Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3956 Познавательно-исследовательский проект в средней группе "Огород на подоконнике"

Опубликовано 27.04.2018

Познавательно-исследовательский проект

в средней группе №7 МБДОУ № 4

«Огород на подоконнике»

отчет

Воспитатель: Шилова Н.В.

 

 

Актуальность проблемы:

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что можно выращивать культурные растения в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому перспективной целью проекта является развитие познавательного интереса. Актуальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.

Проект: краткосрочный.

Продолжительность: 1 месяц (01-28 февраля 2018 г.)

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

 

Интеграция в ходе реализации проекта:

«Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Тру», «Физическая культура».

Цель:формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

Задачи:

Обучающие:

-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;

-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, горох, бобы, цветы);

-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Развивающие:

-Развивать познавательные и творческие способности.

-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

-Получить положительные эмоции от полученных результатов.

 

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей 4-5 лет называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогает педагог.

В данном проекте мы широко использовали метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность.  Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным.  Проект направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.  Вся работа объединена основной проблемой.  Детям, в соответствии с возрастом дано представление о культурах, выращиваемых на огороде.

На первом этапе реализации проекта совместно с родителями мы устроили на подоконнике наш огород.  Установили емкости с землей для выращивания семян овощей и бобовых культур. Так легче организовать работу с детьми, сочетая её с игрой. Для ухода за растениями использовали лейку, грабельки, лопатку.

На втором этапе совместно с детьми на огород высаживали семена.  Для огорода мы использовали семена тыквы, гороха, фасоли, кукурузы, зелень - укроп, петрушка. Грядки    снабдили планшетами-этикетками, на которых нарисованы овощные культуры. Работа на огороде проходила последовательно: посев семян, наблюдение за всходами – следили, чтобы земля не пересыхала. Поливали, рыхлили землю. Всё это помогло сформировать элементарные трудовые навыки и умения, способствующие воспитанию ответственности за порученное дело, аккуратности. Необходимость привести себя в порядок после работы на земле – это развитие культурно-гигиенических навыков.  Ознакомление с разными видами растений – это развитие познавательной сферы детей, общего кругозора, экологического сознания, любознательности и активности. Сочувствие слабому беззащитному растению, стремление его уберечь от невзгод, защитить, радость от появившихся ростков и первых плодов формируют такое качество как эмоциональная отзывчивость.  Совместное взаимодействие в процессе выполнения трудовой деятельности со взрослыми и сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, освоению разнообразных средств общения через становление экологической субкультуры детей.  Красота природных объектов и их идеальные пропорции формируют эстетический вкус, умение видеть прекрасное в повседневном, обыденном.  Необходимость соблюдать определенную последовательность действий при уходе за растениями учит детей самоконтролю, саморегуляции, организации собственной деятельности последовательно и целенаправленно. Такую работу мы делали впервые. Детям очень понравилось наблюдать за той жизнью, которая происходит с растениями.  Всё это было похоже на волшебное превращение, которые происходили при помощи простых вещей света и воды. Этот маленький зелёный островок – огород на подоконнике заряжал нас радостью и энергией на целый день. Немаловажную роль в реализации проекта сыграли родители, сплотились в общем деле, стали активными участники педагогического процесса, заинтересованными в успешности своих детей.

В рамках проекта была реализована НОД по лепке «Сажаем лук». Активизирован словарь детей по теме «Овощи», закреплены представления детей о характерных признаках овощей и их пользе для человека. НОД «Изготовление Травянчика». «Травянчик» - это забавное существо изготовленное из опилок, капронового мешочка и семян травы. За «Травянчиком» нужно ухаживать - поливать его, тогда он будет расти, вернее, расти будет его прическа, которая со временем станет густой шевелюрой и ее можно будет даже подстригать. Это удивительно, но наблюдать за этим любят не только дети, но и взрослые и никто не может пройти мимо, чтобы не улыбнуться и не потрепать «Травянчика» по «шерстке».

Был выращен витаминный кактус из головок лука - лук посадили на вертикальную грядку. Семена лука посадили в яичную скорлупу. На скорлупе нарисовали веселые рожицы, а пророщенные перья лука послужили волосами нашим веселым яичкам.

Посадили в пластиковые стаканчики семена крокусов, ухаживали за ними, поливали. К празднику 8 марта мы завернули в оберточную бумагу стаканчики с крокусами и дети подарили своим мамам цветы, которые сами вырастили. А у некоторых дома они расцвели.

Отгадывали загадки о культурных растениях.

Проводили опыты по выращиванию семян в тепле и в холоде, на свету и в темноте.

Играли в игру «Собери кубики» по мотивам сказок «Колосок», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Вершки и корешки», в которых в той или иной степени упоминается о растениях, семенах.

Играли в дидактические игры: «Найди овощ», «Один-много», Что лишнее?».

Дети совместно с родителями создали растительную мини-библиотеку – изготовили книги об овощах, фруктах, бобовых культурах и даже деревьях Ставропольского края.

Итог. Считаю, что задачи   проекта, реализованы в полном объёме.  Расширились знания и представления детей о процессе посадки и выращивании растений. Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнают и называет растения, их основные части. Могут сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках.  Сформировалось понятие об условиях роста растения, устанавливают связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляют желание участвовать в уходе за растениями. Таким образом, огород на подоконнике - это интересное и полезное занятие, которое не только помогает детям лучше узнать жизнь растений, но и проявить разнообразные личностные качества.