Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4700 "Особенности и трудности метода проектирования"

Опубликовано 24.12.2018

 

Особенности и трудности метода проектирования

в детском саду

 

Подготовила:

Шимохина Елена Петровна

воспитатель МБДОУ №259,

г. Красноярск

1.В чем преимущества метода проектов?

В отличии от традиционных форм организации детской деятельности в детском саду, метод проектов позволяет воспитать ребенка активным, самостоятельным, способным принимать решения, ставить цели, планировать, договариваться со сверстниками и взрослыми, достигать намеченного результата.

- ФГОС ДО описывает характер взаимодействия взрослого с детьми как содействие и сотрудничество. Подобное педагогическое общение на равных, учитывающее индивидуальные особенности каждого воспитанника, становится возможным в деятельности, предполагающие равноактивные позиции взрослого и ребенка. Метод проектов предоставляет максимально широкие возможности для такого взаимодействия, позволяя поддержать свободно зарождающиеся инициативы дошкольника, а также его самостоятельный выбор и активность на любом этапе осуществления деятельности. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

- Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

2. В чем же особенность проектной деятельности?

а) Метод детских проектов имеет одно главное отличие от других форм организации образовательного процесса. Зачинатели и активные участники проекта должны быть только сами дети и деятельность должна быть без принуждения «от всего сердца».

Воспитателю, который организует проект, отводится решение следующих задач:

- он может инициировать деятельность дошкольников (в этом возрасте детям требуется помощь в выявлении противоречий, в постановке целей);

- ему предстоит помочь детям обсудить, как буде проходить работы, а также каков предполагаемый результат.

- также необходимо создать условия для того, чтобы именно детская активность «вела» проект.

б) Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, если ребенок захотел нарисовать какой-либо предмет и нарисовал его, то мы не можем говорить о том, что он реализовал проектную деятельность, т.к. это не проблемная ситуация. Если же ребенок хочет выразить в рисунке свое отношение к предмету, то в этом случае возникает особая проектная задача, связанная с исследованием возможностей и поиском форм передачи своего отношения к предмету.

в) Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок формулировали причину, по которой они включаются в исследование.

г) Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко окрашенную социальную  окраску и в конечном итоге является одним из  немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

д) Проектная деятельность развивает такие качества, как умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, согласовывать свои действия с действиями других участников группы, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы

интересам общего дела.

 

  1. 3.     Основные трудности, которые могут препятствовать организации проектной деятельности:

- современная среда группы детского сада не предусматривает активной позиции детей. Если мы ставим перед собой задачу воспитать активного, любознательного, активного, открытого всему новому, деятельного ребенка, то нам необходимо пересмотреть наши взгляды и формы организации детской деятельности, и на саму среду. К сожалению, традиционно организованная развивающая предметно-пространственная среда не только не предоставляет ребенку возможности ее активного преобразования дошкольниками, но и не стимулирует появления у детей естественного интереса, который впоследствии может вылиться в самостоятельную деятельность или, например, в экспериментирование с материалами;

- неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако, эта эмоциональная поддержка не должная выливаться в готовность выполнить задание за ребенка, будь то формулировка замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои способы решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

- сами педагоги не готовы доверять действовать самостоятельно. Вероятнее всего, мы, взрослые, ратуем за то, чтобы все происходило быстро и удобно. Использование метода проектов ставит нас перед необходимостью ждать, пока дети сами примут то или иное решение или методом проб и ошибок достигнут желаемого результата. Куда легче подсказать или даже подсказать, как правильно. Мы также переживаем за комфорт самого ребенка. Как мы понимаем комфортное существование дошкольника? В первую очередь, мы стараемся сделать его жизнь безопасной. Мы боимся за ребёнка, мы переживаем за то, что он промочит ноги, простудится, упадет с дерева, разобьет коленки… мы страшимся того, что ребенок, проводя большую часть времени в играх, не будет готов к обучению в школе… И так до бесконечности! Мы готовы прекратить даже самые безобидные забавы, каждый раз говоря: «Как бы не…» Это вовсе не говорит о том, что нужно предоставить детям дошкольного возраста безграничную свободу действий. Однако это означает, что нам необходимо взглянуть на каждого ребенка по-новому – как на равного и интересного нам человека;

- традиционный педагогический процесс ориентирован на решение задач, которые диктуются программой, а точнее, определяются и формулируются педагогическим коллективом. В свою очередь, проектная деятельность предполагает внимание к интересам детей;

- несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.  Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части  программы к другой и т.п. проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных форм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу;

- осуществление проекта требует от детей готовности к совместной деятельности. Дети, которые привыкли к традиционным формам организации, как правило, стремятся выполнять работу индивидуально или в малых группах. Вот как характеризуют эту проблему педагоги: «дети не хотят прислушиваться друг к другу», «Гораздо легче организовать индивидуальную деятельность детей, чем совместную. Они все такие разные, трудно сделать так, чтобы всем было интересно», «Когда они вместе что-то делают, всегда кто-то из них остается обиженным, происходят конфликты». Данная трудность требует особо пристального внимания, поскольку совместная деятельность является основой любого проекта. Тем не менее и ее можно преодолеть, если учитывать следующее правило: результат проекта и вклад каждого ребенка в совместную деятельность должны иметь социальную направленность, мотив («Хочу сделать так, чтобы другому было радостно, хорошо, красиво»). Дети умеют чувствовать красоту поступка. Более того, можно утверждать, что дети наиболее склонны к красивым делам: они глубоко, как собственную, переживают беду и радость другого (даже сказочного персонажа), стремятся соучаствовать его судьбе;

- необходимость формирования субъектной позиции педагога. Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дождаться от детей необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.  

«Знающий» педагог поступит по инструкции: объяснит, как нужно, например, вырезать цветочки, куда их приклеить, как сложить открытку, т.е. будет действовать с позиции культурной нормы. Педагог, демонстрирует субъектную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит эту ситуацию и только потом обратится к культурным способам оформления замысла.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.