МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 7 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН
Конспект
организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
(экология)
в подготовительной группе
«Поможем бобрам сохранить водоемы!»
Образовательная область: познавательное развитие
Подготовила воспитатель:
Лопатина Евгения Михайловна
Станица Динская
2018 г.
Цель: Формировать представления о том, что водоемы нужно беречь, охранять и защищать.
Задачи:
- Формировать основы экологической культуры.
- Продолжать знакомить с правилами поведения на природе (на водоемах).
- Формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Знакомить детей с многообразием форм охраны природы.
- Совершенствовать характер действий экспериментального характера.
- Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.
- Развивать умение отвечать на вопросы разного уровня сложности.
- Развивать умение давать полный ответ, слушать высказывания других.
- Обогащать словарь: хатки, очистные сооружения, фильтры, фильтрование, фотокорреспонденты.
10.Обогащать доброжелательную форму общения со сверстниками.
11.Развивать внимание, мышление.
12.Развивать усидчивость, волевые качества: умение ограничивать свои желания, не мешать другим детям, не выкрикивать.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Предварительная работа: беседы о водоемах, о загрязнении водоемов, рассматривание фотографий и детских рисунков о загрязнении водоемов, рисование знаков на тему «Как вести себя возле водоемов», игры технологии «ТРИЗ»: «Жила-была речка» (было, сейчас, будет), «Я прав?», «Я знаю» (с микрофоном), «На водоеме».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, экран, шапочки, пилотки, знаки «Как вести себя на водоемах», ткань синяя, макет завода; игрушки: машины, человечки; оборудование для экспериментирования: емкости, воронки, тарелки.
Ход организованной образовательной деятельности:
1 слайд – водоем (заставка)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышала, что вы любите природу и всегда помогаете всем, кто оказался в беде. Что вы очень дружные. И мне очень захотелось с вами познакомиться поближе.
2 слайд - звуковое сопровождение письма
- Ой, ребята, что это? Да это сказочное электронное сообщение пришло. Сейчас узнаем, кто его прислал. Располагайтесь удобно.
3 слайд
- Это нам написал пес Шарик из Простоквашино.
- Он прислал нам фотографии своих друзей. Вы всех их хорошо знаете. Это все жители села Простоквашино.
4 слайд
- А еще Шарик прислал фотографии своего нового друга - бобра. Помните, он его спас.
5 слайд
Теперь они вместе работают фотокорреспондентами.
6 слайд
Ребята, глядя на эти фотографии, можно узнать, какое настроение у бобра? Почему? (Дети: Настроение у бобра радостное, потому что кругом красивая природа, чистая вода в озере. Бобры дружно трудятся, строят хатку. Они счастливы).
- Ребята, вы верно определили настроение бобра.
7 слайд
- А какое настроение у бобра, когда он видит вот это? (Дети: Настроение у бобра грустное, потому что вода в водоеме грязная, мусор в воде).
- Ребята, вы точно подметили, радоваться тут нечему.
- Вот поэтому Шарик переживает за бобра. Не знает, как помочь ему, как сделать, чтобы у него всегда было радостное настроение.
- Что же делать? Нельзя постоянно находиться в плохом настроении, так можно и заболеть. (Дети: Надо помочь бобру).
- Какие вы добрые ребята.
- Что же мы можем сделать? (Дети: Надо очистить водоем).
- Как мы будем очищать водоем? (Дети: Мы пойдем и уберем мусор).
- Это хорошее дело!
- Мы уберем мусор в водоемах. Но через какое-то время водоемы снова будут грязными. (Дети: Мы опять все уберем.)
- Ребята, очень много водоемов. Мы просто не сможем убрать весь мусор.
- Сначала надо разобраться, почему загрязнены водоемы, кто их загрязняет. И тогда мы поймем, что можно сделать, чтобы реки, озера и моря стали чистыми.
8 слайд
Я нашла фотографии в интернете о загрязнении водоемов.
- Что же происходит на этих фотографиях? (Дети: Из труб в водоем льется грязная вода).
- А откуда грязная вода поступает в трубы? Посмотрите на эту картинку. Что здесь находится? (Показать указкой завод). (Дети: Грязную воду сливают заводы и фабрики. Она загрязняет водоем).
- Фабрики и заводы сливают грязные отходы в речки через трубы.
- Мне очень понравилось, как ты ответил, полным предложением.
- Мне понравился твой полный правильный ответ.
