Муниципальное образование г. Тула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Центр образования №49»
Адрес: 301137, Тульская область, Ленинский район, п. Октябрьский, д.90
Е-mail: tula-co49@tularegion.org Тел/факс: 8(4872)726792
сайт:http://co49tula.ru
Дошкольные группы по адресу: 301113, Тульская область
Ленинский район, с.Слободка
Конспект образовательной деятельности
детей второй младшей группы по технологии ситуация деятельностного подхода « Игрушки»
Подготовил: воспитатель
Терихова Татьяна Юрьевна
Тула
2018 г.
Образовательная область: «Познавательное развитие» .
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Тип: интегрированное
Возраст детей: 4-5 лет
Формы непосредственной деятельности: беседа, решение проблемных ситуаций, чтение стихов, совместные действия, Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики, лепка (художественная деятельность).
Цель: формирование представлений детей о доступном ребёнку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования, поддерживать и развивать интерес детей к обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Задачи:
- воспитывать навыки бережного, доброжелательного отношения к игрушкам;
- воспитывать бережное отношение к собственному труду и труду других людей;
- развивать у детей умения:
- сравнивать две группы предметов, использовать понятия «больше», «меньше», «один», «много»;
- находить предметы по заданным свойствам (цвет, размер, форма);
- развивать мелкую и общую моторику через игру;
- развивать целостное восприятие предмета через дидактические игры;
- развивать речь через художественное слово;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- учить образовывать признаки предмета, подбирать действия к предмету;
Словарная работа: активизировать в речи слова «Неваляшка», «празднично», «нарядно».
Методы и приемы:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и вывод.
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ, комментирование.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.
Используемые технологии: технология деятельностного метода « Ситуация», здоровьесберегающая технология.
Материалы и оборудование: игрушки (зайчик, мишка, машина, мячик); влажные тряпочки для пыли; большой физкультурный мяч в физкультурном уголке; один ежик на верхней полке; три куклы (большая, средняя, маленькая); три бантика (синий, красный, желтый) и бантики других цветов; три чашки одинакового цвета, но разной величины (стоят на столе, за которым сидят куклы); на столе цветные круги, разрезанные на четыре части для каждого ребенка (синие, красные, зеленые, желтые); пластилин на тарелочках желтого цвета для каждого ребенка; красивая вазочка.
Предварительная работа:
- беседы на темы: «От шалости до беды один шаг»; «Безопасность в нашей группе»; «Как мы играем и занимаемся в детском саду»;
- художественное творчество: «Шустрые мячики», «Матрешки-крошки»;
- рассматривание: картины «Дети в детском саду», альбома «Игрушки»;
- чтение художественной литературы: стихи А.Барто «Игрушки» и другие произведения об игрушках;
- подвижные игры «Мой веселый звонкий мяч», «У медведя во бору».
1. Вводная часть ( введение в ситуацию)— 3 минуты ( создание проблемной ситуации и обсуждение пути ее решения).
2. Основная часть ( актуализация знаний и умений, затруднение в ситуации, открытие нового знания, включение нового знания в систему знаний)- 15 минут ( игра « Большой-маленький», динамическая пауза, выполнение задания «Подбери ленточку и чашку для кукол »,дидактическая игра «Собири тарелку». лепка « баранок»).
3. Заключительная часть( осмысление)- 2 минуты ( анализ воспитателем НОД о том, какие знания показали дети, обобщение детьми, уход в свободную деятельность).
Ход НОД
Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети приходят и замечают, что на полках нет многих игрушек, если не замечают, то воспитатель подводит их к этому.
В. Ребята, и, правда, многих игрушек на полках нет, как вы думаете, что произошло с игрушками. Куда они могли деться? (Ответы детей)
Они ушли от нас, почему? (Мы их бросали, обижали, бросали на пол, ломали, не убирали на место, не берегли).
В. А вы знаете, что игрушки могут огорчаться или грустить? А когда игрушки огорчаются? (ответы детей). Правильно, когда дети игрушки бросают, кидают, ломают – игрушки огорчаются. А кто-нибудь из вас помнит стихотворения о том, как игрушек обижали, плохо с ними обращались. (Дети читают стихи А.Барто «Мишка», «Зайка», «Мячик», «Лошадка», небольшая беседа по этим стихотворениям).
В. Что же нам теперь делать, как нам вернуть игрушки назад? (Ответы детей: показать, что мы дружные добрые ребята, будем беречь игрушки, будем убирать игрушки на место, не будем больше обижать их ломать.)
В. Ребята, на этой полочке, где стоял конструктор, много пыли и, наверное, игрушкам это не понравилось? Что нам можно сделать? (Дети предлагают варианты уборки, и организуется совместная деятельность: воспитатель вместе с детьми влажными тряпочками вытирают пыль на полке).
В. Какие вы молодцы! Посмотрите, как стало чисто, теперь игрушки обязательно вернутся на эту чистую полочку!
(Воспитатель обращает внимание, что в физкультурном уголке тоже совсем не осталось игрушек).
В. Ой, и здесь не хватает игрушек. Что изменилось? Вспомните, сколько было мячиков? А сколько осталось? (много-один). Остался только один мячик.
(Воспитатель обращает внимание, что остался только большой красивый мячик и предлагает с ним поиграть).
В. Хотите поиграть с нашим мячиком в игру «Больше-меньше, один-много» и показать, какие мы веселые и интересные ребята. Делаем красивый круг. Я встану в середину с мячиком. Буду задавать вопрос и кидать мячик тому, кто будет отвечать. После ответа возвращаете мне мячик. Запомнили правила? Тогда начинаем.
Кто больше: слон или мышка?
Сколько ребяток сегодня: много или мало?
