Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4184 Конспект НОД по познавательному развитию с использованием проблемного обучения (экология) в подготовительной группе «Поможем бобрам сохранить водоемы!»

Опубликовано 10.08.2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 7 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

(экология)

в подготовительной группе 

 

 

«Поможем бобрам сохранить водоемы!»

 

Образовательная область: познавательное развитие


 

                                                                                       Подготовила  воспитатель:

                                          Лопатина Евгения Михайловна

 


 

Станица Динская

2018 г.

Цель: Формировать представления о том, что водоемы нужно беречь, охранять и защищать.

Задачи:

  1. Формировать основы экологической культуры.
  2. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе (на водоемах).
  3. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  4. Знакомить детей с многообразием форм охраны природы.
  5. Совершенствовать характер действий экспериментального характера.
  6. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.
  7. Развивать умение отвечать на вопросы разного уровня сложности.
  8. Развивать умение давать полный ответ, слушать высказывания других.
  9. Обогащать словарь: хатки, очистные сооружения, фильтры, фильтрование, фотокорреспонденты.

10.Обогащать доброжелательную форму общения со сверстниками.

11.Развивать внимание, мышление.

12.Развивать усидчивость, волевые качества: умение ограничивать свои желания, не мешать другим детям, не выкрикивать.

 

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Предварительная работа: беседы о водоемах, о загрязнении водоемов, рассматривание фотографий и детских рисунков о загрязнении водоемов, рисование знаков на тему «Как вести себя возле водоемов», игры технологии «ТРИЗ»: «Жила-была речка» (было, сейчас, будет), «Я прав?», «Я знаю» (с микрофоном), «На водоеме».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, экран, шапочки, пилотки, знаки «Как вести себя на водоемах», ткань синяя, макет завода; игрушки: машины, человечки; оборудование для экспериментирования: емкости, воронки, тарелки.

 

 

Ход организованной образовательной деятельности:

 

1 слайд – водоем (заставка)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышала, что вы любите природу и всегда помогаете всем, кто оказался в беде. Что вы очень дружные. И мне очень захотелось с вами познакомиться поближе.

2 слайд - звуковое сопровождение письма

- Ой, ребята, что это? Да это сказочное электронное сообщение пришло. Сейчас узнаем, кто его прислал. Располагайтесь удобно.

3 слайд

- Это нам написал пес Шарик из Простоквашино.

- Он прислал нам фотографии своих друзей. Вы всех их хорошо знаете. Это все жители села Простоквашино.  

4 слайд

- А еще Шарик прислал фотографии своего нового друга - бобра. Помните, он его спас.

5 слайд

Теперь они вместе работают фотокорреспондентами. 

6 слайд

Ребята, глядя на эти фотографии, можно узнать, какое настроение у бобра? Почему? (Дети: Настроение у бобра радостное, потому что кругом красивая природа, чистая вода в озере. Бобры дружно трудятся, строят хатку. Они счастливы).

- Ребята, вы верно определили настроение бобра.

7 слайд

- А какое настроение у бобра, когда он видит вот это? (Дети: Настроение у бобра грустное, потому что вода в водоеме грязная, мусор в воде).

- Ребята, вы точно подметили, радоваться тут нечему.

- Вот поэтому Шарик переживает за бобра. Не знает, как помочь ему, как сделать, чтобы у него всегда было радостное настроение.

- Что же делать? Нельзя постоянно находиться в плохом настроении, так можно и заболеть. (Дети: Надо помочь бобру).

- Какие вы добрые ребята.

- Что же мы можем сделать? (Дети: Надо очистить водоем).

- Как мы будем очищать водоем? (Дети: Мы пойдем и уберем мусор).

- Это хорошее дело!

- Мы уберем мусор в водоемах. Но через какое-то время водоемы снова будут грязными. (Дети: Мы опять все уберем.)

- Ребята, очень много водоемов. Мы просто не сможем убрать весь мусор.

- Сначала надо разобраться, почему загрязнены водоемы, кто их загрязняет. И тогда мы поймем, что можно сделать, чтобы реки, озера и моря стали чистыми.

8 слайд

Я нашла фотографии в интернете о загрязнении водоемов.

- Что же происходит на этих фотографиях? (Дети: Из труб в водоем льется грязная вода).

- А откуда грязная вода поступает в трубы? Посмотрите на эту картинку. Что здесь находится? (Показать указкой завод). (Дети: Грязную воду сливают заводы и фабрики. Она загрязняет водоем).

- Фабрики и заводы сливают грязные отходы в речки через трубы.

- Мне очень понравилось, как ты ответил, полным предложением.