9 слайд
- А что же мы видим на этой фотографии? (Дети: Люди моют машины в речке. В воду попадает машинное масло, бензин, моющие средства. Все это загрязняет воду в водоемах).
- Я рада за тебя, Коля и за тебя Оля, ответили вы верно, да еще и полным ответом.
- Вы правильно сказали, все-то вы знаете.
10 слайд
- А что вы видите на этих фотографиях? Почему много мусора? (Дети: Люди сваливают мусор в водоемы, привозят на машинах мусор, оставляют мусор на берегах водоемов после походов и пикников).
- Теперь все понятно. Люди загрязняют водоемы. Поэтому бобры расстроены.
11 слайд
- Хорошо ли живется животным и растениям в загрязненных водоемах? Почему? (Дети: В загрязненных водоемах животные и растения могут заболеть или погибнуть).
- Даже птицы страдают от этого. Они питаются зараженными растениями и рыбой. Да и еды становится мало.
12 слайд
- На этих фотографиях видно, что есть добрые люди, которые заботятся о нашей природе. Они убирают мусор на берегу реки и вылавливают его из воды.
13 слайд
- Есть такая организация «Зеленый патруль». Она оберегает, защищает и спасает природу. Вывешивает плакаты, чтобы люди не загрязняли водоемы. На этом плакате призывают не загрязнять водоемы промышленными отходами.
- Также проводят конкурсы среди детей, чтобы привлечь внимание к этой беде.
14 слайд
- Вот на этом конкурсе дети рисовали разные картины о загрязнении водоемов и о спасении их.
- О чем заставили задуматься картины юных художников? (Дети: Эти картины напоминают людям, что природу надо спасать. Посмотрев на эти картины, люди не будут мусорить в водоемах и на берегах, не будут мыть машины в водоемах. Перестанут сливать грязные отходы в водоемы).
- Мне очень понравились ваши ответы. Думаю, это понравилось жителям Простоквашино.
15 слайд
- Автор в названии картины призывает людей: «Поможем бобрам».
- Вот и пес Шарик отправляет всем письма, чтобы люди задумались и не губили природу. Какое доброе дело он делает.
- А как же люди могут помочь бобрам? (Дети: Будут убирать мусор, не будут мыть машины, не будут сбрасывать грязные отходы в речку).
16 слайд
- Давайте постараемся сделать так, чтобы наши водоемы стали чистыми, чтобы в них росли кувшинки и летали стрекозы. Они ведь живут только в чистой воде.
- Я очень рада за вас, потому что вы понимаете, что природу надо беречь и охранять.
- И хочу поиграть с вами в добрую игру «Повторяй за мной»
- Быстро встанем мы в кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Физкультминутка:
Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать, (хлопки)
Всех соседей уважать.
- Люди смогут убрать мусор, не будут больше мусорить и перестанут мыть машины в речке. А что же делать с отходами, которые сливают заводы? (Дети: Надо сделать так, чтобы не сливали отходы).
- Надо построить очистные сооружения с хорошими фильтрами. Они будут очищать отходы. И в водоемы будет сливаться очищенная чистая вода.
- Мы сейчас это проверим. Отправляемся в нашу лабораторию. Теперь мы лаборанты. Одевайте шапочки. Располагайтесь удобно за столами в лаборатории.
- В маленьких стаканчиках разные вещества: растительное масло, сахар, соль, мука, заварка чая. Попробуем растворить эти вещества в чистой воде. Нужно высыпать вещество в стаканчик и размешать его. Выбирайте вещество.
- Посмотрите, ребята, у меня мука не растворилась. Она плавает в воде и на поверхности воды. А у вас растворились вещества полностью? (Дети: У меня соль растворилась (не полностью растворилась). А у меня сахар полностью растворился. Чай смешался с водой и стал бледнее, чаинки не растворяются. Мука не растворилась. Масло не растворилось, плавает на поверхности пленкой).
- Значит, некоторые вещества не растворяются, плавают на поверхности воды, их видно. Некоторые оседают на дно. Также есть вещества, которые полностью растворяются в воде. Их не видно.
- А ведь есть опасные вещества, которые полностью растворяются в воде. Мы их и не заметим. Но вода будет уже зараженной и опасной. Поэтому пить такую воду нельзя.
- Теперь будем очищать воду. Для этого перелейте раствор в пустой стаканчик через воронку с фильтром.
