Чаковская Елена Николаевна
МБДОУ д/с №5
Краснодарский край, г. Тимашевск
воспитатель
«Предметно-развивающая среда в ДОУ»
Концепция построения предметно-развивающей среды требует представления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности, что открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Это многомерное развивающее пространство, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания. А значит возможность полноценного развития.
Создавая предметно-развивающую среду в группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Я стараюсь обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Идея создания предметно-развивающей среды постоянно преобразовывается, не стоит на одном месте. Нынешний вариант также не считается окончательным. В групповом помещении средней группы по программе «Детство», была
оборудована предметно-пространственная развивающаясреда:
Центр «Будем говорить правильно»:
- этажерка для пособий.
- наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
- наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
- настольно-печатные дидактические игры, лото, домино.
- настольно-печатные игры по развитию речи («Подбери и назови» и т.д.)
- раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики, флажки, разноцветные кружки и квадраты)
- диапроектор, экран, подборка слайдов по изучаемым темам.
Центр «Здравствуй, книжка!»:
- открытая витрина для книг..
- столик и два кресла, мягкий диванчик.
- детские книги по программе и любимые книги детей..
- два-три постоянно сменяемых детских журнала.
- детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
- книжки-малышки с произведениями фольклора малых |форм.
- книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки.
- аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
- телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Центр «Играем в театр»:
- большая складная ширма
- маленькая ширма для настольного театра
- костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок
- куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный).
Центр художественного развития:
- восковые и акварельные мелки, цветной мел
- гуашевые краски
- фломастеры
- цветные карандаши
- пластилин
- клейстер
- кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты потемам
- цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка, наклейки, ткани, нитки
- рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ
- доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами; маленькие доски для рисования
- поднос с тонким слоем манки.
Центр «Учимся конструировать»:
- мозаики большого и маленького размеров
- конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого и маленького размеров
- разрезные картинки (4 и более частей, все виды разрезов)
- пазлы
- различные сборные игрушки и схемы их сборки
- игрушки - трансформеры
- игрушки-шнуровки, игрушки-застежки
- кубики с изображениями («Сказки» и т.д.) и без картинок( различные по форме)
- блоки Дьенеша.
Центр «Учимся строить»:
- строительный конструктор с крупными блоками
- строительный конструктор со средними блоками
- строительный конструктор с мелкими блоками
- нетрадиционный строительный материал (контейнеры с крышками, оклеенные самоклеящейся пленкой коробки разных размеров и т.п.)
- небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки и т. п.)
- транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов
- схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр «Учимся считать»:
- счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки)
- комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа
- наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа
- занимательный и познавательный математический материал
- схемы и планы (групповая комната, кукольная комната)
- «Волшебные часы» (времена года, части суток)
Центр «Мы познаем мир»:
- Стол для проведения экспериментов
- халатики, передники, нарукавники
- контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов
- природный материал (вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди)
- сыпучие продукты (соль, сахарный песок)
- увеличительное стекло
- игрушечные весы
- ёмкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки.
- игрушки для игр с водой и песком
- комнатные растения с указателями по программе
- леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы
- «Алгоритм» ухода за растениями
- журнал опытов.
Музыкальный центр:
- детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабан, пианино, пищалки
- звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями)
- магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений по программе (по совету музыкального руководителя) и детских песенок.
- «Поющие» игрушки.
Центр сюжетно-ролевых игр: .
- предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр
- атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т.п.)
- атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Моряки», «Шоферы», «Парикмахерская»).
Центр физической культуры:
- мячи большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных цветов
- обручи
- гимнастические палки
- ленты разных цветов на кольцах
- кегли.
- тонкий канат или цветные веревки
- флажки разных цветов
- «Дорожка движения»
- мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках»
- кольцеброс
- нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эспандеры, кегли, мячики-сокс и т.п.)
- ребристые и массажные дорожки.
Раздевалка:
- шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка,скамейки
- схема-«алгоритм» процесса одевания
- стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей)
- «Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов, мини-журнал для родителей и т.д.)
- информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка занятий, объявления).
Туалетная комната:
- схема-«алгоритм» процесса умывания.
Уголок «Кубанской избы»
- макет кубанского подворья
- национальные костюмы
- предметы домашнего обихода (прялка, ухват, жерлова, веретено,глиняные горшки, светильник, ложки и т.д.)
- мебель ( стол, лавка, кровать, люлька)
В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребёнка. Принцип возрастного соответствия нашёл своё применение в том, что материал, мною подобранный, преемственен и для детей, которые это содержание не освоили. Есть возможность для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.
Я считаю, что мне удалось обустроить среду так, чтобы вслед за удивлением и интересом у ребёнка возникло стремление узнавать всё больше и больше о мире и его окружении.
Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, я старалась подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. В группе всё находится под рукой, игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.
На участке также созданы зоны развития детей: дорожка здоровья, полоса препятствий, оборудование для лазания, подтягивания, висов, перелезания, метания в цель. В зоне отдыха имеется беседка, скамейки для отдыха. Участок отличается обилие изготовленных руками педагогов и родителей уголков уединения ( домики, навесы, качели, песочницы), игровых зон, троп здоровья, познавательно - развивающая тропа (экологический уголок где дети знакомятся с живой природой, рассматривают растения, насекомых, птиц). Территория оформлена декоративным кустарником, цветами.