- Мне понравился твой полный правильный ответ.

9 слайд

- А что же мы видим на этой фотографии? (Дети: Люди моют машины в речке. В воду попадает машинное масло, бензин, моющие средства. Все это загрязняет воду в водоемах).

- Я рада за тебя, Коля и за тебя Оля, ответили вы верно, да еще и полным ответом.

- Вы правильно сказали, все-то вы знаете.

10 слайд

- А что вы видите на этих фотографиях? Почему много мусора? (Дети: Люди сваливают мусор в водоемы, привозят на машинах мусор, оставляют мусор на берегах водоемов после походов и пикников).

- Теперь все понятно. Люди загрязняют водоемы. Поэтому бобры расстроены.

11 слайд

- Хорошо ли живется животным и растениям в загрязненных водоемах? Почему? (Дети: В загрязненных водоемах животные и растения могут заболеть или погибнуть).

- Даже птицы страдают от этого. Они питаются зараженными растениями и рыбой. Да и еды становится мало.

12 слайд

- На этих фотографиях видно, что есть добрые люди, которые заботятся о нашей природе. Они убирают мусор на берегу реки и вылавливают его из воды.

13 слайд

- Есть такая организация «Зеленый патруль».  Она оберегает, защищает и спасает природу.  Вывешивает плакаты, чтобы люди не загрязняли водоемы. На этом плакате призывают не загрязнять водоемы промышленными отходами.

- Также проводят конкурсы среди детей, чтобы привлечь внимание к этой беде.

14 слайд

- Вот на этом конкурсе дети рисовали разные картины о загрязнении водоемов и о спасении их.

- О чем заставили задуматься картины юных художников? (Дети: Эти картины напоминают людям, что природу надо спасать. Посмотрев на эти картины, люди не будут мусорить в водоемах и на берегах, не будут мыть машины в водоемах. Перестанут сливать грязные отходы в водоемы).

- Мне очень понравились ваши ответы. Думаю, это понравилось жителям Простоквашино.

15 слайд

- Автор в названии картины призывает людей: «Поможем бобрам».

- Вот и пес Шарик отправляет всем письма, чтобы люди задумались и не губили природу. Какое доброе дело он делает.

- А как же люди могут помочь бобрам? (Дети: Будут убирать мусор, не будут мыть машины, не будут сбрасывать грязные отходы в речку).

16 слайд

- Давайте постараемся сделать так, чтобы наши водоемы стали чистыми, чтобы в них росли кувшинки и летали стрекозы. Они ведь живут только в чистой воде.

- Я очень рада за вас, потому что вы понимаете, что природу надо беречь и охранять.

- И хочу поиграть с вами в добрую игру «Повторяй за мной»

- Быстро встанем мы в кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Физкультминутка:

Вот  Земля, наш общий дом.  («рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята,               (показывают рожки)

И весёлые котята,                     (прыжки)

И извилистые речки,                (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки.                  (крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты.                    (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно    (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

Никого не обижать,                  (хлопки)

Всех соседей уважать.

 

- Люди смогут убрать мусор, не будут больше мусорить и перестанут мыть машины в речке. А что же делать с отходами, которые сливают заводы? (Дети: Надо сделать так, чтобы не сливали отходы).

- Надо построить очистные сооружения с хорошими фильтрами. Они будут очищать отходы. И в водоемы будет сливаться очищенная чистая вода.

- Мы сейчас это проверим. Отправляемся в нашу лабораторию. Теперь мы лаборанты. Одевайте шапочки. Располагайтесь удобно за столами в лаборатории.

- В маленьких стаканчиках разные вещества: растительное масло, сахар, соль, мука, заварка чая. Попробуем растворить эти вещества в чистой воде. Нужно высыпать вещество в стаканчик и размешать его. Выбирайте вещество.

- Посмотрите, ребята,  у меня мука не растворилась. Она плавает в воде и на поверхности воды. А у вас растворились вещества полностью? (Дети: У меня соль растворилась (не полностью растворилась). А у меня сахар полностью растворился. Чай смешался с водой и стал бледнее, чаинки не растворяются. Мука не растворилась. Масло не растворилось, плавает на поверхности пленкой).

- Значит, некоторые вещества не растворяются, плавают на поверхности воды, их видно. Некоторые оседают на дно. Также есть вещества, которые полностью растворяются в воде. Их не видно.

- А ведь есть опасные вещества, которые полностью растворяются в воде. Мы их и не заметим. Но вода будет уже зараженной и опасной. Поэтому пить такую воду нельзя.  

