Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3665 Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с библиотекой"

Опубликовано 21.02.2018

Гайнетдинова Олеся Камилевна
МА ДОУ детский сад №21 г.Туймазы
воспитатель

Конспект организованной образовательной деятельности.
Образовательная область: речевое развитие.
Раздел: развитие речи.
Тема «Знакомство с библиотекой».
Возрастная группа: старшая группа.



Цель: формирование у детей представление о библиотеке.

Задачи:

  • образовательные:

- рассказать детям о пользе библиотеки, ролью книги в жизни человека;

- расширить знания о работниках библиотеки,познакомить детей с профессией библиотекарь;

-активизировать речь детей (библиотека, стеллаж, читальный зал, формуляр);

- познакомить с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой.

 

  • развивающие:

-развивать память, внимание, мышление;

- развивать интерес и желание посещать библиотеку.

 

  • воспитательные:

- воспитывать у детей уважение к труду библиотекаря;

- воспитывать бережное отношение к книгам;

- воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах.

Оборудование и материалы: ИКТ (телевизор, ноутбук, презентация), книги, книги из библиотеки, формуляр, порванная книга.

Предварительная работа.

  • Договориться с сотрудниками библиотеки о встрече.
  • Чтение произведения С.Жупанина «Я — библиотекарь». -    
  • Показ мультфильма о библиотеке.   
  • Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель:   ребята, отгадайте загадку

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Дети: книга.

Слайд

Воспитатель: скажите, а для чего нужны книги?

Дети: книги нужны, чтобы читать их.  Чтобы стать грамотными.  Чтобы узнать много интересного, нового.

Воспитатель: я согласна с вами, что из книг мы узнаем много нового. Книги отвечают на важные вопросы. Из книг мы узнаем о других странах, о природе, о технике. Книги помогают фантазировать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку»

Игра «Угадай сказку»

Слайд

Воспитатель: как называется место, где хранится много книг!

Дети: библиотека.

Слайд

Воспитатель: правильно, это библиотека. Библиотека переводится как «библио»-книга, «тека»- хранилище, т.е. дом, в котором один человек или много людей собрали и хранят книги : Собрали с любовью, хранят с заботой.
Воспитатель: а   у вас дома есть книги?

Дети: да.

Воспитатель:    скажите, а у нас в группе есть библиотека?

Дети: да.

Воспитатель: конечно. Вот она. Книг в ней не мало, правда?

Дети: у нас много книг.

Воспитатель: а вы знаете, что это тоже  библиотека, пусть и маленькая? Для чего нужна библиотека, ведь книг много в магазине?

Дети: денег много надо.

Воспитатель: правильно, не каждый человек может купить интересующую его книгу.

Воспитатель: а знаете ли вы, какие книги бывают в библиотеке?

Дети: книги бывают самые разные: веселые, грустные, юмористичные, учебные, старинные.

Воспитатель: а где хранятся книги?

Дети: книги хранятся в шкафу.

Воспитатель: есть специальные полочки, которые называются стеллажами. Повторите, пожалуйста, вместе со мной.

Дети: стеллаж.

Индивидуальные ответы.

Слайд

Воспитатель: молодцы. Может вы мне, подскажете, какими бывают библиотеки?

Дети: библиотеки бывают детские.

Слайд

Воспитатель:  правильно.Если они находятся в школе - школьные; а если для детей- детские. Есть библиотеки для взрослых. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные. А еще есть специально для слепых!

Воспитатель: вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. С книгой, взятой из библиотеки, как надо обращаться - очень аккуратно. Почему?

Дети: потому что книгу можно порвать, испачкать и другие не смогут её читать.

Воспитатель: правильно. Давайте с вами поиграем в  игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и  говорите «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.

-Книга-самый лучший друг,

Это знают все вокруг. (да)

-Книгу можно прочитать, (да)

Руками грязными листать. (нет)

-Если нравится картинка-

Рви её из серединки.(нет)

-Книгу бережно держи,

В неё закладку положи.(да)

-Книгу в воду не бросай,

Береги и уважай!(да)

Слайд

Воспитатель: молодцы! А теперь немного отдохнем и я вам, предлагаю сделать физминутку.

Физминутка

Книгу мудрую прочтем

И гимнастику начнем.

Книгу к верху поднимаем

И на полку убираем,

Книгу новую возьмем

И соседу отдаем.

Поменялись раз и два

Ой, упала со стола.

Разом дружно приседаем

С пола книжку поднимаем,

Чтобы мы могли опять

Книжку добрую читать.

Воспитатель: в библиотеке можно не только просто взять книгу. Там проводят интересные встречи и мероприятия с интересными людьми, проводят выставки рисунков. Есть специальная комната с компьютерами, в котором можно поиграть (электронный читальный зал) , найти информацию в интернете, посмотреть видео.

 А редкие экземпляры книг читать можно в читальном зале.

Слайд

Воспитатель: а кто же работает в библиотеке и помогает найти нужные книги?

Дети: библиотекарь.

Слайд

Воспитатель: что вы видите на картине? Чем же занимается библиотекарь? 

Дети: библиотекарь дает книгу.

Воспитатель: библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.

Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.

Воспитатель: а как находит нужную книгу библиотекарь? Вот эту книгу я взяла в настоящей библиотеке. Здесь есть номер, который состоит из цифр и букв – это шифр. По нему библиотекарь и узнает адрес книги. В библиотеке есть каталог, где хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь в такую карточку и найдет нужную книгу.

Слайд

Воспитатель:  библиотекарь на каждого читателя заводят читательскую книжку- формуляр, где записывают книги и срок, на который они выданы.Повторите вместе со мной- формуляр.

Дети: формуляр.

Слайд

Воспитатель: ребята, сегодня в нашем речевом уголке я нашла вот такую книгу. Что вы о ней скажете? (Странички порваны, обложка в пятнах). Приятно читать такую книгу? Наверно, кто-то неаккуратно пользовался книгой. Как же нам поступить? Правильно, нужно книгу отремонтировать. А в библиотеке кто ремонтирует книги?

Дети: в библиотеке ремонтирует книги библиотекарь. 

Воспитатель: сегодня мы с вами посмотрим все наши книги, чтобы отремонтировать их. А сейчас я вам предлагаю самим изготовить книжечки для игры в библиотеку.

Изготовление мини книжек.

Воспитатель: молодцы! У вас  получились замечательные книжки для игры в игру «Библиотеку». А с какой профессией мы сегодня познакомились?

Дети: с профессией библиотекаря!

Воспитатель: какие бывают библиотеки?

Дети: детские, школьные, взрослые, научные.

Воспитатель: как нужно обращаться с книгами?

Дети: нельзя рисовать в книге, перегибать её, заворачивать страницы, нельзя брать её грязными руками, мочить книги, нельзя вырывать страницы, книги читают за столом, нужно перелистывать за уголки страницы.