Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4252 Конспект НОД по речевому развитию "Составление рассказа "Семья" по сюжетной картине

Опубликовано 31.08.2018

МДОУ ЦРР Д/С № 16 «Ладушки», го Подольск, воспитатель Крылова Ю.В.

Конспект НОД по речевому развитию

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА  «СЕМЬЯ»  ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Задачи:

  • Образовательная область «Коммуникация»
  • Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.
  • Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
  • Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.
  • Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.
  • Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.
  • Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.
  • Отработка интонационной выразительности речи.
  • Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.

Образовательная область «Социализация»

  • Углублять представление ребенка о семье и ее истории.
  • Воспитывать  уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Предшествующая работа:  

  • Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях, чтение стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок.
  • Рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам: «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами».
  • Составление рассказов по своим рисункам, по семейным фотографиям.
  • Выставка рисунков, фотовыставка  «Моя семья».

Методы и приемы:

  • Игровая мотивация.
  • Рассматривание.
  • Вопросы к детям.
  • Беседа.
  • Использование ИКТ.
  • Рассказы детей.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.
  2. Сюрпризный момент.
  3. Рассматривание картины.
  4. Физкультминутка.
  5. Рассказывание.
  6. Рефлексия.

Материал:

  1. Картина «Семья».
  2. Кукла Буратино.
  3. Флешка.
  4. Мольберт.
  5. Карточки-помощники.

Ход организованной образовательной деятельности.

  • Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

(Улыбнемся и гостям.

Здравствуйте! Мы рады вам!-если на занятии присутствуют гости)

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться?

Воспитатель: Сегодня мне захотелось  взять у вас  интервью о вашей семье. Я буду корреспондентом, а вы должны отвечать на мои вопросы полными предложениями, только тогда они запишутся на дик-то-фон.
Корреспондент задаёт детям вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший в вашей семье?
- Для мамы ( бабушки, дедушки и т.д.)ты кто?
- Маша, я знаю, ты очень любишь своих близких, а почему?
- Как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь
  для них?
- Кто о тебе заботится?
- Расскажи, какая твоя мама(папа, бабушка, дедушка и т.д.)?

Воспитатель: Спасибо  всем! Ваши ответы, ребята, были интересными, было их приятно слушать. Катя, тебе чей ответ понравился? Ребята, извините, но мой диктофон не записал ответ Кирилла. Марк, напомни, пожалуйста, какой вопрос я задала Кириллу. ( Марк повторяет вопрос, заданный Кириллу). Молодец, Марк, вспомнил. Тимур, ты очень внимательно слушал, выручи меня, пожалуйста, скажи, как ответил Кирилл. (Ответ ребенка). Молодец, Тимур, ты настоящий друг. (Воспитатель пожимает ему руку).

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья.

Воспитатель: теперь всё интервью записано. Можно и поиграть. Покажем, какая бывает дружная семья, пальчиками.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка, (загнуть большой палец правой руки)
Этот пальчик – бабушка, (загнуть указательный палец правой руки)
Этот пальчик – папочка, (загнуть средний палец правой руки)
Этот пальчик – мамочка, (загнуть безымянный палец правой руки)
Этот пальчик – я, (загнуть мизинец правой руки)
Наша дружная семья! (ритмичное сжимание, разжимание пальцев правой руки)

  • Появляется кукла Буратино.

Воспитатель:   Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?

БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.

 Воспитатель:   С каким заданием ты не можешь справиться?

БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.  

Воспитатель:  Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.

БУРАТИНО: Картина на флешке.

  • Рассматривание картины

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину. (Дети в течении 10 сек. рассматривают) Да, эта картина нам знакома.

  1. Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).  
  2. Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой) 
  3. Чем они занимаются? (папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой меняют воду в аквариуме, бабушка вяжет шарф, дедушка читает книгу).
  4. Что можно сказать об этой семье? (какая она?) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).

Воспитатель:    Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире? (Дети называют, а потом вместе с воспитателем считают всех членов семьи, которые изображены на картине)

  • Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.               (указывать пальцем как - будто считают)

Всех могу пересчитать:                                          (сгибаем поочередно пальцы)

Папа, мама, брат, сестрёнка,                                                     (шагаем врассыпную)

Кошка Мурка, два котенка,                                           (наклоны в право, влево)

Попугай, хомяк и я –                                                  (повороты туловища )

Вот и вся моя семья!                                                            (хлопать в ладошки)

 

  • Рассказывание

Воспитатель:  Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт). (1. Кто изображен? 2. Где находятся? 3.Что делают? 4. Какая семья?)

Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы.  Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.

Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела в кресло  и вяжет шарф, а дедушка сел за круглый стол и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.

Кто желает рассказать? Анечка пожалуйста.

АНЯ:

 Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате.  Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой меняют воду в аквариуме. А бабушка вяжет тёплый шарф для внучки. Дедушка читает любимую книгу. Каждый занят своим делом.

Воспитатель: Анечка, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Никита, пожалуйста.

НИКИТА:

 В выходной день большая и дружная семья решила заняться любимыми делами. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа помогает сыну конструировать самолет. Дочка помогает маме. Они меняют воду в аквариуме. Дедушка читает книгу, а бабушка вяжет и наблюдает за родными. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.

Воспитатель: Никита, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница. (Саша поднимает руку)

Воспитатель:  Александра, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.

АЛЕКСАНДРА:

Вечером дружная семья собралась в большой и уютной комнате. Папа и сын конструируют самолет, мама и дочка меняют воду в аквариуме. Бабушка вяжет, а дедушка читает книгу за столом. В этой дружной семье каждый занят своим любимым делом.

 Воспитатель:   Очень интересно и содержательно рассказала Александра,  молодец.  Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.

БУРАТИНО:

Однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы заняться своими любимыми делами. Для этого они выбрали большой зал. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой чистят аквариум. Бабушка сидит в кресле и вяжет, а дедушка за столом читает книгу. Это замечательная семья: большая, дружная и трудолюбивая!

Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.

БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! (Дети встают со стульчиков, воспитатель предлагает присесть на коврик). Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?) Как называлась картина, по которой мы составляли рассказ?

  • Рефлексия

Воспитатель : дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья. Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ.  МОЛОДЦЫ.