Интегрированное занятие по ФЭМП (ориентировка во времени) в подготовительной к школе группе на тему: «Что мы знаем о времени»
Цель: Закреплять умение детей в ориентировке во времени
Задачи:
Образовательная:
- Закрепить знания о временах года, месяцах, днях недели, частях суток;
-Закрепить умение определять время по часам;
- Закреплять навыки решения логических задач;
Развивающие:
Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
-Продолжать воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.
Демонстрационный материал: презентация, циферблат, картинки с изображением времён года, дней недели, числовые карточки от 1 до 12.
Раздаточный материал: плоскостные цветные карточки на каждого ребенка (синие, красные, желтые, чёрные), игра - пазл(времена года)
Ход занятия:
Организационный момент около выставки часов.
Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Дети, вы помните, что у нас в группе недавно сломались часы. Вы стали задавать много вопросов по назначению и устройству часов. И мы решили исследовать этот удивительный мир часов и времени.
Вам было дано домашнее задание: рассмотреть часы, которые есть в доме и поговорить с родителями о часах. А родителей мы просили принести картинки, часы, книги о часах. Я побывала в часовой мастерской, отнесла наши старые часы. Мастер по изготовлению и ремонту часов – часовщик, сказал, что часы уже не подлежат ремонту. А пока мастер работал, мы успели с ним пообщаться. Он рассказал мне много интересного о часах, передал для вас подарок, но попросил открыть его позже.
А ещё , часовщик рассказал мне сказку, посмотрите ребята, как вы думаете о чем эта сказка ?
Сказка о часовых
В стареньких часах-ходиках жили-были две сестрички и брат.
Самую маленькую сестричку звали Cекунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие косички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Секунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду. Но это было нелегко — уж очень она быстро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!
Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда 60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута делала шаг. Она так не торопилась. Все люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.
Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.
Жили они дружно, не обгоняли друг друга и не спорили , кто главнее. Время шло!
Вот такая история, друзья.
Восп. О чём сказка, кем были эти сёстры с братом?(Ответы детей) Правильно, это время.
Восп. Ребята, сегодня на занятии я вас приглашаю совершить путешествие во времени. Вы хотите? Не боитесь? На чём мы отправимся в путешествие? (Ответы детей) Хорошо, тогда я вам предлагаю построить машину времени. (звучит музыка). Ну, вот, наша машина и готова! Дружно за руки возьмитесь, влево, вправо повернитесь, все друг другу улыбнитесь, скажем:
Утро, день, вечер, ночь – время мчись скорее прочь!
Восп. Ой, а куда это мы попали. Что же это за планета? (высказывания детей).
А чтобы нам узнать ее название, нужно отгадать загадки.
Это время нам знакомо,
Это время для подъема.
На зарядку как зайчатки
По утрам бегут ребятки.
Умывайтесь, не ленитесь
Чистым завтракать садитесь.
Что же это за время?
Восп. Совершенно верно, это утро. Вот и следующая загадка:
Это время для обеда,
Значит нам за стол пора,
Прекращается беседа,
Прекращается игра.
Просит Ванечка, Катюша:
«Дайте супа нам покушать»
Что же это за время?
Восп. Молодцы. А попробуйте отгадать эту загадку.
Это время нам дано,
Для веселья и кино,
Для катанья на коне,
И на папиной спине.
Бабушка стихи прочтет
Мама ужинать зовет.
Что же это за время?
Восп. Очень хорошо. Вот и последняя загадка.
Это время, время сна,
Спит за окнами сосна,
Спит пескарь на дне ночном,
Спит медведь в краю лесном.
Сладкий сон сморил ребят
Лишь часы – тик-так- не спят.
Что же это за время?
Восп. Ребята, а как одним словом назвать: утро, день, вечер, ночь?
Восп. Совершенно верно, эта планета так и называется «Части суток».
Восп. Ребята, а каким бы цветом, вы обозначили время суток «Утро», «День», «Вечер», «Ночь»? Почему?
Восп. Я вам предлагаю сыграть в игру «Части суток», вы согласны.
Восп. Я буду читать вам стихи, а вы мне должны показать с помощью цветных карточек, которые находятся у вас на столе, о каком времени суток идет речь в стихотворении. И так будьте внимательны.
- Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
- Случится в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглубже –
Присядь попробуй на пенек,
Не торопись…Послушай.
- Вот уже вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою на дороге,
Прислонившись к иве.
- Плакали ночью
Желтые клены:
Вспомнили клены,
Как были зелены.
- Встала прямо не узнать
До пояса умылась,
Убрала свою кровать
И даже волосы причесать
Сама не поленилась.
- Да и вам дорогие дети
Спать не следует при свете.
Для того, чтоб видеть сны –
Лампы вовсе не нужны.
- Встала бабка снеговая в белом зипуне,
Но темнеет, вот досада- гаснет свет зари!
По домам ребята надо, что не говори!
Восп. Ну, что же, ребята, потрудились мы на планете «Частей суток» немало, я предлагаю продолжить наше путешествие дальше. (звучит музыка).
Все ребятки дружно сели
К планете новой полетели.
Восп. Интересно, как эта планета называется?
(высказывания детей).
Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете название планеты.
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Братцы ходят друг за другом.
Попрощается последний
Появляется передний.
Дети. Это дни недели.
Восп. Совершенно верно, эта планета так и называется «Дни недели».
Восп. Я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется «Собери недельку».
Воспитатель выкладывает на магнитной доске перед детьми модель недельки в виде «Паровозика». Каждый вагон паровозика соответствует дню недели. Предложить детям назвать дни недели, сосчитать их. Затем, просит детей закрыть глаза. В это время, воспитатель меняет местами «дни недели», или убирает 1 день недели и предлагает детям собрать правильно «Паровозик-недельку».
Восп. Вы справились с заданием на этой планете. Я предлагаю отправиться на следующую последнюю планету. Садитесь, закрывайте глазки: (звучит музыка)
И летом и зимой,
И осенью и весной
Время быстро идет -
И проходит целый год!
Вот мы с вами и попали еще на одну неизвестную планету. А узнать ее название нам помогут стихи.
На кормушке под окном
Было тесно зимним днём.
Мимо кошка пробежала -
На кормушке пусто стало.
Тучка синяя гуляла
В чистом небе голубом,
Вдруг дождинками упала
И раздался летний гром.
Там, где капельки упали,
Море синих васильков,
Там, где молнии сверкали,
Не осталось и следов.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Восп. Ребята, скажите пожалуйста, как можно назвать осень, лето, зиму, весну по другому?
Дети. Времена года.
Восп. Совершенно верно, и эта планета называется «Времена года».
Сколько времен года вам известно? Назовите их.
Восп. А сейчас давайте проверим, какие вы внимательные. Жители этой планеты приготовили для вас игру "Собери пазл". Будьте внимательны!
Восп. Ай, да молодцы, вы были очень внимательными. (воспитатель смотрит на время). Ой как уже много времени(показать сколько), нам пора возвращаться в детский сад. И так, устраивайтесь по удобнее на своих стульчиках, закрывайте глазки (звучит музыка)
1,2,3, - в детский сад скорей лети!
Вот мы с вами снова в нашем любимом детском саду. Сколько же много интересного и познавательного мы с вами узнали в необычном путешествии. Оно вам понравилось?
Вопросы к детям:
Сколько всего планет мы посетили?
Как называются эти планеты?
О каких частях суток вам были загаданы загадки?
Сколько всего дней недели вам известно?
Какие ваши любимые дни недели? Почему?
Назовите самое холодное время года? А какие вам еще известны времена года?
А теперь, я думаю, пришло время открыть коробку часовщика.
Давайте этот подарок покажем остальным ребятам и вместе соберём.
На этом наше занятие окончено, вы все молодцы!