Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский агропромышленный колледж. П Р О Г Р А М М А
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ» СКАЧАТЬ (полный материал)
Составила: воспитатель Васильева Наталия Никаноровна.
Г. Пенза 2018г. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование учреждения |
ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж» |
Наименование программы |
Социально - педагическое сопровождения подростков, в условиях студенческого общежития |
Автор программы |
– воспитатель общежития |
Исполнители программы |
Социальный педагог Педагог-психолог Педагог-организатор Классные руководители групп Воспитатель общежития |
Цель программы |
Создание благоприятных условий для гармонизации личностного развития и межличностного общения подростков путем включения их в коллективную деятельность |
Задачи программы |
- создание условий, способствующих успешной адаптации подростков в условиях студенческого общежития; - приобщение к социально приемлемым формам досуга; - развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении, толерантного взаимодействия с «миром людей»; - развитие навыков самоорганизации, самообслуживания у студентов в условиях студенческого общежития; - развитие студенческого самоуправления |
Нормативно-правовая база |
|
Сроки реализации программы |
Реализация программы рассчитана на 1год. |
Контингент |
Студенты, проживающие в общежитии колледжа |
Социальная значимость программы |
Развитие социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков, проживающих в студенческом общежитии |
Ожидаемый результат реализации программы |
|
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современного российского общества остро стоит вопрос формирования гражданина - сознательного, творческого, профессионально мобильного. В подготовке такого человека особая роль принадлежит учреждениям профессионального образования. Для выполнения государственного заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для наиболее полного проявления разносторонних возможностей обучающихся, развития их творческих способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес представляет организация воспитательной деятельности студентов средних специальных учебных заведений в частности, в условиях студенческого общежития.
Общежитие - не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Студенческое общежитие – это своего рода целый мир, в котором нужно уметь жить, мир, где на первом месте, как ни странно, не только законы и порядки, а… коммуникабельность и уважение. Именно умение находить общий язык, умение договариваться, а иногда и уступать помогают студентам с интересом и удовольствием провести, как говорят, самые веселые и насыщенные годы настоящей студенческой жизни.
Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человеческих качеств. В общении с окружающими подростку не только открывается мир, но происходит открытие самого себя, формируются свои взгляды и свои интересы. Осуществляется поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни, что делает реальным и осмысленным поиск своего образа жизни в будущем. Контингент подростков, проживающих в общежитии специфичен, так как социальный облик учащегося учреждений начального профессионального образования оставляет желать лучшего. Учащиеся характеризуются низким уровнем развития социальных компетенций, не обеспечивающим личностную и профессиональную адаптацию в реальных социально-экономических условиях. Отсутствие желания и умений включатся в современную деятельность, низкие адаптационные возможности, особенно в сфере поведенческого самоконтроля не позволяют адекватно реагировать на различные ситуации общения, проявлять гражданскую позицию, обладать навыками правого поведения. От того, какие убеждения и ценностные ориентации будут сформированы у этой группы молодых людей, во многом зависит перспектива развития общества и государства. Контингент общежития в значительной степени формируется подростками из сельской местности. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Нельзя не считаться с тем, что отрыв учащихся от семьи часто вызывает сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому задача воспитателя создать в общежитии комфортную психологическую атмосферу, что позволит учащимся адаптироваться в непривычной обстановке.
Общежитие должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под воздействием общения молодёжи, взаимовлияния, самой среды общежития. Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи творческие возможности, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. Повышение уровня общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического процесса в общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому работа ориентирована на направление желаний и усилий молодёжи к формированию активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту, здоровому образу жизни. Если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.
Таким образом, в условиях студенческого общежития необходимо организовать воспитательную работу по созданию благоприятных условий, способствующих развитию социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков.
На создание таких условий рассчитана программа социально-педагогического сопровождения подростков, проживающих в студенческом общежитии.
III. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В условиях становления в России гражданского общества и правового государства главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Образовательное учреждение, в соответствии с требованиями ФГОС (7.1; 8.4), обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, формирования общих и профессиональных компетенций, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе интерактивных форм проведения занятий (деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития.
Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.
Целью педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Технология социально-педагогического сопровождения предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выстраивание индивидуальной траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных потребностей и творческих способностей подростков.
В позиции сопровождения воспитатель не выступает «костылем», на который привыкает опираться подросток, или «жилеткой» для слез и жалоб родителей в случае неудовлетворительной социализации ребенка. Воспитатель побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.
Для формирования оптимальной социокультурной среды, способствующей всестороннему развитию и социализации личности подростка, поддержки и оказания помощи в решении возникающих подростковых проблем была разработана программа развития социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков, проживающих в студенческом общежитии «Ты не один, мы вместе».
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в три этапа:
1 этап программы направлен на изучение особенностей личности студента, проживающего в общежитии первый год, становление межличностных отношений, разработку плана мероприятий, направленных на социальную адаптацию.
В общежитие Пензенского агропромышленного колледжа заселяются выпускники иногородних образовательных учреждений. Диагностические мероприятия позволяют составить четкий «портрет» контингента, спроектировать последующее направление групповой и индивидуальной работы, выявить проблемные стороны. Первые шаги в этом процессе направлены на снятие эмоциональных барьеров и установлении благоприятного микроклимата между работниками общежития и проживающими студентами.
2 этап программы направлен на развитие коммуникативных, творческих способностей, формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, развитие навыков самоорганизации, самообслуживания самоконтроля.
Работа осуществляется параллельно с адаптационным этапом и направлена на организацию мероприятий способствующих сплочению студенческого коллектива, а также мероприятий для развития у студентов навыков самообслуживания, саморазвития, самовыражения.
3 этап - программы направлен на закрепление социальной грамотности обучающихся, включает в себя профилактические мероприятия, направленные на формирование жизненных навыков (формирование навыков личного поведения и межличностного общения), развитие навыков самостоятельного принятия решений, стремлению быть здоровым и успешным.
На данных этапах применяются следующие методы социально-педагогической деятельности:
- всесторонний сбор полной информации о подростке и его семье;
- изучение особенностей социальных контактов подростка;
- выявление неблагополучия семьи и подростка и организация комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
- методы профилактических действий в виде тренингов, просветительных, разъяснительных бесед по профилактике правонарушений (ознакомление учащихся с правилами поведения, с правами и обязанностями; пропаганда здорового образа жизни, профилактика безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних, приобщение к общественной жизни общежития);
- просветительские беседы с родителями и обучающимися с привлечением специалистов (соц.педагога, психолога, медика, ОДН, ПДН и т.д.);
- индивидуальное консультирование родителей и подростков;
- изучение индивидуальных способностей и интересов, создание ситуаций для творческого самовыражения;
- мониторинг занятости подростков во внеурочное время.
Формы социально-педагогической деятельности:
- индивидуальные (беседа, диагностика, наблюдение, сбор информации, организация внеурочной деятельности);
- групповые (тренинги, акции, конкурсы, организация досуга, деятельность совета общежития.
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап программы – адаптационный.
Основные задачи этапа:
1. Изучение контингента первого года проживания в общежитии: выявление студентов «группы риска», студентов- лидеров, выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих;
2. Ознакомление с нормами проживания и правилами поведения в общежитии (Положение о студенческом общежитии, Правила внутреннего распорядка);
3. Привитие навыков учебной и трудовой дисциплины за счет самоконтроля, контроля со стороны совета общежития, коллектива сотрудников общежития;
4.Отработка навыков самообслуживания, культуры поведения и общения;
5. Создание условий для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе обучающихся и студентов, проживающих в общежитии;
6. Организация студенческого самоуправления – Совет общежития.
Данный этап реализуется в период с сентября по декабрь и рассчитан на студентов, проживающих в студенческом общежитии первый год.
