Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3672 Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Радуга красок» (средняя группа, первый год обучения) на 2017-2018 учебный год.

Опубликовано 22.02.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32»

 

 

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию

«Радуга красок»

(средняя группа, первый год обучения)

на 2017-2018 учебный год.

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

                                                                       Автор - составитель:

                                                                                                                        воспитатель высшей

                                                                                         квалификационной категории

                                                       Конева Н.В.

 

г. Таганрог 2017г.

Содержание.

 

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи реализации программы. Принципы  реализации программы.

3. Целевые ориентиры.

4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.

5. Учебно-тематический план.

6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной    образовательной программе.

7. Методическое обеспечение программы.

 

 

  1. Пояснительная записка.

Декоративно - прикладное искусство -  одно из самых древнейших.  Традиции народного искусства складывались веками, береглись и бережно передавались из поколения  в поколение. Россия богата разными видами  народного декоративного творчества. Это искусство вносит в жизнь радость  яркими, сочными красками, мудростью и добротой.Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных   как в теоретическом,  так и в практическом отношениях:  ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.                                                      

Время наше сложное – это время социальных перемен. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни,  пестушки,  потешки,  игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Педагогу  предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

 

 

 

 Актуальность

        Необходимость данной программы существует, так как  мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества и  познакомить с историей народного творчества Донского края – Семикаракорской росписью, показать приемы лепки и работы с кистью, помочь создавать шедевры народного промысла, хранящие в себе частичку Донской земли.ВедьСемикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. В Семикаракорской росписи  используется  букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы.      Неповторимый колорит и душевное тепло, щедрость земли русской – вот то, что проявляется в каждом произведении Семикаракорских мастеров. Вся теплота души, перенесённая через руки в изделия, согревает своим теплом, радует своим видом. Семикаракорский  промысел приобщает детей к культуре Донского края, расширяет познания в области декоративно-прикладного искусства, художественного творчества.
Разработанная программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация программы происходит в процессе приобщение дошкольников к ценностям Донской культуры.

         Дети знакомятся шире и глубже с символикой Семикаракорской росписи и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. 

Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения казаками устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

В основу рабочей программы художественно – эстетического направления «Радуга красок»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа опирается на нормативные документы:

1.Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06 1990г. №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка».

2.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации».

3.Федеральные государственные образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г. , № 1155

4.СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013

 

  Программа составлена с учётом реализации  интеграции  образовательных  областей:

Социально – коммуникативное:

  •  Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие.

Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие.

 Владение речью как средством общения и культуры.

  • Обогащение активного словаря.
  •  Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие.

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  •  Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  •  Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
  • Физическое развитие. Приобретение опыта в двигательной деятельности…
  •  Развитие физических качеств…
  • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
  • Правильное выполнение основных движений
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
  • Овладение подвижными играми с правилами
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
  •  Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами.

Материал подбирался с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и тематическим планированием.

Этапы  программы:

Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.

Задачи:
•    Познакомить детей с образцами Семикаракорского промысла.
•     Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

•    Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями Донского края.

•    Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

  Задачи:
•      Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
•   Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

•      Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
•    Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписи.
•    Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

 Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами, музыкальным работником и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
      Работа с педагогами предусматривает:  проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, профессиональный диалог, аукцион методических находок, круглый стол. 

Работа с родителями предполагает: папки-раскладки, информационные стенды, семинары-практикумы, мастер-классы, совместные творческие выставки, клуб «Аксинья», Донская ярмарка, час общения по народным традициям,  аукцион «Народные мудрости», вернисаж,  олимпиада по истории казачества.
В программе широко используются технические средства обучения: музыкальный центр, проектор, экран, видеокамера, DVD и др.
      Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в  развлечениях, праздниках, досугах, детские выставки в детском саду и за его пределами, создание Большой книги «Ярмарка Семикаракорского промысла».

  1. 2.     Цели и задачи реализации программы. Принципы  реализации программы.

Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: создать  условия для  развития у дошкольников  ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края.

Задачи рабочей программы:

1. Образовательные:

- познакомить  с Семикаракорской росписью;

- сформировать знания об особеннос­тях росписи, колорите, основ­ных элементах узора;

 

2. Воспитательные:

- воспитывать детей на народных тра­дициях    (изобразительное искусство  неот­делимо от народной музыки и народного устного творчества);

- воспитывать любовь и уважение, бе­режное отношение к изделиям народных промыслов.

 

3. Развивающие:

- развивать у детей воображение и стремление к творчеству;

- развивать чувство цвета, ритма, композиции, самостоятельность и творческую  инициативу.

 

Принципы  реализации программы.

Программа знакомства ребёнка с  Семикаракорским промыслом   опирается на принципы построения общей дидактики:  
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости,  последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,  доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

 

3. Целевые ориентиры.

Дети будут знать:

- об особенностях  Семикаракорской росписи;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
-пользоваться при лепке различными способами: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

- самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
- самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписи.
- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

-анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.

 

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций
Лыковой И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в средней группе - 20мин. (согласно СанПиН). Организуя занятия, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 

Формы обучения:

-беседы;

-занятия;

-групповая и индивидуальная работа;

-коллективно-творческая работа;

-работа с родителями,

мастер-классы;

-игры, развлечения;

-оформление выставок.

 

Методы обучения:

-наглядный;

-практический,

-объяснительно-иллюстративный,

-публикация информации на сайте МБДОУ, группы;

- создание игровой ситуации;

- проговаривание последовательности работы;

- беседа;

- показ воспитателя.

- использование движения руки.

- сравнение двух техник.

-показ видеоматериалов, иллюстраций;

- наблюдение;

- работа по образцу.

 

 

ГРАФИК РАБОТЫ

ДНИ НЕДЕЛИ

ВРЕМЯ

Вторник, четверг

15.40 -16.00