Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4656 Консультация для воспитателей «Формирование познавательной инициативности у старших дошкольников, посредством занимательных математических игр».

Опубликовано 13.12.2018

 

МБДОУ детский сад №72 «Мозаика» города Белгорода,

воспитатель Симонова Ольга Анатольевна

 

Консультация  для  воспитателей

«Формирование познавательной инициативности у старших дошкольников, посредством занимательных математических игр».

 

Проблема развития инициативности сегодня поднимается на различных уровнях. Все чаще словосочетание «развитие инициативы» стало встречаться в документах, отражающих магистральные направления развития отечественной системы образования. Современные требования последних нормативных документов определяют развитие инициативности у детей как приоритетную задачу дошкольного образования. Так, в ФГОС ДО обнаруживаются неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование инициативности, самостоятельности и ответственности» детей.

Согласно модели образовательных условий становления инициативности дошкольников, наибольшие изменения в практике работы ДОУ должны коснуться следующих направлений:

- развитие игры дошкольников;

- организация предметно-пространственной среды;

- работа с детским интересом.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала занимательных математических игр в работе с детьми по формированию познавательной инициативности.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление инициативности.

Для этого в группе необходимо создать  условия для игровой деятельности, отвести  специальное место, оснащенное играми, пособиями, обеспечить свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Для центра занимательной математики – игротеки, подобрать  игры, различной степени сложности.

К созданию центра занимательной математики хорошо привлечь родителей. Каждой семье  подобрать  математическую  игру, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.

При организации образовательной среды применить  разнообразные занимательные математические приёмы в непосредственной образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах.

Занимательные математические игры необходимо  использовать в различных видах образовательной деятельности дошкольного учреждения:

- непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми,

- совместной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,

- самостоятельной деятельности детей,

- образовательной  деятельности в семье.

Основными принципами использования занимательных математических игр является :

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в игровую и познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо  использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для этого нужно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации.

5. Поддержка детской инициативности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Работа по формированию познавательной инициативности у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательных математических игр нужно построить  с учетом того, что дети уже умеют обращаться с тем материалом, который предлагается. Обучение использованию какого-либо материала на этих занятиях не должно происходить, т.к. это предполагает закрепление одного определенного способа. Цель же занятий, направленных на развитие познавательной инициативности, заключается в том, чтобы ребенок нашел различные варианты обращения с занимательным математическим материалом.

Поэтому данная работа предполагает  наличие  этапа, на котором происходит освоение детьми простейших игр математического содержания и овладение умением самостоятельно ставить цель, искать пути её реализации, осуществлять самоконтроль.

Далее главное внимание уделяется выполнению творческих заданий, придумыванию новых логических задач. Постановка перед детьми следующих заданий стимулировала их познавательную инициативность:

-  придумай свое;

-  составь что-нибудь интересное, новое.

В дальнейшем дети овладевают  умением ставить перед собой цель («Составлю робота», «Придумай свою задачу»), реализовать ее, не прибегая при этом к заимствованию тематики, способов воплощения замысла. Из этого следует, что инициативе детей предшествовал перенос освоенных ранее способов действия в новую ситуацию.

Включая занимательные математические игры  в непосредственно образовательную деятельность дошкольников, является средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Положительный результат работы будет обусловлен:

- широким использованием занимательных математических игр в непосредственно образовательной, совместной деятельности с детьми по формированию познавательной инициативности;

- системностью в применении занимательных математических игр в формировании познавательной инициативности у старших дошкольников;

- активным включением родителей в процесс формирования познавательной инициативности путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования занимательных математических игр в работе по  формированию познавательной инициативности у старших дошкольников.

 

                      Подготовила воспитатель: Симонова Ольга Анатольевна