Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4631 «Путешествие по малой Родине» (НОД в подготовительной группе)

Опубликовано 08.12.2018

 

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Ромашка»

 

«Путешествие по малой Родине»

(НОД в подготовительной группе)

СКАЧАТЬ (презентация)

 

                   Воспитатель:

             Т.И.Булгакова  

 

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине -  п.Прохоровка

Задачи:

Образовательные:

  • дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство (познание);
  • продолжать знакомить с достопримечательностями  п.Прохоровка (познавательное развитие);
  • продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества (социально-коммуникативное развитие);
  • совершенствовать умение путем аппликации из цветной бумаги создавать дома разной величины и архитектуры; самостоятельно подбирать цвет и размер геометрических фигур для создания общей композиции, дополнять аппликацию мелкими деталями (художественно- эстетическое развитие)

 

Развивающие:

  • развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников (художественно- эстетическое развитие);
  • развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст (социально-коммуникативное ,  художественно- эстетическое развитие);
  • продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие) (социально-коммуникативное развитие).

 

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социально-коммуникативное развитие);
  • продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми (социально-коммуникативное развитие);

 

Материалы и оборудование:

«Сказочный клубок» из ниток, «Ковер-самолет», «Сказочная книга»,   ватман (склеенных 2-3 листа), кисти, клей, салфетки, геометрические фигуры из цветной бумаги, заготовки для индивидуальной работы (силуэты архитектурных строений), аудиозапись «Звуки природы».

Предварительная работа:

Беседы о семье: «Я и моя семья», «Выходной с родителями»

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций о  родном посёлке. Аппликация «Дом, в котором я живу»

Рисование на тему «Мой дом»

Содержание непосредственно образовательной деятельности детей

Воспитатель: Поезжай за моря-океаны

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят , расцвета, поля…

У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна?

 (Ответы детей)

Воспитатель: Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина».

1-й ребёнок:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

2-й ребёнок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я!
(Татьяна Бокова) 

Воспитатель: Огромна наша страна. Обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём, где мы с вами живём. Это наш родной край.

 

Россия велика и безгранична, словно море,

Но есть у каждого свой милый уголок,

Который дорог нам до боли, который любим мы до слёз.


Дети, наша малая Родина – это посёлок, в котором мы живём. А как называется наш посёлок?

 

Дети: Прохоровка

Воспитатель:  Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом, постарайтесь отгадать, кто же это.

 

Поскорее мне скажите,

Что за мяч из мягких нитей?

Он похож на колобок,

С длинным хвостиком ...                 (клубок)

В группу вкатывается клубок. Воспитатель берет его в руки, прикладывает к уху …

- Клубочек хочет поздороваться и познакомиться с каждым из вас. Как же это сделать?

Дети предлагают свои варианты приветствия. С подачи педагога дети принимают решение передавать клубок по кругу, говоря слова приветствия и называя своё имя, фамилию и отчество.

- Что необычного в нашем новом друге? (ответы детей)

- Как вы думаете, где живет наш Клубочек? (ответы детей)

- Как называют героев, живущих в сказках? (ответы детей)

Клубочек выкатывается из рук воспитателя и оказывается в углу групповой комнаты, где дети обнаруживают сундук. (Можно предоставить возможность открыть сундук малоактивному ребенку). В сундуке лежит «сказочная книга».

- Кто догадался, что хочет предложить нам Клубочек?

(ответы детей)

 

- Наш герой прибыл к нам из сказки и принес с собой новую сказку, которую мы с вами еще не слышали.

Воспитатель(читает эпизод сказки Шорыгиной «Ковёр-самолёт» (переделанный вариант)

 Случилась эта история в  п. Прохоровка. Большой старый сундук стоял в углу прихожей. Бабушка взяла ключ с потемневшей резной ручкой и вставила его в замочную скважину. Покрутила ключ, и замок со скрипом открылся.

- Помоги-ка мне, Алеша, сундук открыть.

Внук помог бабушке поднять тяжелую крышку сундука.

- А что здесь лежит? – спросил мальчик, с любопытством заглядывая в сундук.

- Да разные старые вещи, они мне от прабабушки достались.

Бабушка вынула из сундука пуховый платок, пеструю шаль с кистями, пожелтевшую скатерть и большой тяжелый ковер.

- Пойдем, все это на веревке во дворе развесим. Пусть вещи проветрятся да на солнышке прогреются.

