Рыжова Елена Владимировна
МДОУ детский сад " Ласточка" г. Балашов
воспитатель
"Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ"
СКАЧАТЬ (с фото)
Здоровье– одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: здоровьесберегающие технологии в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.
Цель здоровье сберегающей технологии:
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые я как педагог решаю в процессе своей деятельности. В своей повседневной деятельности я формирую у детей культуру здоровья, умение ухаживать за своим телом, то есть осознанно относиться к своему здоровью, безопасному поведению.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте я применяю следующие группы средств:
Средства двигательной направленности:
- Утренняя гимнастика;
- Физические упражнения;
- физкультминутки и паузы;
- эмоциональные разрядки;
- гимнастика (оздоровительная после сна);
- пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;
- подвижные и спортивные игры;
- самомассаж; и др.
Ежедневно в своей работе с детьми я использую такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. В группе создана картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках.
Кроме того, ежедневно в нашей группе проводится закаливание. Мы знаем, что закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
В течение дня я нахожу минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.Я так же использую мелодии на НОД, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дет и успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают.
Оздоровительные силы природы так же используются мною для здоровья детей:
Регулярные прогулки на свежем воздухе;
Подвижные игры;
Солнечные и воздушные ванны;
Водные процедуры;
Витаминотерапия Закаливание
Г. А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 4-х часов. Стараюсь с детьми как можно больше находиться на свежем воздухе.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие организма:
личная гигиена;
проветривание;
влажная уборка;
режим питания;
сон;
правильное мытьё рук;
обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
полоскание полости рта после приема пищи в качестве профилактики против кариеса особенно практикуются в нашей группе.
Для того что бы дети делали маленькие шаги к культуре здоровья, приобретали навыки здоровьетворческой деятельности мною используются;
ü Уголки здоровья
ü Альбомы «Мое настроение»; «Если хочешь быть здоров» и т.д.
ü НОД с учетом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта: на НОД детям дается понятие о здоровье, дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.
Для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста, являются:
Организация разных видов деятельности в игровой форме.
Все эти приёмы позволят мне постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.
Ведь здоровье – это бесценный дар.