Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4207 Методическая разработка: Проект посвященный победе нашего народа в Великой Отечественной войне. "Дети - Герои Великой Отечественной войны"

Опубликовано 18.08.2018

 "МБДОУ №144 комбинированного вида" Приволжского района,г.Казани

 

Проект, посвященный победе нашего народа в  Великой Отечественной войне:

«Дети - герои Великой Отечественной войны»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

Мартынова Н.В.,

Воспитатель

 

 

2018г.

 

Вид: социально-значимый, познавательно-исследовательский, нравственно-патриотический.

Продолжительность: среднесрочный – 09.04. 2018г.– 10.05.2018г.

                                              Актуальность проекта:

Десятилетия отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти.

Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности детей – героев. Они заслужили право на все, кроме забвения. 

У детей  старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о её защитниках и героях.

Воевавшие люди, редко рассказывают о пионерах-героях. По той причине, что они-то знали, что это такое дети и война. Более жуткого сочетания не придумаешь.

     В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. 

     Вот и получается, что октябрята и пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах.   

Очень важно дать детям знания о подлинно исторических фактах, о значении победы нашего народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.

     Именно поэтому сейчас как никогда важно рассказать детям о подвигах их сверстников, еще совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Очень важно показать детям всю их смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине. Красота русской природы и ее богатство

всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины заключается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Величайшее мужество ,самоотверженность, вера в победу – вот что отличало советских солдат , защищавших Родину – мать ,родную землю.

     Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 

Участники проекта: дети – старшей группы, воспитатель, родители.

Виды детской деятельности:коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, игровая, восприятие художественной литературы.

 

 

 

Пояснительная записка:

В основу проекта по ознакомлению детей старшей группы с юными героями войны я взяла за основу папку о детях-героях во время ВОВ. Издательство: М.: Малыш; Издание 3-е, 1979 г.

 

В папку вложено 8 книг и 8 разворотов - картин, цветных вкладок. В книгах рассказывается о детях-героях во время ВОВ.

Состав:

Л. Яновский - Ваня Озерянский.

В. Морозов - Леня Анкиновия.

А. Гребенина - Вера Иванова.

В. Лукин - Жора Артеменков.

Л. Козлова - Толя Захаренко.

Д. Чехович - Маня Голофаева.

В. Некрасов - Боря Зеленевский.

А.Жариков - Володя Арешьянц.

 

Цель:

Формирование целостного представления воспитанников о детях-героях Великой Отечественной войны, воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

  • Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников.
  • Способствовать формированию чувства гордости за свой народ , его боевые заслуги.

 

  • Через художественные произведения, кино и фотохронику знакомить детей с историей военных лет, с героизмом, мужеством и отвагой нашего народа.

 

  • Познакомить детей с юными защитниками Отечества в годы ВОВ, воспитывать уважение и благодарность к их подвигу.

 

  • Закрепить представление детей о соблюдении традиций нашей страны: праздновании Дня Победы, проведение парада Победы, поддержании памятных мест в достойном виде.

 

  • Развивать познавательную и речевую активность детей в разных видах деятельности.

 

  • Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти бойцов ,ветеранов ВОВ.

 

  • Способствовать привлечению родителей к совместной работе над проектом.

 

 

Предполагаемый  результат:

в ходе реализации проекта

  • В группе будет дополнена развивающая среда по теме ВОВ.
  • Совместная работа с родителями поможет обогащению кругозора детей о Великой Отечественной войне и всему, что с ней связано.
  • Создание новых страниц «Книги памяти».
  • Создание альбома «Дети - герои Великой Отечественной войны»
  • Дети старшей группы познакомятся с новыми художественными и документальными произведениями о детях - героях ВОВ, что будет способствовать патриотическому воспитанию детей
  • Раскроется творческий потенциал при создании индивидуальных коллективных работ.
  • Дети научатся уважительно относится к старшему поколению, пережившему ужасы войны.
  • Расширится кругозор детей, пополнится словарный запас.

 

Обеспечение проекта

      Методическое:

  • Альбом «Октябрята - смелые ребята», - Издательство: М.: Малыш; Издание 3-е, 1979 г.
  •  А.П.Казаков, Т.А.Шорыгина «Детям о Великой Победе!»
  •  Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов»
  • Подборка  пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.
  •  Е. Т. Чусовлянкина «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников».
  • Вера Шипунова  «Беседы с ребенком. Великая Отечественная война»
  • Белоусова Л.Е. «Рассказываем детям о войне»

 

  Дидактический:

  • Художественная литература для чтения о ВОВ.
  • Подборка стихов о Великой отечественной войне, о героизме, о Победе.
  • Подборка песен о ВОВ, о Победе, о мире.
  • Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.
  • Видео и аудио материал по теме проекта.
  • Иллюстрации, фото материал о ВОВ.

 

Развивающая среда включает:

  • Расширить материалы уголка патриотического воспитания.
  • Создание тематических папок «Мы помним – мы гордимся!» «Истории наших родных», «День Победы!».
  • Создание папок на тему «Дети в годы Великой Отечественной войны», «Дети - герои войны», «Юные защитники».
  • Фигурки солдат, артиллерия времен Великой Отечественной войны, фигурки танков и самолетов военного времени.
  • Слайды с картинами художников войны.
  • Создание макетов на военную тематику.

 

Этапы реализация проекта «Дети-герои Великой Отечественной войны»

1. Подготовительный этап.

  • Постановка цели и задач, составление плана работы.
  • Пополнение дидактического материала.
  • Подборка художественной литературы.
  • Ознакомление участников с проектом.
  • Распределение работы между участниками проекта.

2. Организационный

  • Анализ результатов подготовительного этапа.
  • Активное сотрудничество со всеми участниками проекта.
  • Чтение художественных произведений о детях войны
  • Показ презентации о пионерах героях

3. Заключительный этап.

  • Обобщение результатов работы и их анализ.
  • Распространение педагогического опыта.

 

План работы по реализации проекта

 

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

 

1. Работа с детьми

1. Проведение бесед с детьми на тему:

«Дети герои Великой Отечественной войны»,

«Дети на войне», «Маленькие защитники», «Сын полка», «Юные разведчики» «Дети помощники взрослых»

Беседа - рассуждение «Чем могли помогать взрослым дети во время войны?»

 

Ознакомление с альбомом «Дети-герои войны»

Л. Яновский - Ваня Озерянский.

. В. Морозов - Леня Анкинович.

 

 

В течение реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

9 – 15 апреля

 

 

 

 

 

В течение реализации проекта

 

 

2. Чтение художественной литературы о событиях ВОВ.

- Исследование родного края: «Военные памятники в Татарстане», «Мои родные в годы войны».

 

3. Познавательные мероприятия на патриотическую тему: «Юные герои», «Памятники юным героям»

Рассматривание фото, книг, архивных материалов, изучение медалей.

Ознакомление с альбомом «Дети- герои войны»

 

А. Гребенина - Вера Иванова.

В. Лукин - Жора Артеменков.

 

В течение реализации проекта

 

 

 

16 – 22 апреля

4.Разучивание стихов и песен на военную тематику.

- Постановка сценки « Ожидание матери» о жизни детей  в блокаду Ленинграда.

- Просмотр презентаций на тему:

«Дети в годы Великой Отечественной войны», «Дети - герои войны», «Юные защитники».

- Просмотр фрагментов из кинофильмов: «Сын полка», «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Сталинград», «Улица младшего сына».

 

Ознакомление с альбомом «Дети- герои войны»

Л. Козлова - Толя Захаренко.

Д. Чехович - Маня Голофаева.

 

 

В течение реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

23 – 29 апреля

5. Заучивание военных песен  и слушание музыкальных произведений о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша»,  В.Алкина «Прощание славянки»,песню «Катюша» (музыка (М.И. Блантера, слова М.В. Исаковского). Звучит песня «В землянке» (музыка К.Я. Листова, слова А.А. Суркова).

