Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас должен постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ОВЗ.
Спасибо за внимание!
Педагог-психолог: Короткова Ю.Е.