Потылицына Надежда Николаевна
Воспитатель
МБДОУ № 96 «Ботанический»
г.Красноярск
«ДЕТИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ. МЫСЛИ КАЖДОМУ НУЖНЫ»
Статья посвящена исследованию структуры и содержания системы подготовки детей к интеллектуальным соревнованиям. В ней рассмотрены этапы подготовки и базовые инструменты.
Ключевые понятия: интеллектуальная результативность, задатки мыслительной деятельности, базовые инструменты.
Каждый ребёнок, родившись, обязательно научится ходить, говорить, рисовать, играть с игрушками, потом читать и считать. Но у каждого малыша будет свой собственный, не похожий на другие, путь развития.
Важным этапом интеллектуальной результативности служит система подготовки к соревнованиям, где учитываются основные развивающие задачи, которые должны будут решены в каждом конкретном возрасте и главные виды деятельности, актуальные в каждый возрастной период.
Первичным этапом в подготовке может служить освоение элементарных навыков и умений. Самое главное, у него образуется прочная база для гармоничной, активной и полноценной жизни в будущем. Он научится пользоваться «инструментами» для познания жизни и теми возможностями, которые предлагает нам жизнь. Именно эти инструменты являются базовыми на этапе подготовки к интеллектуальным соревнованиям. Результат будет высок тогда, когда ученики на первичном этане научатся мыслить и в дальнейшем, в интеллектуальных конкурсах, применят мышление и «думание», предварительно измерив свой ум. Необходимо создать перед детьми «проблемное поле». Все дети хотят быть смышлеными, догадливыми, то есть умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Дети рождаются с разными задатками, в том числе – и в мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, человек может развить своё мышление в довольно широких границах.
В процессе подготовки к интеллектуальным конкурсам дети разбираются в механизмах процесса мышления и овладевают некоторыми приемами его развития. Подготовку удобно проводить в режиме семинаров. В качестве примера приведу несколько вариантов тем: «Мышление – это принятие различных решений, «Мыслить – значит отвечать на какие-то вопросы», «Мыслить – значит выбирать лучшее», «Мыслить – выбирать быть успешным». Мышление развивается в процессе учения. А можно ли научиться мыслить? Когда человек из-за тяжёлой болезни долго не встаёт с постели, то мышцы атрофируются, и человек заново учится ходить. То же происходит и с мышлением, если его не тренировать, оно становится слабым. 3начит выход – упражнения. То, что учить мыслить разных детей одинаково нельзя – истина, известная каждому педагогу. Но всегда ли удаётся реализовать её в повседневной работе с детьми. При подготовке детей к интеллектуальным соревнованиям вырисовываются три основные задачи: способствовать развитию каждой личности; довести индивидуальные достижения как можно раньше по максимального уровня; способствовать общественному прогрессу. Все эти задачи очень тесно взаимосвязаны, но доминирующей задачей является первая, поскольку она основывается на фундаментальном этическом правиле для любого профессионала, которому по роду занятий доверена забота о человеке.
Мы мыслим тогда, когда решаем проблемы, пытаемся найти лучший вариант решения. При этом выделяем главное, сравниваем, проводим аналогии, обобщаем, систематизируем, доказываем и опровергаем. Состояние мышления прекрасно, потому, что оно продуктивно. Из всех возможных надо искать, «свой» способ развития мышления.