Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4210 Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие в город Математических наук".

Опубликовано 19.08.2018

Василенко Ирина Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №295 Красноармейского района Волгограда",

г. Волгоград
Воспитатель

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ.

Тема: «Путешествие в город Математических наук»

Вид непосредственно образовательной деятельности: интегрированный.

Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма НОД: групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.

Программное содержание:

1.Способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения.

2.Продолжать учить детей сужать поле поиска объекта в разных видах пространства, находить точку отсчета пространства.

3.Продолжать учить видеть в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны.

4.Закрепление умения работать с числовым рядом от 0 до 20, учить ориентироваться в ряде чисел до 20.

5.Закреплять знания о структуре арифметических задач.

6.Закреплять знания о днях недели

7.Развивать функции логического мышления (синтез, анализ).

8.Воспитывать позитивный настрой науспех и желание добиваться лучших результатов.

9.Формировать навык самооценки.

Оборудование и материалы. Комплекты цифр от 1 до 20, плакат- карта, конверт с посланием, карандаши, листы в клеточку на каждого ребенка, картинки-схемы для составления задач, комплекты кубиков Никитина на каждого ребенка, геометрические фигуры, тела и предметы, для составления цепочек, ширма, декорация Дворца, кукла би-ба-бо царица Математики, план группы, коробка с шоколадными медалями.

 

Предварительная работа: беседы о науке математика, геометрия, игры с геометрическими фигурами: «Подбери фигуру», « Составь картинку» и др., игры с кубиками Никитина: «Сложи квадрат», «Сложи узор», чтение художественной литературы: загадок, стихотворений о днях недели, составление и решение арифметических задач.

Взаимосвязь с семьей: помощь родителей в подборе и изготовлении наглядного и дидактического материала.

Взаимосвязь со специалистами: обеспечение фоновой музыки в реализации деятельности НОД

 

 

 Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети стоят на ковре вокруг воспитателя.

Воспитатель. Сегодня утром я нашла в группе конверт. Хотите узнать, что там внутри?

Дети. Да.

Воспитатель. Вскроем конверт и посмотрим. (Вынимает лист бумаги.)

Это какое-то зашифрованное послание: здесь написаны только буквы и цифры. Может быть, попробуем расшифровать его?

Дети. Да.

Воспитатель. Садитесь на свои места. Сначала разомнем пальцы.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Дети берут незаточенный карандаш и по команде воспитателя катают его между пальцами: возле левого уха, возле правого уха, перед собой, над головой.

Воспитатель. Молодцы! Вы готовы к работе шифровальщика.

Проводится графический диктант.

Воспитатель напоминает, что буквы обозначают направление движения, а цифры — количество клеточек. Под диктовку дети проводят простым карандашом линию по клеткам.

В (вверх) — 2

П (вправо) — 3

Н (вниз) — 5

Л (влево) — 3

В — 2

Л — 6

В — 1

П — 1

В — 1

П — 2

Н — 1

П — 3

Воспитатель. Изображение какого предмета получилось?

Дети. Ключа.

Воспитатель. Интересно, от какой двери этот ключ и кто прислал зашифрованное письмо?! Одно могу сказать с уверенностью; тот, кто прислал нам это письмо, любит заниматься математикой и играть с числами. Это ключ от города Математических Наук, где живет царица Математики.

Вы хотите отправиться к ней в гости?

Дети. Да.

Воспитатель. Путь-дорога дальняя, через дремучий лес. Посмотрите, какой чудесный лес. Лес — это наши числа. Вот они, в рядочке (на доске числовой ряд от 1 до 20).

Называйте подряд (1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и т. д. до 20)

А теперь через одно число (1. 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19).

А теперь поиграем в игру «Числовая да — нетка».

Воспитатель. Я задумала число вы с помощью вопросов должны отгадать, какое число я задумала.

Дети задают вопросы, воспитатель отвечает.

Дети. Это число справа от 5?

Воспитатель. Нет.

Дети. Это число слева от 5?

Воспитатель. Да

Дети. Оно между 1 и 3?

Воспитатель. Нет.

Дети. Оно между 2 и 5?

Воспитатель. Да.

Дети. Оно между 3и 5?

Воспитатель. Да.

Дети. Это число 4. И т. д.

Воспитатель. Вот и закончился лес. Куда идти дальше. А поможет нам двигаться вперед, вот эта карта.

Воспитатель вывешивает на мольберт карту.

Воспитатель. Посмотрите на карту, здесь нарисовано много дорог, которые ведут к домам. Мы должны пройти все дороги по порядку и сделать остановки во всех 4 домах, выполнить задания и тогда сможем попасть в город Математических наук, где живет царица Математики.

Воспитатель. Как же пройти к первому дому и узнать первое задание?

Посмотрите на карте конверты под номерами, в них «письма». Нужно их «прочитать» (расшифровать), ориентируясь на символы в письме. Тогда можно дойти до нужного домика.

Воспитатель. Кто хочет расшифровать первое «письмо» под №1 . (Дети рассказывают мимо каких фигур нужно пройти.)

В какой дом привела эта дорога?

Дети. В дом №1.

Воспитатель. Какое задание здесь спрятано? Посмотрите, что здесь нарисовано?

Дети. Знак вопроса.