- Очистилась ли вода? (Дети: У меня вода очистилась. Масло осталось на фильтре. У меня вода стала светлее, чаинки остались на фильтре. У меня на фильтре осталась мука. Вода стала чище. У меня фильтр остался чистым).
- Что же мы свами сейчас делали? (Дети: Мы очищали воду). По-другому это называется – фильтрование. Мы фильтровали воду.
- В очистных сооружениях используются очень хорошие фильтры. Они очистят отходы от грязи, масел и опасных веществ.
- Люди перестанут загрязнять водоемы. Вода в водоемах постепенно очистится, потому что она постоянно обновляется из родников, речек. А еще очищают воду раки, разные моллюски, белые кувшинки. Они очень полезны для водоемов.
- А сейчас пилотки помогут нам превратиться в зеленый патруль и отправиться на помощь бобрам.
- С чего же мы начнем наводить порядок на этом озере?
- Давайте разделимся на группы. Кто будет в вашей группе? Что вы будете делать? (Дети: убирать мусор.). Вот мешок для уборки мусора.
- А посмотрите, тут и машины моют. А кто будет в группе, которая будет следить, чтобы не мыли машины в реке?
- Ну а вы мне поможете разобраться с грязными отходами. Согласны?
- Беремся за хорошее дело.
- Кто справился (справились?), а что еще можно сделать, чтобы речку больше не загрязняли? (Нужно посадить кувшинки, поселить стрекоз. А еще нужно поставить запрещающие знаки, чтобы напоминать людям, как себя вести на водоемах).
- У нас получилось сделать воду в водоеме чистой. Как нам это удалось? Что мы сделали для очищения воды в этом водоеме? (Дети: Мы убрали мусор. А мы убрали машины. Мы поставили очистные сооружения, вода из трубы стала чистая. А еще мы посадили кувшинки и принесли стрекоз. Поставили запрещающие знаки рядом с водоемом).
- Какие знаки вы поставили? (Дети: Мы поставили знаки: нельзя сливать отходы, нельзя мыть машины, нельзя стирать в воде, нельзя бросать мусор в воду, нельзя оставлять его на берегу, нельзя рвать кувшинки, ловить стрекоз, раков, и других животных).
- Мы с вами помогли бобрам очистить водоем. Какое настроение теперь будет у бобра? Почему? (Дети: Бобр будет радоваться, потому что теперь водоемы будут чистыми).
- Ребята, что нам помогло очистить водоем? (Дети: Мы навели порядок в речке).
- Зачем мы это сделали? (Дети: Мы сделали это для того, чтобы настроение у бобров было радостное. Мы сделали это для того, чтобы речка стала чистой).
- А я думаю, что вам помогла дружба и ваша доброта. Вы все очень старались. Вова, Таня, Коля…… много и правильно отвечали. Оля, Аня, Катя …..старательно убирали мусор. Егор, Олег, Саша…..помогли мне соорудить очистные сооружения. Очень старались расставлять знаки Соня, Вика и …..
- Бобры очень благодарны вам за вашу помощь. Без вас им бы было сложно справиться с этой бедой. Вы сегодня сделали доброе дело. Я очень рада за вас.
- Что вас сегодня порадовало? Почему?
- Что-нибудь удивило сегодня?
- Где вам может это пригодиться?
- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
- Что вы расскажете родителям и своим друзьям о нашей сегодняшней встрече?
- Вам важно то, что вы сегодня узнали? Почему?
- Я вижу, отличное у всех настроение, пусть оно сохранится до конца дня, чтобы им поделиться потом с мамами, папами и друзьями.
- А я напишу письмо Шарику в Простоквашино. Расскажу о ваших добрых делах, о том, что вы очень дружные, всегда отзываетесь на помощь. Спасибо вам большое, ребята. Я была рада с вами познакомиться. Расскажу о вас своим ребятам.
- А еще вам дарю игру. Вы будете играть с друзьями. И они тоже узнают, как себя вести на природе.
- Что же можно сделать, чтобы наши водоемы были чистыми? (Дети: Чтобы водоемы были чистыми, нельзя бросать мусор в воду и оставлять его на берегах рек. Чтобы водоемы были чистыми, нельзя мыть машины в речке. Чтобы водоемы были чистыми, нельзя сливать грязные отходы в речку).
- Я рада, что вы знаете правила поведения на водоемах.
- Как хорошо ответил (имя ребенка), правильно, да и полным ответом.
- Давайте постараемся отвечать полным ответом, чтобы умный компьютер за нас порадовался.