Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4696 Статья на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования»

Опубликовано 23.12.2018
Мурзаева Ольга Анатольевна
МБДОУ "Детский сад №102"
город Нижний Новгород

воспитатель
Статья на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования»
 
 
 
Важность  речевого развития для дошкольников подтверждена тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально - коммуникативное»
      Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. (8)
    Можно констатировать актуальность и востребованность  деятельности  по вопросам развития связной речи старших дошкольников.
     А в развитии связной речи детей подготовительной группы на первый план выступает формирование умений строить  разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. (7)
       Одним из основных методов развития связной речи мы определим  моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостное представление о предмете, явлении.
 Цель работы: Содействовать развитию связной речи детей с использованием метода моделирования.
Задачи:
  1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).
  2. Создавать условия практического овладения нормами речи.
  3. Развивать речевое творчество.
  4. Воспитывать культуру общения.
 В начале работы было проведено обследование речевого развития  детей по методике О.С.Ушаковой.
Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей, степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точность. Диагностика речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми. Среди всех компонентов развития речи хуже у наших детей развита связная речь.
   На основе полученных данных обследования, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи, представленные на экране:
  1. Работа с готовыми дидактическими текстами.
  2. оставление детьми связных высказываний, предполагающих использование моделирования.
  3. Составление творческих связных высказываний.
   На первом этапе работы с детьми мы читаем специальные дидактические повествовательные тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели повествовательного рассказа. То же самое при описательном рассказе, например, игрушки в соответствии с моделью Ткаченко. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествовательного  и описательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель,  составляли рассказы правильные.
          Кроме моделирования использовали и другие методы
     Давали  план рассказа, который помогал детям составить рассказ, сказку. Если ребёнок  при составлении рассказа  отходил от нашего плана, другие дети его поправляли. Если ребёнок затруднялся в самостоятельном составлении описания, мы задавали уточняющие вопросы. Например, при описании картины, мы спросили: «Во что одета девочка? Почему она так одета? А как ты думаешь, что она делает? и другие»
        Так же широко использовали прием совместного рассказывания. При составлении письма зайца к своему другу, составление новой сказки и в других случаях, дети поочередно высказывали предложения и совместными усилиями составляли рассказ, сказку.
     Параллельно использовался прием: продолжение рассказа другим                ребенком. Например, задания составить рассказ по серии сюжетных картинок. Три пары детей  сначала выкладывают  серию, совещаясь, затем, рассказывают по ней. Остальные ребята выбирают понравившийся рассказ, отмечая четкость композиции, содержательность, средства выразительности.
   Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми. Мы закрепляли умение детей составлять рассказы разных типов, используя для этого модели. Так  при описании транспорта мы предложили детям схему – описание, подсказывающую построение описания объекта. Когда мы объяснили лишь одну описательную схему транспорта, дети стали при составлении собственных рассказов  об игрушке,  одежде, животных использовать схемы описания данных объектов.
  Использование схем, моделей, повышает самостоятельность детей при составлении рассказов. Так, например, замечено, что Света Б., которая раньше не могла составить рассказ без помощи плана взрослого, после этих занятий, пользуясь схемой, стала сама составлять рассказ. Матвей П. при составлении описательного рассказа Любы К. заметил, что она забыла сказать о материале, из которого изготовлена посуда, пользуясь схемой описания посуды. То есть работа по использованию схем-моделей продолжалась
 На третьем этапе дети упражняются в составлении рассказов. Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.
      Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на готовую тему. Часто мы записываем речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (под диктовку) заболевшим детям, героям сказок.
     Перед праздниками (День матери и тд.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.
    В процессе работы были созданы самодельные книжки.
    Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представления.
   Родители являются участниками в  образовательном процессе.
      Работу с родителями мы начали с анкетирования. В анкету вошли вопросы воспитания, взаимодействия с детьми и работы родителей по развитию речи детей. В результате анализа анкет, выявлено, что родители интересуются вопросами воспитания культуры общения, но уделяют этому недостаточно внимания.
На первом собрании мы познакомили родителей с результатами обследования речи детей, рассказали о выявленных проблемах и особенностях работы по развитию речи детей.  Затем на консультациях рассказывали о моделях и других методах речевого развития детей. Были проведены семинары, где родители делились собственным опытом семейного воспитания. Постоянно проходят в нашей группе конкурсы, рисунков, поделок. Совместно с родителями дети готовили  книги о любимом домашнем животном, о зимнем отдыхе.  Участвуя в педагогическом процессе, родители хотят знать, как развиваются их дети, что им ещё необходимо для дальнейшего продвижения вперёд.
   Анализируя результаты повторного обследования по методике О.С. Ушаковой видна положительная динамика каждого раздела. Причём наибольшие изменения наблюдаются в следующих компонентах речевого развития: лексика (словарь детей) и связная речь.
      Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка
* увеличение словарного запаса детей
* содержательность, связность детских рассказов
*увеличение самостоятельности детей при составлении рассказов, описаний, сказок.
То есть использование метода моделирования влияет на развитие связной речи детей.
Перспективы работы следующие:
  • Продолжать работу по развитию связной речи детей.
  • Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистамипо развитию связной речи детей
 
 
Литература
  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.-М. 1984.
  2. Ст. Леушина А.М.Развитие связной речи у дошкольника. /Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.-М. 1999.
  3. Ст. Смирнова Е.А., Ушакова О.С.Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников.. /Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.-М. 1999.
  4. Ст. Смольникова Н.Г.. Ушакова О.С. Развитие структуры связноговысказывания у детей старшего дошкольного возраста./Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М. 1999.
  5. Сохин Ф.А.Развитие речи детей дошкольного возраста.- М. 1984.
  6. Ткаченко Т.Использование схем в составлении описательных рассказов./
  7. Ушакова О.С., СтрунинаЕ.М.Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М. 2003.
  8. Яшина В.И., Алексеева М.М.Методика развития речи и обучения родномуязыку дошкольников.- М., 1997.