Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4681 Занятия с набором психолога «Приоритет» для дошкольников с нарушениями речи: раз-два-три, слово говори!

Опубликовано 18.12.2018

Иванова Елена Петровна

МБДОУ "Детский сад № 429 г. Челябинска",
г. Челябинск
 психолог

Занятия с набором психолога «Приоритет» для дошкольников с нарушениями речи: раз-два-три, слово говори!

Хочу поделиться своим опытом работы с детьми дошкольниками, у которых отмечено нарушение речи. С малышами в специализированном учреждении я работала в качестве психолога, используя в своей деятельности набор «Приоритет». Понимая, что добиваться результатов нужно через развитие сенсорного восприятия, я сделала ставку на специализированный комплект, в составе которого было все необходимое для реализации моего плана.
Благодаря тщательно продуманным модулям, мы ежедневно организовывали игры для того, чтобы дать малышам новые сенсорные ощущения: двигательные и тактильные. Игры проходили на протяжении месяца. Работа была направлена на обогащение внутреннего мира ребят через познание качественно новых откликов окружающего их мира. Это способствовало установлению эмоциональных связей и контактов, через которые я могла впоследствии действовать всесторонне на развитие речевых центров.
Сразу отмечу, что детально продуманный органайзер позволяет без проблем перемещать набор с модулями. Это действительно очень удобно, ведь не нужно тащить нужные предметы сумками, продумывать, чем баловать ребят каждую новую встречу. Производитель дает множество подсказок в методических рекомендациях. Остальное можно придумывать и додумывать самому, модифицируя игры в зависимости от развивающейся ситуации.
Перед началом нашего эксперимента мы в течение недели ежедневно отмечали те немногочисленные слова, которые произносили в группе дети 4-6 лет. На каждого ребенка была заведена карточка, где отмечалось:
  • количество слов;
  • связность предложений;
  • ситуации, в которых активизируется речь.
Игры из арсенала набора психолога включили следующие модули:
  1. Построение с ребенком дороги, по которой впоследствии двигаются фигурки. Маршрут долго изучается детьми, однако к концу месячного срока выстраивание первоначальной линии осваивается до автоматизма, поэтому можно переходить на более сложный уровень. Потери интереса к игре не было, что исключило стагнацию.
  2. Построение фигур из одноцветных деталей. Работа с запоминанием, когда ведущий сначала выполняет упражнение и предлагает детям воспроизвести его. К концу месяца отметилось явное улучшение в копировании действий ведущего. Дети хорошо ориентировались в цветах, сопоставляли их, а некоторые даже придумывали свои фигурки, привлекая внимание жестами.
  3. На третьем модуле мы задержались чуть больше, чем на остальных. Малышам понравились действия с мелкими предметами. Большой интерес вызвало нанизывание бус на нитку, заплетание косичек из веревочек и тому подобные занятия.
  4. Далее мы перешли к пространственным объектам. Хочу отдельно отметить, что детям не задавался шаблон. И, если сначала построение фигур на плоскости было хаотичным, к окончанию занятий с доской проявился явный прогресс. Дети стали соблюдать последовательность, сопоставлять фигурки, собирая отдельные образы.
  5. Завершающим этапом наших занятий стал модуль № 6, в котором тренируются хватательные движения рук. Вместе с детьми мы учились сопоставлять мелкие детали, использовать их вместе для построения более сложных цепочек, а затем и фигурных узоров.
Через месяц наших занятий мы устроили неделю контроля по итогам экспериментов. Фиксация слов показала, что их количество увеличилось в  среднем на 15%. Предпочтение отдавалось односложным и двусложным словам, однако этот прогресс нас воодушевил и показался достаточно существенным в сравнении с общим сроком проведения эксперимента.
Изменились ситуации, в которых активизировался речевой центр. Если раньше слова преимущественно произносились в момент раздражения и беспокойства, то теперь активизация приходилась на эмоции радости, удовольствия, восторга. Нам удалось соотнести речь с ассоциацией позитивных эмоций, что в последующем, на наш взгляд, будет способствовать дальнейшему освоению новых речевых конструктов. По итогам работы результаты авторского исследования вместе с рекомендациями были переданы руководству специализированного учреждения.