Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3653 Воспитание экологической культуры у детей раннего возраста через создание коллекции макетов

Опубликовано 19.02.2018

 

 

Управление дошкольного образования Администрации г. Глазова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»

 

Воспитание экологической культуры у детей раннего возраста через создание коллекции макетов

СКАЧАТЬ (с картинками)

СКАЧАТЬ (макет)

 

Воспитатель:

Лекомцева Н.В., категория соответствует

 занимаемой должности

 

г.Глазов

2018 г

 

 

Формирование экологической культуры – важная задача дошкольного учреждения. В дошкольном возрасте у ребенка развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание активности в решении некоторых экологических проблем.

Основы экологической культуры необходимо формировать уже в раннем возрасте.   Начинать экологическое воспитание можно с момента прихода детей в ясельную группу.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира, где немаловажная роль отводится развитию эмоциональных и творческих способностей, как правило, в детском саду этому способствуют различные виды деятельности: непосредственная образовательная деятельность, игры, наблюдения, чтение художественной литературы. Приоритетным направлением любого воспитателя является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих вопросов и задач.

Хочу поделиться с Вами опытом работы с малышами по организации развивающей среды в нашей группе - в первой младшей группе   «Ягодка». Так как, у нас в детском саду нет возможности для создания комнаты природы,  мы  в своей работе по экологическому воспитанию применяем макеты. Их использование является не только важным элементом, организующим предметную среду, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого и ребенка, а также свободной детской деятельности.

Макетирование имеет большое значение для формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах детской деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве. Изучая литературу по использованию нетрадиционных методов, моё внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи. Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность формировать познавательный интерес, эстетические чувства и творческие способности.

Цель данных дидактических пособий: развитие игровой и познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования, создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

При реализации работы по использованию макетов определила следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес детей  к объектам и явлениям окружающего мира.
  2. Развивать память, внимание, воображение, фантазию, мелкую моторику рук и коммуникативные навыки детей.
  3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Определила виды деятельности, в которых можно использовать макеты:

v    образовательная деятельностьпо развитию речи

v    образовательная деятельностьпо познавательному развитию

v    образовательная деятельностьпо конструированию и лепке

v    игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры)

v    театрализованная деятельность (показ настольного театра)

v    индивидуальная работа с детьми

Методические приемы работы с макетом: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о домашних, диких  животных, составление коротких рассказов и так далее.

Довольно сложно организовать интересную предметно-пространственную среду для малышей двух-трёх лет. Обычные куклы, машинки, пирамидки быстро надоедают детям, современные малыши предъявляют более высокие познавательные требования.

Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в их  изготовлении стараемся использовать различные по фактуре, качеству, форме материалы.

В изготовлении макетов нам помогали родители. Макеты наши объёмны, красочны. Оказывает релаксационное воздействие на ребенка. Они с удовольствием взялись за эту работу, советовались, как лучше сделать. Первым появился макет «Дворик». Заселяли двор всей группой. Радостно было наблюдать, когда дети несли свои игрушки. Гордо заявляли «Это я принес!» В загоне живут лошади, овцы, свиньи, корова, отдельно огорожены от животных домашние птицы: куры с петухом, индюк, также имеется водоем, где плавают гуси с утками.

Макет очень удобен в использовании, он прочен, можно смело играть, зная, что он не сломается, так как сделан из фанеры (легко обрабатывается).

Самое главное макет заработал, ожил, ведь ребёнок не только хочет рассматривать предметы, но и действовать с ними. Дети были эмоционально вовлечены в действия с макетом, активно называли животных и их детёнышей, ухаживали за ними, кормили, даже гуляли. Сейчас время года - зима, домашних животных дети кормят сеном. Дети знают понятие сено, что это засушенная трава. Таким образом, у детей формируются первичные представления об объектах окружающего мира.

Игра с макетом «Дворик» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Использование макета прекрасная возможность познакомить детей с обитателями настоящей фермы, это наглядное представление, в каких условиях живут животные рядом с людьми и как люди заботятся о них.

Макет вариативный, доступный и безопасный в обращении.

Следующий макет «Огород».  Родители, которые принимали участие в изготовлении этого макета отметили, что первый раз взялись за такого рода занятие и боялись -  понравится ли детям их макет. Их опасения не оправдались. В огороде растет морковь, свекла, репа даже арбуз. Дети поливали овощи, затем срывали, радоваклись размеру овоща.

Следующим - мы реализовали  идею с макетами по теме «Лес». На макете представлены различные виды деревьев, а так же животные (лиса, медведь, енот, белка и  насекомые). В центре находится пруд с водоплавающими  животными. Макет (кроме фигурок животных) сделан вручную. У детей стимулируется игровая, познавательная и исследовательская активность.  Ребята в восторге!

Для изучения морских обитателей у нас изготовлен макет «Море» и «Морское дно». Почему взяли тему море, так как многие дети с родителями ездили на море. Используя его, мы можем формировать представления детей о море, его обитателях. Дети с удовольствием тактильно обследуют различных по фактуре рыб, могут найти большую и маленькую ракушку, внимательно проследив глазами, найти большого краба, рака, осьминога, кальмара, дельфина, моржа, морского котика, морскую звезду.

Надо отметить, что все объекты не прикреплены, дети могут свободно их перемещать в пространстве, проводить различные манипуляции.

Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей. С их помощью мы формируем у малышей понимание, что живые существа нуждаются в определенных условиях жизни.

Но мы на этом не останавливаемся,  в данный момент работаем над созданием макета «Зоопарк», где объединены будут все животные.

В заключении хочется отметить, что были трудности в поисках диких животных нашего региона. Родители предложили и создали нам макеты на тему «Сафари», «Пустыня».

Таким образом, в зависимости от образовательной ситуации развивающая предметно – пространственная среда нашей группы постоянно меняется с помощью макетов, то есть трансформируется. В изготовлении макетов используем подручные материалы (деревянные домики, кубики, предметные фигурки), всё, что можем  найти. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов в макетах обеспечивает вариативность развивающей  предметно - пространственной среды в группе.

Предлагаю и Вам присоединиться  к использованию  «работающих» макетов в группах раннего возраста, привлекайте родителей и малышей к их изготовлению, фантазируйте,  экспериментируйте и всё получится!

 

 

 

Литература и интернет ресурсы:

1. Виноградова О.А. Воспитание экологической культуры у детей раннего возраста через создание коллекции макетов // Дошкольная педагогика.- 2017.-№ 10.-

с. 10

2.http://ped-kopilka.ru/blogs/blog58623/mnogofunkcionalnye-didakticheskie-posobija-dlja-izuchenija-mira-zhivotnyh.html

3.http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-maket.html