Наименование мероприятия |
Цель |
Сроки проведения |
Ответственные |
Изучение личных дел иногородних студентов, которые будут проживать в общежитии |
выявление: лиц из числа детей –сирот, уровень школьной успеваемости, успешность вступительных испытаний, характеристика с предыдущего учебного заведения, (партфолио) |
Август |
воспитатель |
Изучение медицинских показателей о состоянии здоровья обучающихся |
выявление подростков, имеющих проблемы со здоровьем |
Август-сентябрь |
фельдшер, воспитатель |
Ознакомление с информацией по выявлению подростков, проживающих в общежитии и имеющих отклонения в поведении - «группы риска» |
выявление обучающихся, имеющих отклонения в поведении, составление списков обучающихся нуждающихся в особом педагогическом и психологическом сопровождении |
Август-сентябрь |
соц. педагог, педагог-психолог, ел. руководители |
Индивидуальная беседа с подростком, в процессе заселения в общежитие |
- знакомство с подростком, установление доброжелательных отношений - сбор информации анкетных данных подростков |
сентябрь |
воспитатель |
Изучение личных анкет подростков, поступивших в общежитие |
составление социального паспорта общежития |
сентябрь |
воспитатель |
Встречи с классными руководителями групп, в которых обучаются подростки, проживающие в студенческом общежитии |
выработка единой линии педагогического сопровождения подростков |
сентябрь-декабрь |
кл. руководители воспитатель |
Изучение особенностей социальных контактов подростков |
составление индивидуальной карты межличностного общения подростка |
октябрь |
соц. педагог воспитатель |
Проведение лекции по вопросам: - соблюдения личной гигиены, - правильного питания, - ЗОЖ |
снижение заболеваемости, повышение мотивации на ЗОЖ |
сентябрь |
воспитатель |
Проведение инструктажа по ТБ и ПБ |
Соблюдение правил ТБ и ПБ |
сентябрь |
комендант воспитатель |
Выборы в студенческий орган самоуправления- Совет общежития |
развитие студенческого самоуправления |
сентябрь |
воспитатель |
Отслеживание посещаемости учебных занятий и практики |
выяснение причин пропусков занятий без уважительной причины |
в течение учебного года |
кл. руководители воспитатель Совет общежития |
Организация и контроль за выполнением домашнего задания студентами, проведение рейдов «Живем по часам» |
повышение учебной мотивации и познавательной активности подростков, учебной успеваемости |
в течение учебного года |
воспитатель Совет общежития |
Оказание помощи в организация быта проживающих студентов |
создание условий для комфортного проживания |
сентябрь-октябрь |
воспитатель работники общежития Совет общежития |
Оказание помощи студентам в часы самообслуживания |
выявление уровня и развития и сформированности навыков самообслуживания |
в течение учебного года |
воспитатель работники общежития |
Проведение общего собрания с проживающими студентами |
ознакомление с локальными актами общежития Положением о студенческом общежитии, Правилами внутреннего распорядка |
сентябрь |
соц. педагог педагог-психолог воспитатель |
Проведение бесед с родителями подростков, проживающих в общежитии |
ознакомление родителей с локальными актами общежития Положением о студенческом общежитии, Правилами внутреннего распорядка |
сентябрь октябрь ноябрь |
воспитатель |
Изучение результатов психологической комплексной диагностики по изучению личности проживающих в общежитии |
Составление психологического портрета подростка, определение форм и методов в индивидуальном общении с ним |
октябрь ноябрь |
педагог-психолог воспитатель |
Индивидуальные беседы и консультирование подростков |
Оптимизация взаимоотношений воспитатель-подросток, оказание социально-педагогической помощи в период адаптации |
в течение учебного года |
воспитатель |
Консультирование родителей |
Информирование по процессу адаптации. Повышение педагогической компитентности родителей в воспитании подростков |
в течение учебного года |
воспитатель |
Ожидаемый результат:
- успешная адаптация обучающихся к проживанию в новых условиях, сокращение случаев девиантного поведения;
- усвоение учащимися норм и правил проживания в общежитии;
- усвоение учащимися первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;
- организованная деятельность студенческого Совета общежития;
- сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения.