Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4627 Консультация для педагогов "Ознакомление с окружающим миром детей старшей группы"

Опубликовано 07.12.2018

 

МБОО   Дмитриево-Помряскинская  СШ

 

 

Консультация для педагогов

 

Ознакомление с окружающим миром  в  старшей группе

 

 

                                                                                                                       Воспитатель:

                                                                                                              

                                                                                                                     Бобрович Ю.В.

 

    Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

Задача воспитателей в МДОУ как можно полнее, доступнее, интереснее преподнести детям знакомство с окружающим их миром:

— ознакомление с окружающим социальным миром,

— ознакомление с окружающим природным миром,

— ознакомление с окружающим предметным миром,

 

         17 октября 2018 года на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Октябрьский детский сад «Василёк» прошёл  областной научно-практический семинар для педагогических работников ДОО по теме «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогического коллектива с УлГАУ им. П.А.Столыпина  в формате творческой лаборатории.

 

Воспитанники детского сада представили приветствие «Музыкальная осень» под руководством  Кузнецовой С.М. и Еремеевой Е.В.(педагоги спели песню, дети станцевали «Осенний вальс», «танец цветов» и «танец с колосками»).

В соответствии с программой семинара были определены  три образовательных маршрута, которые включали в себя показ образовательной деятельности во 2 младшей группе «Листопад» (воспитатель Кузьмина Н.А.), в старшей группе «Петушок и краски» (воспитатель Соколова Н.Л.), в подготовительной к школе группе «Почва – в  жизни мира растений» (воспитатель Кудрявцева М.Н.).

Этот детский сад работает по своей порциальной программе «Василинка». Дети в подготовительной группе начинают знакомство с «Миром растений» с занятий о почве.

Задачи этого направления:

1.Формирование понятий о растениях и почве,

2. Обогащение словарного запаса детей новыми понятиями

3. Развитие познавательной активности ребенка.

На занятия детям дают такие понятия, как: ПОЧВА – верхний плодородный слой земли. Его состав: гумус, глина, песок. Свойство почвы – плодородие. Образование почвы: миллионы лет назад деревья, трава, жучки, червячки гнили и в результате накапливался плодородный слой.

Типы почвы: чернозем, подзолистая почва, суглинистая, торфяная, песчаная

Дети рассказали о экспериментах, которые они провели и что на них выявили, что в почве есть:

  1. Воздух(бросали в воду, из кусочка земли выходил воздух)
  2. соли
  3. вода(испаряли землю, был пар, земля становилась сухая)
  4. песок (промывали землю, на дно выпал песок)
  5. глина
  6. гумус(поджигали в ложке)

Есть тема «Злаки». Изучают разновидность соцветия (колос и метелка). Опыты со злаками – проращивание (появление корешков, листочков).

 УлГАУ им. П.А.Столыпина взаимодействует с детским садом. Приглашают детей в свой музей «Почвы», есть детская творческая лаборатория, выделили опытное поле для детей, приглашают в животноводческий дворик, инженерно – механический парк, агрономическую лабораторию, показывают улиток.

Участники семинара отметили высокий уровень подготовки педагогов во время проведения образовательной деятельности, умелое использование методических приёмов в соответствии  с направления ФГОС ДО. Дети свободно контактировали с участниками семинара, показывали знания, приобретённые во время предварительной работы. Приняла участие в образовательной деятельности  с детьми подготовительной к школе группы доцент кафедры почвоведения и растениеводства УлГАУ им. П.А.Столыпина, к.с/х.н. Хайртдинова Н.А., она провела с детьми опытническую деятельность – выполнение монолита (срез земли). Надо отметить, что у детей был интерес к практической деятельности и  познанию.

Мастер-класс «Витаминные бусы» был представлен в методическом маршруте – руководитель Насибуллина Алсу Фиязовна – педагог по экологическому воспитанию и воспитанники подготовительной группы Малкова Алиса и Миронова Кира.

Задачи этого занятия

  1. Дети познают информацию о зимующих птицах, ягодах
  2. Воспитание бережливости, любви к природе, к птицам.
  3. Развитие мелкой моторики рук, математических способностей, самостоятельности, взаимовыручки.