Воспитатель. Где в математике встречается вопрос?

Дети. В задаче.

Воспитатель. Из каких частей состоит задача?

Дети. Из условия, вопроса, решения, ответа.

Воспитатель. Не надейся на удачу, а реши-ка сам задачу.

Посмотрим, умеете ли вы составлять и решать задачи.

Детям раздаются картинки-схемы, по которым дети придумывают и решают задачи.

Воспитатель. Молодцы, первое испытание прошли.

Давайте, подойдем к карте и расшифруем следующее «письмо».

В какой дом привела эта дорога?

Дети. К дому №2

Воспитатель. Откроем задание №2.

Прочитаем записку: « Отгадайте предмет, части которого я назову и сложите его изображение (из кубиков Никитина).

  1. Палуба, каюта, корма, якорь (корабль)
  2. Крылья, голова, усики, брюшко (бабочка)
  3. Лепестки, листья, пестик, стебелек (цветок)
  4. Ствол, ветки, иголки, корни (елка)
  5. Стены, дверь, крыша, окна (дом)

Воспитатель. Пришло время отдохнуть.

Физминутка.

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться может.

Влево смотрим – раз, два, три.

Вправо – тоже посмотри.

Вверх потянемся, пройдёмся.

И на место вновь вернёмся

Воспитатель. Молодцы! Продолжим путешествие.

Дети расшифровывают следующее «письмо» на карте.

Воспитатель. Давайте прочитаем следующее «письмо». В какой дом привела эта дорога?

Дети. В дом №3.

Воспитатель. А вот и записка, от кого же она? Чтобы узнать прочитаем.

«Здравствуйте дорогие ребята группы «Радуга». В городе Математических наук переполох, исчезли все геометрические фигуры и тела, их укрыл в своих владениях Злой колдун. Помогите, пожалуйста, вернуть их в математику.» Царица Математики.

Воспитатель. Попытаемся помочь.

Дети. Да.

Воспитатель. Чтобы помочь нам нужно составить цепочку, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую мы можем рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например: барабан — цилиндр, круг, дом — треугольник, прямоугольник, пирамида) и т. д..

Детям предлагаются геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела. Из них они составляют цепочки.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы успешно справились с заданием! Помогли вернуть геометрических обитателей в город Математических наук.

Воспитатель. Давайте подойдем к карте и расшифруем последнее «письмо» и посмотрим какое задание там. Здесь игры.

Игра «Что длится дольше?»

Зимний день — зимняя ночь.

Летняя ночь — летний день.

Летний день -зимний день.

Зимняя ночь — летняя ночь.

Лето — три месяца.

Сутки — вечер.

Весна — март

Пятница — неделя.

Неделя — 7 дней.

Воспитатель. А теперь перечислите все дни недели. Если сегодня понедельник, то вчера было (воскресенье), а завтра (вторник), а послезавтра (среда).

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель. Я буду называть любой день недели, а вы определите положительные и отрицательные стороны.

Воспитатель. Сегодня понедельник — хорошо. Почему?

Дети. Потому, что пришел в детский сад, встретился с друзьями, начало новой, интересной недели и т. д.

Воспитатель. Сегодня понедельник — плохо. Почему?

Дети. Потому, что закончились выходные, пришлось раньше встать, родители ушли на работу и т. д.

Воспитатель. Сегодня пятница — хорошо. Почему?

Дети. Потому, что завтра выходной, приедет бабушка, пойду гулять в парк и т.д.

Воспитатель. Сегодня пятница — плохо. Почему?

Дети. Потому, что конец еще одной недели, в выходной не хожу на любимый кружок по музыке и т. д.

Воспитатель. И это задание мы выполнили. Где же живет Царица Математики?

(Звучит музыка, на ширме появляется Дворец дети проходят к нему. Появляется кукла царица Математики).

Царица математики. Ну что же, милые друзья,

Я рада, что вы нашли меня.

Каждый просто молодец!

Путешествию конец

С математикой дружите,

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старание,

Память, логика, внимание!

Я лакомство для вас оставила

В том месте, где сигнал поставила!

Детям вручается план группы, где указано место сюрприза. Дети идут на его поиски.

Игра « Пространственная Да — нетка»

Воспитатель. Царица Математики загадала объект, который находится в группе, вы с помощью вопросов должны отгадать, что же это за место, где спрятан сюрприз. Задавайте вопросы.

Дети. Это в передней части группы?

Воспитатель. Да.

Дети. Это в правой части группы?

Воспитатель. Да.

Дети. Это близко от вас?

Воспитатель. Нет.

Дети. Это дальше от вас?

Воспитатель. Да.

Дети. Это ниже уровня глаз?

Воспитатель. Да.

Дети. Это стол?

Воспитатель. Да. Ищите.

Рефлексия

Наше удивительное путешествие закончилось. Понравилось вам оно?

Дети вспоминают все задания, которые они выполняли.

- Где мы сегодня побывали?

- Что мы делали?

- Что вас получилось лучше всего?

- Что запомнилось?

- Для чего нужна математика?

Воспитатель. Царица Математики благодарит вас за хорошую работу, настойчивость, дружбу и дарит вам сладкий приз.

Детям вручают шоколадные медали.