Самостоятельный рассказ детей  «Мой прадедушка»

 

В течение реализации проекта

 

30 апреля

6. Продуктивная деятельность:

Аппликация «Открытка Ветерану».

Рисование «Георгиевская ленточка», «Победный бой», «Победная весна» «Дети на войне»

Лепка «Звезда», «Танк».

Конструирование из бумаги и бросового материала: «Военная техника», «Голубь мира», «Тюльпаны для ветерана».

 

Ознакомление с альбомом «Дети-герои войны»

 

В. Некрасов - Боря Зеленевский.

А.Жариков - Володя Арешьянц

 

В течение реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

2 – 6 мая

7. Возложение цветов к памятникам.

Беседа с детьми о памятниках героям ВОВ.

Чтение  В.Осеева «Васек Трубачев и его товарищи», рассказы о детях-героях,«Улица младшего сына» Л. Кассиль, «Тимур и его команда» А. Гайдар.Алексеев С. «Детям о войне»

Алексеев О.А. «Горячие гильзы»Богданов Н.В.  «Самый храбрый»К. Гриб  «Партизан»

Пересказ: «Мальчиш-Кибальчиш» А.Гайдар. «Маленькие рассказы о войне» С.Алексеев.

 

9 мая

 

 

 

В течение реализации проекта

 

9. Сюжетно-ролевые игры: «Медсёстры», «Разведчики», «Госпиталь», «На передовой», «Артиллеристы» «Моряки»

 

В течение реализации проекта

 

10.Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов.

 

Участие в конкурсе детского творчества, посвящённого Дню Победы.

 

 

 

 

3 – 8 мая

11. Участие в празднике «День который позабыть нельзя».

 

8-10 мая

12. Работа по составлению альбома «Дети – герои Великой Отечественной войны»

 

2.Работа с родителями

1.Подбор информации о детях - героях ВОВ.

Собрание печатных материалов в память о родных прошедших войну

В течение реализации проекта

 

2.Создание макетов на военную тематику.

9 – 10 мая

3.Изготовление поделок и рисунков, выполненных совместно с детьми. Тема «Военные годы».

3 – 6 мая

4.Оформление уголка боевой славы в группе «Никто не забыт , ничто не забыто» (иллюстрации на тему войны, макеты военной техники, боевых наград).

май

5. Экскурсия к памятнику, возложение цветов павшим за Родину в годы ВОВ.

 

9 мая

6. Выставка рисунков по прочитанным произведениям о детях войны. Тема: «Дети и война»

27 апреля

 

7. Создание семьи Хуснеевых презентации на тему: «Дети – герои  разведчики  ВОВ.»

10 мая

 

8.Создание « Письма потомков».

10 мая

3. Заключительный

1. Выставка рисунков «День Победы!»

2. Презентация альбома «Дети – герои Великой Отечественной войны»

3. Презентация выставки «День Победы!»

4.Презентация видео-проекта  семьи  Хуснеевых на тему: «Дети -  герои разведчики ВОВ».

7 - 10 мая

 

Отчёт по результатам проекта, посвященного  Великой Отечественной войне:

«Дети - герои Великой Отечественной войны»

 

Предварительную работу по усвоению детьми знаний о великой Отечественной войне начала ещё в феврале в преддверии праздника День Защитника Отечества.

Провела цикл бесед:

  • Какой праздник отмечаем в феврале?
  • Кто такие защитники Отечества?
  • У кого служат мамы и папы?
  • Рода войск.
  • Как защищали Родину наши дедушки и бабушки?

Предложила детям узнать у родителей о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

 

С семьёй Гималетдиновой Лианы собрали материал и оформили его в виде альбома «Есть такая профессия – Родину защищать».

Второе направление в моей работе – это знакомство детей с Великой Отечественной войной.

Ежедневно планировала беседы, чтение рассказов (по плану проекта).

Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.

Материал я оформила в виде альбома «Книга памяти» и папки «9 Мая».

Книга памяти содержит:

Рассказы о детях – героях.

