Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Городищенский детский сад комбинированного вида «Фиалка»
городского округа Ступино Московской области
Проект
«Покормите птиц зимой»
СКАЧАТЬ (с таблицами)
Ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста группы «Цветные ладошки»
Выполнила |
Валюхова Наталья Адольфовна воспитатель 1 квалификационной категории |
2018
Пояснительная записка.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.
Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям,
тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
И мы с родителями должны создать условия для общения ребёнка с природой.
Тип проекта: информационно – практико - ориентированный
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (декабрь 2018г)
Формы работы:
познавательное развитие: наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела, повадки, кормление.
речевое развитие: рассматривание фотографий птиц; рассматривание сюжетной картинки "Кормление птиц"; составление описательных рассказов по картинкам; заучивание стихотворений о птицах.
социально-коммуникативное развитие: дидактические игры: "Назови птицу", "Лесные птицы»,
«Кто как кричит", "Кого не стало?", "Разрезные картинки".
нравственно-духовное воспитание: беседа на тему: "Не разоряйте птичьих гнёзд", "Не дадим птичке умереть". Наблюдение за кормушкой (птички маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё).
художественно-эстетическое развитие: лепка: "Птички в кормушке»; рисование "Раскрасим синичку»; взаимодействие с родителями (изготовление кормушек);
Место проведения: МАДОУ «Городищенский детский сад комбинированного вида «Фиалка»
Актуальность проекта
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детского - взрослого сообщества (педагоги –дети –родители).
Проблема
В холодное время года перед птицами встают жизненно важные вопросы: как подкормиться, чем питаться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, в силу наступивших холодов. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы, не могут пережить зиму и погибают. По статистике только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время и встречает весну. Поэтому встает вопрос, как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? А проведенные опросы показали, что дети затрудняются называть зимующих птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи зимующим птицам, желание подкармливать их зимой.
Цель проекта:
Сохранение популяции зимующих птиц (воробьи, синицы, голуби, снегири, дятлы, поползни) через совместное детско - взрослое сотворчество (родители-дети) -изготовление кормушек.
Задачи проекта:
образовательные:
- формировать экологического представления детей об окружающем мире;
- закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии;
- закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
воспитательные:
- воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
- способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".
Методы и формы работы:
словесные: беседы, объяснения, пояснения;
наглядные: рассматривание кормушек, иллюстраций и фотографий, слайдов;
практические: овладение технологией изготовления кормушки, отработка умений пользоваться ножницами.
Предполагаемый результат:
- у детей расширилось представление о зимующих птицах;
- дети, умеющие совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;
- дети знают, каким кормом подкармливать птиц;
- дети, умеющие наблюдать за жизнью птиц в природе.
Продукт проектной деятельности:
- рекомендации родителям;
- акция «Покормите птиц зимой!»;
- оформление папки-передвижки «Виды кормушек»;
- акция «С каждого по зернышку».»;
- фотовыставка по проекту.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный 1-ая неделя |
2 этап основной 2 - 3-ья недели |
3 этап заключительный 4-ая неделя |
Задачи: - привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам; - формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; - воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; - развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду; - подбор материала по теме.
|
Задачи: - обобщить знания детей о зимующих птицах; - обратить внимание на их форму и строение птиц, учить находить сходство и различие между разными породами птиц. - развивать творчество детей; вырабатывать сложную координацию движений кисти; - активизировать речь, внимание и память детей, развивать логическое мышление и внимание; - обогащать словарный запас детей; - развивать связную речь; - способствовать развитию движений детей во время подвижных игр; - формировать умения согласовывать движения с текстом; - расширять и углублять знания детей о разнообразии используемого материала для изготовления кормушек для птиц.
|
Задачи: - способствовать формированию гуманного отношения к птицам; - формировать представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить; - вызывать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.
|
Перспективное планирование мероприятий на тему
«Покормите птиц зимой»
Виды деятельности |
Цели и задачи |
Форма организации |
Материалы и оборудование |
Беседа на тему «Что мы знаем о птицах»
|
Выявить уровень знаний детей по теме
|
Совместная деятельность
|
|
Просмотр презентации «Зимующие птицы»
|
Дать представление детям о зимующих птицах
|
Совместная деятельность
|
Презентация |
Рассматривание сюжетных картинок: «Кормление птиц» |
Обогатить представление детей о зимующих птицах Составление описательных рассказов по картинкам
|
Совместная деятельность
|
Сюжетные картинки, фотографии
|
Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?» |
Обратить внимание детей на особенности строения тела, повадки птиц, способ передвижения.
|
Прогулка Совместная деятельность
|
|
Дидактические игры: «Назови птицу», «Кто, где живёт?», «Когда это бывает?», «Кто, как кричит?», «Кого не стало?», «У кого кто?» «Зоологическое лото».
|
Активизация знаний о зимующих птицах; развитие внимания, памяти; обогащение словаря детей; развитие у детей слуховое внимание, фонетическое восприятие звуковых сигналов, тренировать простейшие артикуляционные движения в звукоподражании.
|
Совместная деятельность
|
Картинки с изображением птиц
|
Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот». «Совушка-сова», «Воробышки и автомобиль»
|
Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
|
Совместная деятельность Прогулка |
Атрибуты для игр |
Настольная игра «Разрезные картинки»
|
Активизация знаний о зимующих птицах; развитие внимания, памяти.
|
Совместная деятельность
|
|
Чтение литературных произведений
|
В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен». Н.Рубцов «Воробей», А.Говоров «Снегири», З.Александрова «Новая столовая», В.Бианки «Сумашедшая птица». |
|
|
Познавательное развитие. «Подкормим птиц зимой»
|
Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.
|
ООД |
Соломенникова О.А., с.15
|
Проведение Акции «С каждого по зёрнышку». |
Формировать желание подкармливать птиц зимой |
|
|
Консультации «Кормушки для птиц», «Правила содержания кормушек», «Чем подкармливать птиц»
|
Привлечение родителей к участию в реализации проекта
|
Работа с родителями |
|
Изготовление кормушки для птиц
|
|
Работа с родителями |
|