Участники семинара совместно с детьми изготовили витаминные бусы для птиц, где использовали ягоды рябины, черноплодной рябины, шиповника, каштана. Дети продемонстрировали свои знания и умения. Этот мастер – класс проводится с детьми старшей и подготовительной групп. Сначала идет предварительная работа:  на прогулках дети собирают разные ягоды, плоды: ягоды красной, черноплодной рябины, шиповник, каштаны, боярышника…Ведется работа с детьми: чтение рассказов о птицах: синички, клесты, снегири, чем питаются, как кушают. Идет взаимодействие с родителями: сбор ягод по пути в детсад, сверление каштанов.

Витаминные бусы – это:

-сберегающая работа (не надо срывать, разбрасывать ягоды, нужно беречь или собирать)

-корм для птиц зимой

-витамины людям в чаи, компоты.

Этот мастер – класс можно показать на родительском собрании, как пример общения дома родителей и детей, в целях образования наших родителей, как нужно общаться с ребенком дома.

Из собственного опыта работы с детьми.

Экскурсия на пожарную часть с детьми старшей группы.

В воспитательно -образовательной работе планируются недели по правилам пожарной безопасности: читаются книги о пожарных, учатся пословицы и поговорки, происходит первичное знакомство с правилами противопожарной безопасности. 
Но совсем по-другому усваиваются правила пожарной безопасности детьми, когда об этом рассказывает пожарный, поэтому в старших и подготовительных группах детского сада планируются экскурсии в пожарную часть. Основная цель экскурсии в пожарную часть - вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.

Ожидаемый результат.
Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности. Составление рассказов из личного опыта «Что я видел на экскурсии». Составление фотоальбома. Рисование на тему: «Что нужно для работы пожарного».
 
Цель экскурсии: Познакомить детей с опасной и интересной профессией пожарного.
 Задачи: 
Образовательные:

·         Формирование интереса к профессии «пожарный».

·         Знакомство с трудом взрослых: пожарного.

Развивающие:
Развитие наблюдательности, интереса к труду пожарных, орудиям их труда, спецодежде, специальным транспортным средствам. 

Воспитательные: 
Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах.

Предшествующая работа:

·         беседы: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Служба 01 всегда на страже», «Где работает огонь», чтение произведения К. Чуковского «Пожар»;

·         рисование пожарной машины (после рассматривания иллюстраций, макетов);

·         знакомство с пожарным снаряжением через игру в пожарных;

·         дидактическая игра «Если возникает пожар», «Горит – не гори».

Рассматривание иллюстративного материала:

·          изображение трудовых процессов: тушение пожара, пожарные тренируются, приводят обмундирование в порядок, ремонтируют технику;

·         инструменты, механизмы, рабочая одежда: пожарная машина, выдвижная лестница, пожарный рукав, брандспойт - куртка пожарного, противогаз, боевая одежда «Боевка».

Активизация словаря: пожарный, пожарная часть, боец, огнетушитель, пожарный рукав, брандсбойт, каска, комбинезон из огнеупорного материала, лестница, лом, багор.

Детям экскурсия дала очень хороший эмоциональный настрой, очень понравилась.

 

Комплексное занятие «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о птицах и в частности о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам; 
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.).

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, разгадывание загадок о птицах, просмотр иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование: разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, картинки леса, оврагов, пустыни, насекомых, кисточки и краски, ватный диск, клей.

 

Словарная работа - «зимующие», снегирь, синица, воробей, голубь, сорока.

 

На занятии с детьми вспомнили кто такие птицы, за чем они нужны. Была поставлена проблема: что будет с природой, если не будет птиц? В ходе рассматривания иллюстраций, рассуждений, был сделан вывод: что птицы нам нужны, чтоб не размножались насекомые, грызуны, которые губят деревья.

Не будет птиц – не будет деревьев –  будут образовывать овраги – земля превратится в пустыню. В процессе установления причинно – следственных связей между природными явлениями ( сезон – растительность ) дети установили такие понятия как перелетные и зимующие птицы. Воспитатель должен вызвать у детей эмоциональный настрой, воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. Зимующим птицам очень трудно добывать себе корм, поэтому нужно им помогать.

В конце занятия дети получают задание: нарисовать на выбор зимующую птицу.

 

Тема: Зимушка – зима

Программное содержание:

- Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы.

-Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев.

-Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.

