Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4230 Методическая разработка образовательной деятельности «Речевое развитие». Игра – путешествие по теме «Путешествие в сказку» в подготовительной к школе группе.

Опубликовано 22.08.2018


Шайхутдинова Дина Гяновна
«ЛГ МАДОУ «ДСКВ №7 «Филиппок», г.Лангепас , ХМАО, Тюменская область
должность: воспитатель


Методическая разработка образовательной деятельности «Речевое развитие».  Игра – путешествие по теме «Путешествие в сказку» в подготовительной к школе группе.

 

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к народному творчеству. Пополнять литературный багаж детей сказками, пословицами, скороговорками. Закрепить знания о русских народных сказках,  пословицах, скороговорках,  небылицах, загадках.

Упражнять детей в проговаривании скороговорок, в умении изменять громкость речи в зависимости  от содержания высказывания,  в умении передавать жестами слова. Развивать умение  высказывать свое суждение.

 

Материалы. Оформление русской избы. Корзинка  для Аленушки. Карточки с началом пословиц.  Рисунки детей к сказкам.   Шапочки  Волка и Лисы, корзинка с рыбой. Иллюстрации к сказкам, пословицам,   скороговоркам. Русский народный костюм для Иванушки, дудочка.

 

Дети под музыку заходят в музыкальный зал и становятся полукругом.

Ребенок.

Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать ее не шутка!

Чтобы сказка от начала,

Словно реченька журчала,

Чтоб в середке весь народ

От нее разинул рот.

Чтоб никто - ни стар, ни мал-

От нее не задремал!

Входит Аленушка.    (В русском сарафане, с корзинкой в руках )

По травушкам, муравушкам

Тропинкою лесной

Мы с братцем  Иванушкой

Шли к себе домой.

Хотел попить Иванушка-

В лесу колодца нет.

И вдруг в траве за камушком

Увидел чей-то след.

А в ямке от копытца была

Прозрачная до донышка вода.

Где   теперь  братец мой?

Аленушка. Здравствуйте, ребята. Догадались, ребята, откуда я к вам пришла?

- Из сказки.

. .Аленушка. Как называется сказка, из которой я к вам пришла? ( Ответы детей)  Да, это русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Аленушка. - Наверное, вы очень любите сказки.  Как же можно узнать сказку?

(ответы детей)

- Сказки начинаются с присказки.

-«Жили- были дед и баба…»

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

«В сказках герои всегда преодолевают трудности.

 Аленушка.

-Потерялся мой братец Иванушка. Может, Баба- Яга нам поможет  его найти? 

Аленушка. (приглашает детей в сказку.)

.

Дети исполняют песню «Травушка-Муравушка»

 

Речевая игра «Мы бродили темным бором»(Дети повторяют за Аленушкой)

Мы бродили темным бором  (Обычным негромким голосом)

Мы спросили громко хором (громче)

- Дома ль Бабушка-Яга-а-а-а)

(громко, протяжно)

Бор ответил нам  (тише)

-Ага-а-а-а  (тихо, протяжно)

Появляется Баба-Яга.

- Я - Баба-Яга, костяная нога

Вы зачем пришли сюда?

Добры молодцы и девицы

Откуда и куда держите путь?

Потеряли что или нашли?

Ведущзая

- .Баба- Яга, помоги нам, пожалуйста. Потерялся Иванушка.

 Баба-Яга. Раз  вы попали в сказку, будете выполнять мои задания. Усядемся на пригорке,

Да расскажем скороговорки! Вы знаете, что такое скороговорка? От какого слова образовалось это слово? 

Дидактическое упражнение  «Расскажи скороговорку»

 

- Скороговорка» ( от «скоро говорить», скоро т.е. быстро)

-  Для  чего нужны скороговорки

Ответы детей.

- Скороговорки помогают  правильно произносить звуки.

 -В скороговорке часто повторяются какие-то трудные для произношения звуки.

Баба- Яга. Рассказывайте скороговорки и отмечайте звуки, которые часто повторяются.

Дети рассказывают скороговорки по очереди и  находят карточки с изображением букв.  

 «Бабка Богатка

Бегала бегом.

Белого барана

Била белым

Березовым батогом»

.             «Съел Валерик  вареник

А Валюша -  ватрушку»

 «Маланья – болтунья

Молоко болтала,

Болтала, болтала,

Выбалтывала, выбалтывала,

Да не выболтала»

«Все за стол сели,

Со стола все съели:

Сметану с простоквашей,

С овсяной кашей»

 

«Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали»

«Пошел спозаранку.

Назар на базар

Купил там козу

И корзинку Назар»

«Батон, буханку, баранку

Пекарь испек спозаранку»

«Краб крабу сделал грабли

Подарил грабли краб

-Грабь  граблями гравий, краб»у

«Огурцы- молодцы – зеленобелогубы»

 

Баба Яга. А вот  у меня есть следующее задание  «Продолжи пословицу»

- Знаете, что такое пословицы?

- Пословицы и поговорки – это краткие изречения или  меткие поучения. Например, некоторые из них учат правилам поведения.

 

Баба – Яга достает из корзинки карточки, на которых написано начало пословиц. Дети договаривают пословицы.

 «Любишь кататься - люби и саночки возить»

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

«Делу время – потехе час».

«Не спеши языком – торопись делом»

«Кто много читает – тот много знает»

«Терпение и труд – все перетрут».

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»

«Семеро одного не ждут»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«Не сиди сложа руки, так не будет скуки».

 

Аленушка.

- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Нам надо и сказки вспомнить, и с делом поспеть.

