РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
СКАЧАТЬ (с фото)
Георгиевская Анна Викторовна
Воспитатель МБДОУ г. Мурманска №122
Давайте детям больше и больше содержания общего,
человеческого, мирового, но преимущественно
старайтесь знакомить их с этим через родные и
национальные явления.
В. Белинский
В условиях переосмысления сущности образования молодых поколений воспитание патриотизма и гражданственности приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности.
Актуальность проблемы определила цель и содержание деятельности педагогов ДОУ – создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств к малой Родине как основы становления в будущем патриотизма и гражданственности, средства успешной социализации детей.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром, что в нашей работе является одним из условий социализации дошкольников. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны для детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве.
Правильно организованные и систематически проводимые народные подвижные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства. В игре развиваются силы ребёнка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.
Веселые подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как и сказки, и песни.
Работа по приобщению детей к русским народным играм проходит как в свободной деятельности, так и во время подготовки и проведения обрядовых праздников.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они являются важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников.
Народный праздник |
Игры |
Новый год |
«Арина», «Баба Яга», «Жмурки» |
Рождественский сочельник |
«Два Мороза», «Скакалка», «Масло», «Орешек», «С города долой!» |
Святки |
«Бабка», «Гуськи», «Дедушка-рожок», «Прялица», «Слепая курица и чулок» |
Масленица |
«Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла», «Горелки», «Гори, гори ясно», «Горшки», «Крута гора», «Лапти», «Летят — не летят», «Пирог», «Сапки», «Салки-догонялки», «Салки-мартышки», «Салки с мячом» |
Благовещенье |
«Ай да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «Птицы», «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Жаворонок», «Коршун», «Ласточки», «Огородник и воробей», «Пчелы», «Пчелы и ласточка», «Филин и пташки» |
Вербная неделя |
«Верба-вербочка», «Дед», «Захарка», «Мосток» |
Пасха |
«Игры с яйцами», «Чье яйцо дольше покрутится?», «Катание яиц с горки», «Бой яйцами», «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром» |
Красная горка |
«В круги», «Отгадывание» |
Троица (Семик) |
«В кресты», «Венок», «Водяной», «Горячее место», «Ерыкалище» |
Никита-гусятник |
«Волк и гуси», «Гуси-гуси», «Утка и селезень», «Заинька», «Утица» («Уточка») |
Давид-земляничник |
«У медведя во бору», «Волк в лесу», «Медведь» |
Николай Кочанский |
«Капуста», «Плетень» |
Успение |
«Кто с нами?», «Огородник», «Пахари и жнецы» |
Покров |
«Заря-заряница», «Кружева», «Молчанка», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона» |
Кузьма и Демьян |
«Ворон и куры», «Золотые ворота», «Кузнецы», «Курочки» |