Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3664 «Предметно-развивающая среда в ДОУ»

Опубликовано 20.02.2018

Чаковская Елена Николаевна

МБДОУ д/с №5

Краснодарский край, г. Тимашевск

воспитатель

 

«Предметно-развивающая среда в ДОУ» 

 

Концепция построения предметно-развивающей среды требует представления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности, что открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Это многомерное развивающее пространство, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания. А значит возможность полноценного развития.

Создавая предметно-развивающую среду в группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Я стараюсь обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую,  двигательную и иную активность детей.

Идея создания предметно-развивающей среды постоянно преобразовывается, не стоит на одном месте. Нынешний вариант также не считается окончательным. В групповом помещении средней группы по программе «Детство», была

оборудована предметно-пространственная развивающаясреда:

 

Центр «Будем говорить правильно»:

  • этажерка для пособий.
  • наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
  • наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
  • настольно-печатные дидактические игры, лото, доми­но.
  • настольно-печатные игры по развитию речи («Подбери и назови» и т.д.)
  • раздаточный материал для звукового и слогового ана­лиза и синтеза (семафоры, светофорчики, флажки, разноцвет­ные кружки и квадраты)
  • диапроектор, экран, подборка слайдов по изучаемым темам.

 

          Центр «Здравствуй, книжка!»:

  • открытая витрина для книг.. 
  • столик и два кресла, мягкий диванчик.
  • детские книги по программе и любимые книги детей.. 
  • два-три постоянно сменяемых детских журнала.
  • детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». 
  • книжки-малышки с произведениями фольклора малых |форм. 
  • книжки-раскраски по изучаемым темам.  Книжки-самоделки.
  • аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
  • телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

 

Центр «Играем в театр»:

  • большая складная ширма
  • маленькая ширма для настольного театра 
  • костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок
  • куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый, куколь­ный, настольный, перчаточный).

 

Центр художественного развития:

  • восковые и акварельные мелки, цветной мел
  • гуашевые краски
  • фломастеры
  • цветные карандаши
  • пластилин
  • клейстер
  • кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, тра­фареты потемам
  • цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся плен­ка, наклейки, ткани, нитки
  • рулон простых белых обоев для рисования коллектив­ных работ
  • доска для рисования мелом, доска для рисования фло­мастерами; маленькие доски для рисования
  • поднос с тонким слоем манки.

 

Центр «Учимся конструировать»:

  • мозаики большого и маленького размеров
  • конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого и ма­ленького размеров 
  • разрезные картинки (4 и более частей, все виды разре­зов)
  • пазлы
  • различные сборные игрушки и схемы их сборки
  • игрушки - трансформеры
  • игрушки-шнуровки, игрушки-застежки
  • кубики с изображениями («Сказки» и т.д.) и без картинок( различные по форме)
  • блоки Дьенеша.

 

Центр «Учимся строить»:

  • строительный конструктор с крупными блоками
  • строительный конструктор со средними блоками
  • строительный конструктор с мелкими блоками
  • нетрадиционный строительный материал (контейнеры с крышками, оклеенные самоклеящейся пленкой коробки разных размеров и т.п.)
  • небольшие игрушки для обыгрывания построек (фи­гурки людей и животных, дорожные знаки и т. п.)
  • транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов
  • схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

 

Центр «Учимся считать»:

  • счетный материал (игрушки, мелкие предметы, при­родный материал, предметные картинки)
  • комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа
  • наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа
  • занимательный и познавательный математический ма­териал
  • схемы и планы (групповая комната, кукольная ком­ната)
  • «Волшебные часы» (времена года, части суток)

 

 Центр «Мы познаем мир»:

  • Стол для проведения экспериментов
  • халатики, передники, нарукавники
  • контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов
  • природный материал (вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди)
  • сыпучие продукты (соль, сахарный песок)
  • увеличительное стекло
  • игрушечные весы
  • ёмкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки.
  • игрушки для игр с водой и песком
  • комнатные растения с указателями по программе
  • леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы
  • «Алгоритм» ухода за растениями
  • журнал опытов.

 

Музыкальный центр:

  • детские музыкальные инструменты: металлофон, дудоч­ки, свистки, барабан, пианино, пищалки
  • звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями)
  • магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных про­изведений по программе (по совету музыкального руководи­теля) и детских песенок.
  •  «Поющие» игрушки.

 

Центр сюжетно-ролевых игр: .

  • предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр
  • атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т.п.)
  • атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-ма­тери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Моряки», «Шоферы», «Парикмахерская»).

 

Центр физической культуры:

  • мячи большие надувные, мячи средние, малые, мас­сажные мячики разных цветов
  • обручи
  • гимнастические палки
  • ленты разных цветов на кольцах
  • кегли.
  • тонкий канат или цветные веревки
  • флажки разных цветов
  • «Дорожка движения»
  • мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках»
  • кольцеброс
  • нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эс­пандеры, кегли, мячики-сокс и т.п.)
  • ребристые и массажные дорожки.

 

Раздевалка:

  • шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка,скамейки
  • схема-«алгоритм» процесса одевания
  • стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей)
  •  «Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов, мини-журнал  для родителей  и т.д.)
  • информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка занятий, объявления).

 

Туалетная комната:

  • схема-«алгоритм» процесса умывания.

 

   Уголок «Кубанской избы»

  • макет кубанского подворья
  • национальные костюмы
  • предметы домашнего обихода (прялка, ухват, жерлова, веретено,глиняные горшки, светильник, ложки и т.д.)
  • мебель ( стол, лавка, кровать, люлька)

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребёнка. Принцип возрастного соответствия нашёл своё применение в том, что материал, мною подобранный, преемственен и для детей, которые это содержание не освоили. Есть возможность для накопления  творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

           Я считаю, что мне удалось обустроить среду так, чтобы вслед за удивлением и интересом у ребёнка возникло стремление узнавать всё больше и больше о мире и его окружении.

Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, я старалась подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. В группе всё находится под рукой, игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

На участке также созданы зоны развития детей: дорожка здоровья, полоса препятствий, оборудование для лазания, подтягивания, висов, перелезания, метания в цель. В зоне отдыха имеется беседка, скамейки для отдыха. Участок отличается обилие изготовленных руками педагогов и родителей уголков уединения ( домики, навесы, качели, песочницы), игровых зон, троп здоровья, познавательно - развивающая тропа  (экологический уголок где дети знакомятся с живой природой, рассматривают растения, насекомых, птиц). Территория оформлена декоративным кустарником, цветами.