Кто больше: самолет или птица?
Сколько ежиков у нас на полке?
Сколько звезд на небе?
Сколько иголок у ежей?
Сколько мячей у меня?
Сколько кубиков на полке?
В. Молодцы. Мячику понравилось с вами играть, и он обязательно расскажет остальным игрушкам, как интересно с нами играть.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: активизировать и обогащать словарный запас детей, актуализация мыслительных операций.
Игра «Бантики для кукол» (три куклы разного размера и платья у них разного цвета: синего, красного, зеленого; у воспитателя два бантика: синий, красный и ещё несколько бантиков в другой коробочке).
В. Ребята, а здесь у нас нарядные куклы за столом сидят. У них красивые платьишки, но чего-то не хватает на голове. А вот эти разноцветные бантики им подойдут. Но обратите внимание, что у каждой куклы должен быть бантик своего цвета.
Какого цвета платье у этой куклы? (синего) Тогда какого цвета бантик мы ей дадим .(ответы) Правильно, тоже синего.
Всем куклам хватило бантиков? Чего больше – бантиков или кукол? (кукол больше, потому что одна кукла осталась без бантика) Что нужно сделать, чтобы кукол и бантиков было поровну? (нужно принести ещё один бантик)
Принеси, Алина, из коробочки бантик нужного цвета. Какого цвета нам нужен бантик? (зеленого цвета)
Теперь кукол и бантиков поровну? Почему вы так думаете, что их поровну? (потому что у каждой куклы по одному бантику) Сколько кукол, столько и…бантиков. Сколько бантиков, столько и … кукол. Молодцы, все куклы с бантиками.
Игра «Накроем стол для кукол».
В. Ребята, а куклы как теперь одеты? (ответы: празднично, красиво, нарядно) Может быть они куда-то собрались или ждут гостей? А может быть просто захотели попить чаю? Вы как думаете? (дети высказывают свои предположения) Они хотят попить чаю, а чашечки не расставлены. Кукла Таня какая? (большая) Кукла Катя какая? (маленькая) А кукла Оля? (средняя) Тане поставим какую чашечку…(большую). Какую Кате…(маленькую). Какую Оле…(среднего размера).
Молодцы, куклы очень довольны и говорят нам спасибо!
3. Затруднение в ситуации.
Игра «Разбитые тарелки».
В. Ребята, чашки мы куклам поставили, а вот тарелочек нет, они нечаянно разбили свои тарелочки: смотрите – эти осколки от них (показывает цветные круги, разрезанные на 3-4 части). Что же делать? Поможем куклам сложить тарелочки? Вот, Егор, тебе «разбитая тарелочка», а эту «тарелочку» Кирилл будет собирать…(дети складывают «тарелочки»).
Какой они формы? (круглой)
Какого цвета? (красного, синего, зеленого и т.д.)
В. Какое доброе дело мы с вами сделали, куклы говорят вам большое спасибо и приглашают вместе с ними поиграть.
Динамическая пауза
Мы ногами - топ – топ.
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами – миг – миг,
Мы плечами – чик – чик.
Раз – туда, два – сюда.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А теперь пустились вскачь,
Будто мой веселый мяч.
Раз – два. Раз – два,
Заниматься нам пора.
Скажем куклам большое спасибо за то, что они с нами поиграли.
4. Открытие нового знания.
В. Ребята, мы завязали куклам бантики, накрыли стол, поставили красивые чашечки и тарелочки, но с чем же они будут пить чай? (ответы детей)
Где же нам взять угощение? Может быть, нам вместе сделать для них угощение, и они вместе будут пить чай. Какие угощения мы можем сделать своими руками? (ответы детей)
Я слышу, что большинство ребят хотят приготовить баранки. Присаживайтесь за столы, и давайте вспомним, на что похожи баранки? (правильно, на колечко) Какого цвета пластилин у вас на тарелочках? (желтого) Он похож на тесто, из которого делают баранки.
Как вы думаете, а для чего стоит вазочка на столе у кукол? (складывать в неё готовые бараночки)
(Затем идет показ, как нужно лепить баранки, и в медленном темпе произвожу действия, сопровождая их объяснениями: кладу кусочек на левую руку и раскатаю его. Когда получится длинная полоска – «колбаска», соединяю ее концы двумя руками и прижимаю. Детям, которые затрудняются, показываю ещё раз).
5. Включение нового знания в систему знаний.
В ходе выполнения задания по необходимости помогаю каждому ребенку. Во время лепки хвалю детей за аккуратность, старание.
В. Вот как много круглых, маленьких баранок мы сегодня слепили! Какие они аккуратные! Все старались! Молодцы! А сейчас положите, пожалуйста, баранки, которые мы слепили в красивую вазочку.
- Сколько у кукол баранок? (много)
- Сколько ты, Аня, положила в вазочку баранок? (одну) А ты, Паша? (одну)
Теперь куколки и другие игрушки все вместе будут пить чай с баранками, и говорить, какие ребята молодцы!
6. Осмысление.
В. Ребята. Вот как много хороших и добрых дел мы сегодня с вами сделали! Давайте перечислим, какие это были дела?
Что мы делали? (вытирали пыль с полок, играли с мячиком, прикрепили на волосы бантики, каждой кукле дали свою чашку, помогли им склеить тарелочки, приготовили угощение для всех игрушек)
Какие мы молодцы! Мы можем и умеем делать добрые дела, и нам от этого хорошо, мы рады!
А вспомните, когда игрушки радостные? Правильно, когда к ним относятся аккуратно, берегут их, кладут на место. Что мы должны с вами запомнить? Правильно, самое главное правило: «каждой игрушке – свое место».