Когда они развесили вещи на веревке, Алеша стал рассматривать ковер. На нем шелковыми нитями были вышиты леса, поля, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами.

«Какой ковер интересный! Теперь такие не делают», - подумал мальчик.

- Алеша, почисти, пожалуйста, ковер, - попросила бабушка.

Мальчик взял веник и ударил по ковру раз, другой…

- Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковер.

- Ты зачем меня бьешь? Я ведь не простой ковер, а волшебный. Я – ковер-самолет! Слышал о таком?

Алеша очень удивился. О ковре самолете он, конечно, слышал, но видеть такой ковер ему не приходилось!

А ковер захлопал краями, словно крыльями, и, приподнявшись с веревки, закружил по двору.

- Давай с тобой, ковер-самолет, полетаем немножко. Я тебе покажу наш  посёлок,  парк, музей , улицы. Я здесь родился и вырос. Все хорошо знаю. Каждый кустик, каждый овражек. Это моя малая Родина!

- Это и моя Родина! – отозвался ковер. – Я эти места с давних времен люблю. Готовься к путешествию.

- Ура! – обрадовался Алеша…

 Воспитатель прерывает рассказ и обращается к детям:

 - Кто из вас догадался, ребята, по какому посёлку собрались путешествовать Алёша и ковер-самолет? (ответы детей)

- Ребята, у нас с вами тоже есть возможность совершить путешествие вместе с Алешей. Как вы думаете, каким образом мы можем это сделать?

 Ответы детей

 - Для того чтобы попасть в сказку, нужно знать волшебные слова. Мы с вами сейчас произнесем их и окажемся в стране фантазий, где возможно всё.

Проводится физ. минутка: (дети встают по кругу)

Путешествовать хотите!?

На ковре из разных нитей,

Глазки крепко вы сомкните,

Сами в сказке окажитесь,

Глазки открываются,

Полет наш начинается!

Руки в стороны держите,

Словно птицы вы летите,

Здесь направо поворот,

И налево поворот,

Дан ковру обратный ход,

Руки вверх и мы взлетаем,

А, затем, чуть приседаем,

На снижение идем,

Управляем мы ковром.

Мы, подпрыгнув, приземлились,

В месте чудном очутились.

 По окончании физминутки раздается стук, доносящийся из угла, где стоит сундук. Дети вместе с воспитателем открывают крышку и обнаруживают там ковер, похожий на тот, что из сказки.

Воспитатель:

- Усаживайтесь на ковер-самолет, мы отправляемся в путешествие.

 Стелется ковер, дети вместе с воспитателем усаживаются. Рассказ воспитателя сопровождается показом  фотографий. На них демонстрируются знакомые для детей достопримечательности посёлка.

- Ребята, как называется место, где человек родился и вырос?

 (ответы детей)

- Что означают слова Родина и малая Родина?

 (ответы детей)

- Родина (или большая Родина) - это страна, в которой мы живем, а малая Родина - это место, где человек родился и вырос.

- Назовите вашу малую Родину? (ответы детей)

- Как называют жителей нашего посёлка? (ответы детей)

- Полюбуйтесь на нашу  Прохоровку  с высоты. Какой наш посёлок  красивый.

- А какой он ещё? (ответы детей)

 ( Вводятся  новые слова: многолюдный, шумный, современный, чистый, зеленый …).

 - Посмотрите, вы узнаете эти места? Это звонница, а неподалёку, на пьедестале, танк  Т-34. А почему всё это воздвигли именно здесь, на этом поле?

Ответы детей (На этом поле произошло танковое сражение)

Воспитатель: Летим дальше. И вот уже под нами какое-то очень большое и красивое строение. Ребята, что это?

Ответы детей(Культурно-исторический центр Третьего ратного поля  России  «Прохоровское поле». Музей боевой славы. Музей бронетанковой техники.)

Воспитатель: Мы летим дальше. Обратите внимание, как красив наш посёлок. Узнаёте родные места? Давайте вспомним, какие улицы нашего посёлка вы знаете.

 Ответы детей.

Воспитатель: Ребята! А это место вы узнаёте? (Ответы детей).

Правильно – это Аллея Героев Советского Союза, уроженцев Прохоровского р-на. Что вы можете рассказать о ней?

Ответы детей.

