Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4211 Статья "Русские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания дошкольников"

Опубликовано 19.08.2018

 

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

СКАЧАТЬ (с фото)

Георгиевская Анна Викторовна

Воспитатель МБДОУ г. Мурманска №122

 

                                       Давайте детям больше и больше содержания общего,

                             человеческого, мирового, но преимущественно

                                        старайтесь знакомить их с этим через родные и

                                        национальные явления.

                                                                                                            В. Белинский

 

В условиях переосмысления сущности образования молодых поколений воспитание патриотизма и гражданственности приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности.

Актуальность проблемы определила цель и содержание деятельности педагогов ДОУ – создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств к малой Родине как основы становления в будущем патриотизма и гражданственности, средства успешной социализации детей.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром, что в нашей работе является одним из условий социализации дошкольников. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны для детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В живой, увлекательной форме у  детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве.

Правильно организованные и систематически проводимые народные подвижные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства. В игре развиваются силы ребёнка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.

 Веселые подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как и сказки, и песни.

Работа по приобщению детей к русским народным играм проходит как в свободной деятельности, так  и во время подготовки и проведения обрядовых праздников.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они являются важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников.

Народный праздник

Игры

Новый год

«Арина», «Баба Яга», «Жмурки»

Рождественский сочельник

«Два Мороза», «Скакалка», «Масло», «Оре­шек»,

«С города долой!»

Святки

«Бабка», «Гуськи», «Дедушка-рожок», «Прялица», «Слепая курица и чулок»

Масленица

«Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла», «Горелки», «Гори, гори ясно», «Горш­ки», «Крута гора», «Лапти», «Летят — не летят», «Пирог», «Сапки», «Салки-догонялки», «Салки-мартышки», «Сал­ки с мячом»

Благовещенье

«Ай да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «Пти­цы», «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Жаворонок», «Коршун», «Ласточки», «Ого­родник и воробей», «Пчелы», «Пчелы и ласточка», «Филин и пташки»

Вербная неделя

«Верба-вербочка», «Дед», «Захарка», «Мосток»

Пасха

«Игры с яйцами», «Чье яйцо дольше покрутится?», «Катание яиц с гор­ки», «Бой яйцами», «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром»

Красная горка

«В круги», «Отга­дывание»

Троица (Семик)

«В кресты», «Ве­нок», «Водяной», «Горячее место», «Ерыкалище»

Никита-гусятник

«Волк и гуси», «Гуси-гуси», «Утка и селезень»,

«Заинь­ка», «Утица» («Уточка»)

Давид-земляничник

«У медведя во бору», «Волк в лесу», «Медведь»

Николай Кочанский

«Капуста», «Плетень»

Успение

«Кто с нами?», «Огород­ник», «Пахари и жнецы»

Покров

«Заря-заряница», «Круже­ва», «Молчанка», «Пятнашки», «У дя­дюшки Трифона»

Кузьма и Демьян

«Ворон и куры», «Золотые ворота», «Кузнецы»,

«Куроч­ки»