Конспект образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Осенины»
Музыкальный руководитель: Хайдаршина Н.Д.
Цель: Формирование художественно - эстетического вкуса, творческих способностей, обогащать музыкальные впечатления детей, развивать музыкальную память. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Программное содержание:
- развивать воображение и творческую активность, самостоятельность детей
- расширение знаний детей об осени
- формирование обобщенных представлений об осени как времени года
- совершенствовать умение рассказывать о своих музыкальных впечатлениях
Задачи:
- различать средства музыкальной выразительности
- развивать певческие навыки, навык правильного дыхания
- развивать и закреплять умение выразительно двигаться в характере музыки
- развивать творческие способности детей
Коммуникация: Формировать умение давать полный ответ о характере музыки.
Физическая культура: Формировать умение двигаться ритмично, слажено, в ритме музыки. Учить запоминать последовательность движений.
Познание: Познакомить с новым композитором, с новым произведением.
Безопасность: Быть осторожным во время быстрых, энергичных движений.
Художественное слово: Стихотворение об осени А.С. Пушкин
Изобразительно искусство: «Золотая осень» И.И. Левитана.
Материал и оборудование:
- фортепиано
- музыкальный центр, аудиодиски
- нотный материал
- осенние листочки
- подсолнухи
- осенние иллюстрации
- портрет композитора П.И.Чайковского
- детские музыкальные инструменты
- музыкальная лесенка
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку П.И.Чайковского «Октябрь».
Выполнение упражнения «Делай, как я!» дети самостоятельно придумывают движения, остальные повторяют.
Садятся на стульчики.
Слушание музыки:П.И.Чайковский «Октябрь» («Осенняя песня») альбом «Времена года».
- Ребята, посмотрите на картину великого художника Иссака Ильича Левитана и скажите: Какое время года здесь изображено? (Осень.)
- Как Вы догадались, что это осень?
Осень! Прекрасное время года. Об осени поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, художники рисовали картины.
А великого композитора Петра Ильича Чайковского (ПОРТРЕТ) называют «певцом родной природы». Произведения Петра Ильича Чайковского помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть в каждом времени года – будь то поздняя осень или ранняя весна.
Сегодня мы с Вами прослушаем произведение Чайковского из его альбома «Времена года», которое называется «Октябрь» у него есть еще одно название «Осенняя песня». Времена года – это альбом из 12 пьес.
- А как Вы думаете, почему 12 пьес, а не больше и не меньше?
(потому что 12 месяцев году)
Мы с Вами знаем, что музыка умеет передавать настроение, характер. Послушайте «Осеннюю песню» П.И.Чайковского и ответьте на вопросы:
- Как она по характеру? (грустная, задумчивая, печальная, нежная и тд.)
- Если бы Вы были художниками, какими бы красками нарисовали эту музыку?
(СЛУШАНИЕ.) Поднимать руки перед ответом.
Ответы детей.
Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И.Чайковский в своей «Осенней песне» - «Октябрь». Раскрыть суть нам поможет стихотворение поэта А.С. Пушкина. Послушайте!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышно природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса
В сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою одеты небеса
И редкий солнца луч и первые морозы
И отдаленные седой зимы угрозы.
Давайте еще раз послушаем «Осеннюю песню» П.И.Чайковского и каждый представьте свою осеннюю картину.
(СЛУШАНИЕ)
- Я попрошу Вас в группе взять краски и нарисовать свою осеннюю картинку.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какой композитор написал это произведение?
Ответы детей.
Расспевание:«Певческая установка» муз.Э.Гумпердинка
Помогает принять правильное положение детям, перед началом пения.
Педагог:
Ручки как у вас лежат? Ножки как у вас стоят?
Вы разок, вы другой, посмотрите за собой.
Дети:
Мы тихонько все сидим, мы нисколько не шалим-
Мы разок мы другой «посмотрели за собой».
Работа над распевкой.
Пение:
Продолжать формировать навык естественного, ненапряженного звучания, не допускаем форсирования звука, работаем над правильной передачей мелодии, над навыком плавного ведения звука, брать дыхание и удерживать до конца, над артикуляцией. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально с сопровождением и без.
«Осень наступила»
- Ребята, отгадайте по мелодии с какой песенки мы сегодня начнем? (играю, ответ)
- А о чем эта песня? (ответ)
- Мы разучили 1 куплет вспоминаем, исполняем.
- Давайте разучим 2 куплет. (разучивание)
- Теперь встанем возле стульчиков и споем под фонограмму. (Исполнение)
«Здравствуй осень»А.Кудряшова
Мы с Вами знает еще осеннюю песню (муз.загадка) как она называется? Вспоминаем слова 3 куплетов.
А как мы будем петь эту песню? (ответы)
- А какая она по настроению? (ответы)
- Мы сейчас все встанем возле стульчиков и красивым голосом, слушая друг друга, пропевая каждое слово, чтоб понятным было.
Исполнение стоя.
Оценка исполнения.
Музыкально-ритмические движения:
Развитие навыков танцевальных движений, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Танец «Подсолнухи» оркестр народных инструментов
- Ребята, под музыку выходим, берем подсолнухи и строимся на свои места в 4 линии.
Вспоминаем перестроения 4линии- 2 круга- общий круг - 1 линия – полукруг…
Исполнение.
Анализ:
- Сегодня мне очень понравилось, как вы говорили о музыке, как исполнили песни, как вы старались красиво танцевать, но особенно сегодня на занятии поработали … (имена детей). Молодцы!
- А что понравилось вам? Что получилось или не получилось у нас сегодня? (ответы детей).
- А теперь вы все под музыку красиво пойдете в группу, не забудьте нарисовать свою осеннюю картинку. До свидания.