Воспитатель: А какое очень важное  место для нас, жителей п. Прохоровка, находится недалеко от Аллеи Героев?
Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно ребята! Это памятник героям освободителям нашего посёлка "Вечный Огонь». Сюда в дни торжеств  приходят жители нашего посёлка и приезжающие  гости.

 Мы продолжаем наше путешествие по любимому посёлку.  В нашем  посёлке  много интересных мест. Здесь живут трудолюбивые, замечательные люди - прохоровцы, а ещё в нашем  красивый парк, замечательный музей, много цветов и зелени… Наш «ковер-самолет» устал и опустился в парке. Хотите отправиться на прогулку?

 Проводится физ. минутка под звуки природы.

Дети двигаются по кругу:

Спокойным шагом идут по «тропинке»,

останавливаются, поднимают руки вверх, тянутся к солнышку,

идут по «мостику», руки в стороны, идут приставным шагом,

перепрыгивают через «ручей»,

поворачиваются в стороны.

 - Наше необычное путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся в группу.

 Алеша и ковер-самолет тоже успели вернуться домой. Мальчик спрыгнул на землю, а ковер занял свое место на веревке.

 - Мы неплохо полетали, тихо произнес ковер-самолет.

- Замечательно! – шепотом сказал Алеша. – А ещё куда-нибудь полетим?

-А как же! В мире много удивительного, а твое путешествие только началось!

 Алеша снял с веревки волшебный ковер, свернул его и осторожно убрал в сундук (воспитатель сворачивает ковер и книгу и убирает все в сундук).

 Нашему клубочку тоже пора возвращаться домой. Он оставляет нам в подарок свой «ковер-самолет», чтобы мы совершали свои путешествия по нашей Родине и другим странам.

- Что больше всего вам запомнилось, путешествуя по Прохоровке? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Помните, Алеша говорил о малой Родине, что это означает? (ответы детей)

- Как вы думаете, все ли интересные места нашего посёлка  мы с вами увидели? (ответы детей)

- Где хотели бы вы побывать ещё? Почему? (ответы детей)

- Ребята, а как вы думаете, кому было бы интересно узнать о том, что мы сегодня с вами узнали и увидели? Почему? (ответы детей)

- Я думаю, вашим родителям и друзьям будет очень интересно послушать рассказ о Прохоровке.

- У каждого города, как и у человека, есть своё имя, своя история и даже день рождения, вот и у нашей Прохоровки  скоро будет день рождения, а в такие дни принято дарить подарки.

 - Наш друг клубочек в свой волшебный сундук положил вот такие бумажные, цветные геометрические фигурки, силуэты зданий, цветы, деревья, кисти и клей. А ещё у нас с вами есть большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая городская улица. А самое главное, что каждый из вас маленький художник и фантазер. Я думаю, вы без моей подсказки придумаете, какой же подарок мы приготовим для нашего любимого посёлка?

(предложения детей)

 - Чтобы нам было удобно работать, предлагаю разделиться на команды.

(Дети самостоятельно делятся на команды по интересам)

- Кто будет строить дома?

- Кто хочет построить школу?

- Кто будет Звонницу?

- Вам уже знаком способ «постройки» домов из геометрических фигур, поэтому я не буду объяснять, как выполнять работу. Только попрошу особенно постараться, ведь это подарок родному посёлку.

 Дети приступают к самостоятельной работе. Приклеивают на силуэты зданий детали отдельных изображений (окна, двери, крышу…), а затем готовые изображения помещают на большой лист ватмана, создавая коллективную композицию. Композиция дополняется деревьями, цветами… Воспитатель следит за ходом деятельности, своевременно помогает советом, затрудняющимся детям. (Звучит музыка)

 - Вот наш подарок готов. Каждый из Вас вложил частичку своей любви к родному  посёлку. Как мы назовем нашу работу?

Дети придумывают название и вывешивают коллаж на обозрение в  раздевалке группы.   

Ребёнок: Я Прохоровке стих свой  подарю, 
Ведь свой посёлок  очень я люблю. 
Хотите узнать, почему 
Стишок посвящаю  ему? 
Ответ на вопрос мой очень простой: 
Прохоровка – мой посёлок  родной! 
Мы в Прохоровке  родились 
И гордимся этим. 
Нет красивей и родней 
Места на планете. 
Парки, дворики, сады, 
Улочки прямые. 
Все они для нас, детей, 
Милые, родные