Гусакова Анна Викторовна
МАДОУ "Детский сад № 6 г.Балаково Саратовской области
воспитатель
Исследовательский проект "Удивительный мир камней"
Авторы: Барабанова О.Н., Гусакова А.В. Целеполагание: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру. Вид проекта: исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели. Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях Задачи: ─ развивать познавательный интерес детей в процессе разных видов деятельности с коллекцией камней. ─ развивать логическое мышление; ─ умение делать выводы по результатам исследований; ─ развивать мелкую моторику; — развивать творческие способности детей; ─ способствовать расширению и углублению представлений о неживой природе. ─ формировать представления детей о разнообразии камней, их свойствах, особенностях, учить классифицировать по различным признакам. ─ расширять знания детей о разных видах детского творчества: декупаж, роспись камней. Проблема: дети в песок играли вдруг они там камень откопали….. Предполагаемые итоги реализации проекта: Научить различать и уметь называть их особенности камней; Научить работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; Грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.); - участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада Работа воспитателя при подготовке к проекту: Консультации • Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр с камнями • Подбор материала • Разработка книги «Мир камней» Роль родителей в реализации проекта: • Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка в группе • Консультации «Использование камней в жизни человека», «Кладовая земли». • Составление тематического альбома «Мир камней». • Оформление совместно с родителями в группе «Музея камня», Этапы работы над проектом: Подготовительный этап: 1. Определение цели и задачи проекта 2. Подбор материала 3. Рассматривание рисунков, фотографий про камни 4. Просмотр видеоматериала 5. Знакомство с литературными произведениями: стихами, загадками о камнях и т. д. 6. Изготовление дидактических игр про камни Использование игр: Дидактических: «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу» и т.д. Подвижных: «Шишка – камешек», «Песочные часы», «Положи скорее камешки», «Смелые верхолазы», «Камешек» Подбор материала для разработки книги «Мир камней» Основной этап работы: • Проведение Физкультурное развлечение «Путешествие по горным просторам» Составление конспекта на тему: «Удивительный мир камней» • Обыгрывание дидактических и подвижных игр • Решение игровых ситуаций • Викторины про камни Творческая мастерская «Превращение камешка» Заключительный этап: Данная работа ведётся через: − организованную деятельность детей в детском саду – непосредственно- образовательная деятельность, беседы, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, развлечения, дидактические игры, подвижные игры − совместную деятельность детей и их родителей – изготовление поделок, совместные рисунки. |