Рассказы о прадедушках и прабабушках воспитанников старшей группы.

В папке «9 Мая» собран иллюстрированный материал, набор открыток, « Письмо потомков »,коллекции наград ,статьи о героях Великой Отечественной войны, полководцах, трудовых подвигах детей и народа в годы войны ВОВ , фото детей с родителями о праздновании Дня Победы, участие в акции « Бессмертный полк «,возложение цветов к памятникам воинам .

Отдельный альбом – это рисунки и поделки детей по теме.

Итогом этого этапа работы стало оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто«. Стенд – это совместное творчество воспитателя, детей и родителей: рисунки, коллажи, макеты.

Когда дети получили элементарные сведения о Великой Отечественной войне, работу можно продолжить, расширяя знания, дополняя их новыми сведениями, формируя интерес к истории страны, уважительное отношение к людям старшего поколения, участникам и героям войны и всем, кому дорога наша Родина.

Но при этом необходимо помнить, что перегружать детей датами нельзя. Достаточно, чтобы дети знали дату начала войны, дату Дня Победы, а так же рассказать, как долго шла война.

Постепенно подвела детей к тому, что с фашистами воевали не только на фронте солдаты, офицеры, но было очень сильно развито партизанское движение, взрослым помогали сражаться совсем маленькие дети (октябрята), подростки (пионеры), комсомольцы.

Я обратилась за помощью к родителям, чтобы совместными усилиями собрать материал о детях-героях Великой Отечественной войны. К моему удивлению в работу включились все родители.Родители принесли отдельные распечатки о пионерах-героях: Нине Богдановой, Вале Котике, Марате Казееве и многих

других.

 

 

 

Особые слова благодарности хотелось бы сказать семьям Гималетдиновых, Хуснеевых, Ахметшиных, за помощь в оформлении материала. Материал очень содержателен, здесь и текстовый материал, и фотографии.

Дети старшей группы принимали принимали участие в конкурсе детского творчества, посвящённого 9 Мая;

 

 

сделали подарки и рисунки ветеранам;    

Возложили с родителями и цветы к памятнику погибшим в годы ВОВ; участвовали с родителями в акции «Бессмертный полк»;

помогали родителям в создании макетов на военную тематику; 

 

 

рассказывали о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ; и большим интересом просматривали презентации о детях – героях;  работали с альбомами: «Мы помним – мы гордимся», «День Победы», «Дети – герои ВОВ»,  «Есть такая профессия»

 

 

 

У детей систематизировались имеющиеся знания по теме: «Дети - герои Великой Отечественной войны». Дети не только отвечают на заданные вопросы, но и могут ярко и эмоционально рассказать о запомнившихся детях-героях войны. Дети всерьез заинтересовались военными историями своих родных и их военного прошлого. Они с сочувствием говорят о нелегкой жизни их сверстников и твердят: «Это наша Родина! Мы любим нашу страну! Мы будем ее защищать!»

 

В процессе реализации проекта у детей изменилось отношение к своим близким, наблюдается проявление чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.

Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Пополнилась игротека группы новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; активность детей проявлялась в разнообразии сюжетов и ролей в самостоятельных играх  (мы солдаты, мы защищаем штаб, разведчики, медсестры и т.д.), игровых действиях и отношениях, в коллективности и длительности игр; устойчивость активности – в повторении и усложнении знакомых сюжетов, применении новых атрибутов; осознанность – в способности самостоятельно организовать игру, выполнить роль, привлечь в игру сверстников и передать им некоторую информацию.

Прослеживается положительная динамика в формировании представлений об истории страны в годы ВОВ.

У детей наступило понимание значения подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Пополнилась методическая копилка группы материалом по ознакомлению с окружающим миром.

 

 

Список литературы:

  1. Альбом «Октябрята - смелые ребята», - Издательство: М.: Малыш; Издание 3-е, 1979 г.
  2. Алёшина Н.ВПатриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004 г.
  3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005 г.
  4. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004г.
  5. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -96.
  6. Интернет – ресурсы.