Хоть бы малую подсказку,

Заглянуть бы надо в сказку.

 

Драматизация «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису»

 

Лиса.  Возле речки я гуляла.

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

 Вот устала так устала,

Появляется волк.

Волк.

Лисавета, здравствуй!

Лиса

Как дела, зубастый?

Волк.

Ничего идут дела,

 Голова пока цела

Лиса

Где ты был?

Волк

На рынке.

Лиса

Что купил?

Волк.

Свининки.

Лиса.

Сколько взяли?

Волк.

Шерсти клок...

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке...

Лиса

Кто отгрыз?

Волк

Собаки!

Ну, а ты-то где бродила?

Лиса

Рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила (показывает корзину с рыбой).

Волк.

Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе).

Лиса

Так поймай, я научу

(прячет рыбу за спину).

 Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке,

Хвост свой в прорубь опускай

 И все время повторяй:

«Ловись, рыбка

большая и маленькая».

Волк

Ну, спасибо, Лисавета,

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи!

Лиса (показывает).

Не забудь, слова скажи!  

Аленушка Ребята, а вы знаете, из какой сказки пришли Лиса и Волк?

- А.Вы, уважаемые Лиса и Волк, не встречали моего братца?

Лиса.  Чтобы верный выбрать путь, надо  всем вам  отдохнуть.

 

Динамическая пауза  «Мы по сказке походили»

 

Мы по  сказке походили,

Все в ней круто изменили

Мы в ладоши хлопали,

Мы ногами топали.

Будут в сказке помнить нас.

Наклонялись мы на «раз»

На «два» поднимались

Всем поулыбались.

Снова мы похлопали

И ногами топали.

Вот какие молодцы.

Вот какие удальцы.

Баба – Яга. А вы, дорогие родители  знаете   докучные сказки?

Заранее  подготовленные  родители рассказывают  докучные сказки. 

1.  «Вокруг крыльца  ходили журавль да овца.

Сметали они стожок сенца.

Не сказать ли с конца?

2. «Жили-были два павлина.

Вот и сказки половина.

Жили – были два гуся

Вот и сказка вся»

3. «Жил-был царь,

У царя был двор.

На дворе был кол.

На колу мочало-

Не начать ли сказку сначала?»

Аленушка. (Приглашает команду родителей и  команду  детей)

Команда родителей  выполняет задания шуточной викторины, команда детей выполняет задания «Вспомни сказку»

Задание.  Шуточная реклама - викторина  для зрителей родителей.

 

«Кто из героев сказок мог дать такое объявление?»

(При ответах уточняется  название сказки, автор)

1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку.  (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

2. «Несу золотые яйца. Дорого» (Курочка Ряба  из одноименной русской народной сказки.)

3.Нашедшему  ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.  (Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

4. «Отмою все!» (Мойдодыр из одноименной сказки К.Чуковского.)

5. «Отнесу пирожок вашей бабушке.» (Красная Шапочка из сказки Ш.Перро)

6. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света » (Доктор Айболит из сказки К.Чуковского)

7. «Туристическая  фирма организует  путешествия по молочной реке с кисельными берегами» (р.н.с.  «Гуси-Лебеди»

Дидактическое упражнение «Вспомни сказку»

1. «Бабку  с дедом он оставил,

Медведя встретил он в лесу,

Волка, зайца и лису.

Много тропок исходил,

Ото всех он уходил.

От лисы уйти не смог.

Это сказка… (Колобок)

2. « По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра.  («По -  щучъему велению»)

3. А дорога далека,  

А коробка нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок» («Маша и медведь»

4. «Отворили дверь козлята-

И пропали все куда-то.» («Волк и семеро козлят»

5.  «Сейчас потолкуем о сказке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю и невод забросил,

6. Кого-то поймает и что-то попросит.  «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин.

7. «Царь, три сына, стрела, болото. («Царевна-лягушка»)

8. «Ах, ты, Петя простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко…» («Петушок- золотой гребешок»)

Аленушка. Вот и мой братец не послушался меня. Где он теперь?

 

Баба – Яга. Вот тут дети рисунки нарисовали к сказкам, может, Аленушка узнаешь своего братца?

 Дидактическая игра «Узнайте по иллюстрациям героя сказки» .

Аленнушка. Ребята, вы такие  молодцы, много рисунков нарисовали к сказкам.

 

Аленушка.Молодцы, ребята.  На этих рисунках и мы с Иванушкой есть.

Аленушка (грустно) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А Иванушку мы до сих пор не нашли.

Подвижная игра «Ходит Ваня»

Появляется Ваня.

Аленушка.Здравствуй, Ванечка,

Здравствуй, братец мой.

Расскажи, где ты бывал,

Расскажи, что ты видал?

Ваня.По лужочку я шел,

Себе дудочку нашел.

Эта дудочка- дуда

Развеселая была.

Веселила меня

На чужой стороне,

Я на дудочке играл,

Весь народ мне подпевал,

 А еще я стал играть,

Весь народ пошел плясать.

Ваня.

Каблучком я стучу,

Пляску русскую начну.

Пляска русская моя

Замечательная.

Аленушка

- Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец

Сказка- ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Какая бы ни была сказка - веселая или грустная, страшная или смешная - она учит нас добру.

 

Использованная литература

1. О.М.Ельцова, Н.Н. Горбачевская.  Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. Библиотека программы «Детство» Методические рекомендации. \Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2008

2. Л.Е.Белоусова. Добрые досуги по произведениям детских писателей. Санкт – Петербург Детство – Пресс. 1998