- Теперь будем очищать воду. Для этого перелейте раствор в пустой стаканчик через воронку с фильтром.

- Очистилась ли вода? (Дети: У меня вода очистилась. Масло осталось на фильтре. У меня вода стала светлее, чаинки остались на фильтре. У меня на фильтре осталась мука. Вода стала чище. У меня фильтр остался чистым).

- Что же мы свами сейчас делали? (Дети: Мы очищали воду). По-другому это называется – фильтрование. Мы фильтровали воду.

- В очистных сооружениях используются очень хорошие фильтры. Они очистят отходы от грязи, масел и опасных веществ.

- Люди перестанут загрязнять водоемы. Вода в водоемах постепенно очистится, потому что она постоянно обновляется из родников, речек. А еще очищают воду раки, разные моллюски, белые кувшинки. Они очень полезны для водоемов.

- А сейчас пилотки помогут нам превратиться в зеленый патруль и отправиться на помощь бобрам.

- С чего же мы начнем наводить порядок на этом озере?

- Давайте разделимся на группы. Кто будет в вашей группе? Что вы будете делать? (Дети: убирать мусор.). Вот мешок для уборки мусора.

- А посмотрите, тут и машины моют. А кто будет в группе, которая будет следить, чтобы не мыли машины в реке?

- Ну а вы мне поможете разобраться с грязными отходами. Согласны?

- Беремся за хорошее дело.

- Кто справился (справились?), а что еще можно сделать, чтобы речку больше не загрязняли? (Нужно посадить кувшинки, поселить стрекоз. А еще нужно поставить запрещающие знаки, чтобы напоминать людям, как себя вести на водоемах).

- У нас получилось сделать воду в водоеме чистой. Как нам это удалось? Что мы сделали для очищения воды в этом водоеме? (Дети: Мы убрали мусор. А мы убрали машины. Мы поставили очистные сооружения, вода из трубы стала чистая. А еще мы посадили кувшинки и принесли стрекоз. Поставили запрещающие знаки рядом с водоемом).

- Какие знаки вы поставили? (Дети: Мы поставили знаки: нельзя сливать отходы, нельзя мыть машины, нельзя стирать в воде, нельзя бросать мусор в воду, нельзя оставлять его на берегу, нельзя рвать кувшинки, ловить стрекоз, раков, и других животных).

- Мы с вами помогли бобрам очистить водоем. Какое настроение теперь будет у бобра? Почему? (Дети: Бобр будет радоваться, потому что теперь водоемы будут чистыми).

- Ребята, что нам помогло очистить водоем? (Дети: Мы навели порядок в речке).

- Зачем мы это сделали?  (Дети: Мы сделали это для того, чтобы настроение у бобров было радостное. Мы сделали это для того, чтобы речка стала чистой).

- А я думаю, что вам помогла дружба и ваша доброта. Вы все очень старались. Вова, Таня, Коля…… много и правильно отвечали. Оля, Аня, Катя …..старательно убирали мусор. Егор, Олег, Саша…..помогли мне соорудить очистные сооружения.  Очень старались расставлять знаки Соня, Вика и …..

- Бобры очень благодарны вам за вашу помощь. Без вас им бы было сложно справиться с этой бедой. Вы сегодня сделали доброе дело. Я очень рада за вас.

- Что вас сегодня порадовало? Почему?

- Что-нибудь удивило сегодня?

- Где вам может это пригодиться?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

- Что вы расскажете родителям и своим друзьям о нашей сегодняшней встрече?

- Вам важно то, что вы сегодня узнали? Почему?

- Я вижу, отличное у всех настроение, пусть оно сохранится до конца дня, чтобы им поделиться потом с  мамами, папами  и друзьями.

- А я напишу письмо Шарику в Простоквашино. Расскажу о ваших добрых делах, о том, что вы очень дружные, всегда отзываетесь на помощь. Спасибо вам большое, ребята. Я была рада с вами познакомиться. Расскажу о вас своим ребятам.

- А еще  вам дарю игру. Вы будете играть с друзьями. И они тоже узнают, как себя вести на природе.

- Что же можно сделать, чтобы наши водоемы были чистыми? (Дети: Чтобы водоемы были чистыми, нельзя бросать мусор в воду и оставлять его на берегах рек. Чтобы водоемы были чистыми, нельзя мыть машины в речке. Чтобы водоемы были чистыми, нельзя сливать грязные отходы в речку).

- Я рада, что вы знаете правила поведения на водоемах.

- Как хорошо ответил (имя ребенка), правильно, да и полным ответом.

- Давайте постараемся отвечать полным ответом, чтобы умный компьютер за нас порадовался.