Муниципальное Казенное Дошкольное
Образовательное Учреждение
«ДС «Непоседы»
Методический проект "Развивающая предметно-пространственная среда группы"
Воспитатель: Тренина И.В.
г.Муравленко
2014 год
«На развитие личности ребенка
влияет не только наследственность
и воспитание, но и немаловажное
значение играет среда, в которой
пребывает ребенок»
Английский психолог
Д. Шаттлеворт
Актуальность.
Одно из важных условий в воспитательно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста, это правильная организация развивающей предметно - пространственной среды. В нашем округе действует Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. На основании этой программы ведется ресурсная поддержка дошкольных образовательных учреждений для создания комфортных условий для обучения и воспитания дошкольников.
В нашей группе мы планируем организовать такую развивающую предметно - пространственную среду, которая включала бы в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей: развитие любознательности, творчества, коммуникативных способностей, вовлекая их в процесс познаний и усвоения навыков и умений. Мы считаем, что данный Проект позволит обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
Методологические и современные основы проекта к изучению развивающей среды:
Изучением вопросов о воспитательном потенциале развивающей среды, ее влиянии на развитие личности ребенка дошкольного возраста занимались многие ведущие известные педагоги и психологи: Божович Л. И, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Макаренко А.С., Новикова Л.И., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т., Тихеева Е.И.
Современные исследователи: Артомонова О.В., Доронова Т.Н., Короткова Н.А., Петровский В.А. и др., подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно - ориентированного взаимодействия в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики.
Цель проекта:
Создание в группе развивающей предметно – пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды группы, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Создать в группе условия для обеспечения разных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, исследовательской).
3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в группе.
Сроки проекта:
1 год.
Участники проекта:
Воспитатели, специалисты, родители, дети.
Для создания развивающих центров группы мы
руководствовались требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде:
1. Соответствие возрастным особенностям.
2.Трансформированность игрового пространства.
3.Полифункциональность игровых материалов.
4.Вариативность среды.
5. Доступность среды.
6. Безопасность среды.
Центры активности, которые планируем организовать в группе:
-Центр «читайка» образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
-Центр «природа» образовательные области: познавательное, речевое развитие.
-Центр «я познаю мир» образовательные области: познавательное, речевое развитие.
- Центр «сенсорного развития» образовательные области: познавательное развитие.
-Центр «конструктивной деятельности» образовательные области: познавательное, речевое развитие.
-Центр «хозяюшка» образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное развитие.
-Центр «семья» образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное развитие.
-Центр «мастерская» образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное развитие.
-Центр «патриотическое воспитание» образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное развитие.
- Центр «физического развития» образовательные области: физическое развитие, социально – коммуникативное.
- Центр «творчества» образовательные области: художественно – эстетическое развитие.
- Центр «музыкально-театрализованной деятельности» образовательные области: художественное – эстетическое, речевое развитие.
Все ближайшее окружение детей должно способствовать развитию творчества игры.
План мероприятий по организации развивающей предметно-пространственной среды группы
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Изучение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования |
до 01.09.2014г. |
Педагоги, специалисты. |
2. |
Изучение требований к развивающей предметно-пространственной среде группы в соответствии с ФГОС. |
Сентябрь |
Педагоги |
3. |
Анализ состояния РППС группы. |
Сентябрь. |
Педагоги |
4. |
Разработка модели РППС группы. |
Октябрь |
Педагоги, специалисты. |
5. |
Приобретение и изготовление необходимого оборудования, игрушек в соответствии с новой моделью РППС группы. |
Ноябрь-апрель |
Педагоги, родители, дети. |
6. |
Работа по приведению РППС группы в соответствии с ФГОС. |
Декабрь |
Педагоги Специалисты |
7. |
Составление отчёта по созданию условий РППС группы в соответствии с ФГОС. |
Май |
Педагоги |
Планируемые результаты для участников проекта:
Воспитатели- оформление развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС; умение проектировать модель развивающей предметно – пространственной среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Специалисты– обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Родители– повышение компетентности, через сотрудничество с педагогами в создании комфортной развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе ДОУ.
Дети- активно развиваться, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности; общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Список используемой литературы:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А.-М.,2012.
2.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
3.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2001г.
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".