Водолажская Ирина Васильевна
МБДОУ "Улыбка"
ЯНАО, г.Ноябрьск
Воспитатель
Формы организации индивидуальной работы с детьми по подготовке к школе
Чему и как учить до школы?
Споры о том, учить или не учить дошкольника, остались в прошлом. Никто уже — ни специалисты, ни родители — не сомневается в том, что работать с ребенком необходимо буквально с момента рождения. Как же должна быть организована работа по подготовке ребенка к школе.
Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе могут иметь различные варианты.
1. Занятия (2 — 3 раза в неделю) в учреждениях образования (школы, дома творчества, клубы, студии и т. п.). Лучше, чтобы это были занятия в малых группах, позволяющие вести индивидуальную работу с каждым ребенком.
Занятия должны проводиться в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения.
В течение дня рекомендуется не больше трех занятий, каждое продолжительностью до 30 минут, с перерывами по 10 минут.
2. Занятия, которые ведут родители (гувернеры, няни). Эта система предусматривает предварительное обучение родителей на краткосрочных курсах и возможность периодического их консультирования специалистами. Такие курсы целесообразно организовывать на базе центров развития, психолого-медико-социальных и валеологических. Занятия дома имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2 — 3 занятия по 20 минут), за исключением периодов, когда малыш болеет.
3. Группы (5 — 7 детей) по подготовке к школе, организованные при психолоro-медико-социальных, психологических, валеологических центрах. Они предназначены для ребят с выраженной несформированностью школьно-значимых функций, но сохранивших интеллект и не подлежащих специальному обучению. Продолжительность занятий 20 — 30 минут (следует учитывать, что напряженная работа без отвлечения возможна в этом возрасте в течение 5 — 10 минут).
Некоторые рекомендации
индивидуальной работы по подготовке к школе.
В процессе занятий не следует допускать чрезмерного напряжения. Напоминаем первые его признаки: двигательное беспокойство, покраснение лица, потливость, задержка дыхания (работа на вдохе), жалобы на головную боль, боль в животе, неадекватные реакции и т.и. Паузу в занятиях нужно сделать сразу, как только ребенок начал отвлекаться.
Обстановка на занятии должна быть спокойной и доброжелательной, тон педагога - ровным, спокойным, любые замечания — поддерживающими, конструктивными.
Необходимо помочь ребенку разобраться в каждом задании, и если нужно, то подробно объяснить его или несколько раз повторить инструкцию. Прежде чем требовать выполнения какого-то действия, разберите его совместно, предложите малышу самому рассказать, что он должен сделать, затем (если можно) покажите это действие сами, а ребенок пусть понаблюдает, и только потом дайте ему возможность приступить к работе.
Научите малыша задавать вопросы, если что-то непонятно, и объяснять, что именно вызывает у него затруднение.
Не торопите своего маленького ученика при выполнении заданий, позвольте ему самому выбрать(и сформировать) оптимальный темп деятельности. Ориентировать стоит не на скорость, а на качество.
Если необходимо внести коррективы в ходе работы, сделайте это сразу, так как ребенок может непроизвольно заучить ошибку. Старайтесь избегать слов: «неправильно», «не так»; лучше: «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать еще раз» и т.п:
Оценивая работу, обязательно отметьте ошибки и объясните, как их нужно исправить. Если необходимо, предложите повторное задание.
При выполнении графических заданий следите за соблюдением правильной посадки, положением ручки и тетради, учитывая их различия у праворуких и леворуких детей.
В ходе каждого занятия найдите повод (даже если это сделать сложно) длятого, чтобы похвалить ребенка.
Не акцентируйте внимание своего подопечного на неудаче. Он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Помните, ребенок нуждается в вашей помощи!