Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 216 «Полянка»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«Фрукты»
Составили воспитатели
Михайлова Мария Васильевна
Чернышева Татьяна Александровна
Кемерово 2018г.
Цель: Активизация и обогащение словаря по лексической теме «Фрукты».
Образовательные задачи:
- Закрепить представления детей о фруктах, их разнообразии.
- Систематизировать знания по изучаемой теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
- Формировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов.
- Учить детей отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы.
Развивающие задачи:
- Развивать долговременную память, внимание, мышление.
- Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.
Дидактический материал: деревья с фруктами, фрукты, загадки, потешки, стихи, игры с водой, панно с фруктами, игра с мячом «Угощения»).
Раздаточный материал: фрукты, цветки, стулья-пеньки, фрукты для гостей, корзина с фруктами.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидит Мишка, держит конверт).
- Да, это наш постоянный друг. Ребята, посмотрите, он сегодня необычный, Мишка что - то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем.
- Ребята, наш Топтышка предлагает нам поиграть, отгадать загадки. (Показываю на панно отгадки)
1.Круглое, румяное 2.Яркий, сладкий, налитой,
Я расту на ветке. Весь в обложке золотой!
Любят меня взрослые Не с конфетной фабрики,
И маленькие детки. (Яблоко) Из далекой Африки. (Апельсин)
3.Синий мундир, 4.Этот вкусный желтый плод
Желтая подкладка, К нам из Африки плывёт,
А в середине сладко. (Слива) Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год даёт. (Банан)
- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
- Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, банан, сливу? Что это? (фрукты).
- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).
- Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые деревья)
- Где растут фруктовые деревья? (в саду)
- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
- Молодцы!
- Ребята, хотите сегодня отправиться в путешествие в сказочный фруктовый сад? (да) На улице у нас сейчас какое время года? (весна). А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.
- Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (Топтышку.)
- Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на пеньки.
- Ребята, какие деревья растут в саду? (фруктовые деревья)
- Какие фрукты растут на яблоне, груше, вишне, сливе и т. д.?
-Яблоки, груши, сливы, вишни и т.д.
- Молодцы!
- Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом).
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Сок из апельсина, какой?» (апельсиновый), и так далее с каждым ребенком.
- А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)
- Чем отличаются фрукты друг от друга? (формой, цветом, размером)
- Ребята, наш Топтышка предлагает вам еще поиграть. Он хочет, чтобы вы сходили во фруктовый сад и собрали еще фруктов. Стихи о фруктах знаете? А теперь давайте попробуем сварить сок из такого фрукта как алыча (дети повторяют за воспитателем чистоговорку).
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча, Вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо, Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи, Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча, Всем полезна алыча.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
-Где мы путешествовали?
-Во фруктовом саду.
-Почему сад называется фруктовый?
-Потому что там растут фрукты.
- Ребята, а где продают фрукты?
-Вмагазине.
-Ребята, вот какие вы молодцы, рассказали мне про фрукты, отгадали все загадки и сварили вкусный сок!
-Давайте с Топтышкой посадим фрукты, чтобы у нас вырос свой фруктовый сад.
(Кладём цветочки в воду, они раскрываются, а внутри - фрукты)
-На этом наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в нашу группу.
Список литературы
- Васильева С.А. Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов. Книга 1. Фрукты и овощи. М, Школьная пресса, 2011г.
- Жигарев В.А. Овощи и фрукты. М, Омега, 2011г.
- Расскажите детям о фруктах. Карточки для занятий в детском саду и дома. М, Мозаика-Синтез, 2012г.
- Стражинская И.В. Изучаем растительный мир. ЧУП, Издательство Юнипресс, 2006г.
- Фрукты и ягоды. Умные странички. М, Эгмант, 2011г.