 

Словарная работа: «хмурень», «лютень», «снеговей», метель, вьюга, пурга, поземка, водоем.

 

Оборудование: демонстрационный материал (иллюстрации птиц, лесных животных, картинки о зиме,письмо от зимушки – зимы, части снежинок с заданиями.

 

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное  развитие.

 

В ходе занятия дети получают задания от Зимушки – зимы и выполняют их:

№1 – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

№2 – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? 

№3 – Загадка о снеге, вспоминить свойства снега

№4 – Загадка про лед, обсудить с детьми о водоемах зимой, о том как зимуют рыбы

№5 – Загадка о ели, обсудить, что происходит зимой с деревьями

№6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? 

№7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? 

№8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?

За каждый правильный ответ дети получают часть снежинки, отгадав собирают большую снежинку- подарок от Зимушки- Зимы.

 Воспитатель предлагает нарисовать картину о зиме, а в помощь детям даётся на выбор  листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.

Итог занятия.

Обсуждение с детьми:  Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы  детей  по своим рисункам. Рассматриваются работы детей.

Выставка детских работ.

 

 

 

                                               Тема: Зимушка – зима

 

Ход занятия

- Дети, сегодня нам пришло письмо, интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю конверт, вынимаю письмо и пронумерованные части от большой снежинки, на которых написаны задания).

- «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам зимушка – зима. Я приготовила вам сюрприз (угощения, но вы должны мне помочь собрать снежинку, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от снежинки)».

Дети находят часть снежинки №1, воспитатель читает задание.

№1 – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

Как в природе называют месяц декабрь и почему?

(«Хмурель» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое).

Как называют в народе второй зимний месяц январь?

(«Лютень» - лютует стужа, трещат морозы).

Как называют последний месяц февраль?

Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).

 

№2 – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «вьююуу – вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно – это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это поземка.

Дыхательная гимнастика

- Давайте мы с вами будем ветерочком и подуем на снежинку. (воспитатель подносит детям снежинку на ниточки – дети дуют).

 

№3. Загадать загадки:

«Белые мухи прилетели,

на землю сели» (Снег)

«Он все время занят делом,

Он не может зря идти

Он идет и красит белым

        Все, что видит на пути» (Снег)

- Правильно, зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега.

- Какой снег в морозный день? (снег пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами, это ломаются снежинки)

- А какой снег в теплый день? (Снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить).

Физ. пуза.

Снег идет, снег идет (машут руками),

Дворник улицу метет (показывают),

Мы катаемся на санках (пружинка),

И встаем все на коньки (встаю на носочки),

Мы катаемся на лыжах (показывают),

И играем все в снежки (показывают).

№4. Загадать загадки:

«Без досок, без топоров

Через реку мост готов,

Мост как синее стекло

Скользко весело, светло» (Лед)

«Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло» (Лед)

- А что происходит зимой с водоемами, реками, озерами, прудами? (они покрылись толстым льдом).

-А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать).

- Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух).

- Что происходит со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение? (превратятся в воду).

№5. Загадать загадку:

«Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем. (Ель)

Правильно, это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла).

Дети получают пятую часть от снежинки.

№6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика).

- Давайте поиграем в игру «Где мы били мы не скажем, как играли всем покажем» (дети имитируют игру – другие отгадывают).

№7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы).

- Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь).

- Какую птицу называют санитаром леса? (дятел).

- Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают их.

(Дети получают седьмую часть от снежинки)

№8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?

- Послушайте загадки, кто отгадает получит картинку и расскажет о животном.

«Кто на ветке шишку грыз?

И бросал объедки в низ?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)

В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от холода – кора. (Заяц)

Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.

«Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос». (Медведь)

Медведь спит в берлоге, сосет лапу.

«Шубка – иголки

Свернется он – колкий

Рукой не возьмешь

Кто это?» (Еж)

Еж тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в своей мягкой теплой постельке из сухих листьев.

«Рыжий клубок

За белым – скок». (Лиса)

- У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.

«Серый, зубастый

По полу рыщет,

Телят, ягнят ищет». (Волк)

- Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу. (Дети получают часть от снежинки).

- Вот мы и собрали все части от снежинки, давайте сложим ее (Дети собирают снежинку).

(Сюрприз – угощение от Зимушки – зимы)