Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию
«Радуга красок»
(средняя группа, первый год обучения)
на 2017-2018 учебный год.
СКАЧАТЬ (полный материал)
Автор - составитель:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Конева Н.В.
г. Таганрог 2017г.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.
3. Целевые ориентиры.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
5. Учебно-тематический план.
6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе.
7. Методическое обеспечение программы.
- Пояснительная записка.
Декоративно - прикладное искусство - одно из самых древнейших. Традиции народного искусства складывались веками, береглись и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Это искусство вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, мудростью и добротой.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Актуальность
Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества и познакомить с историей народного творчества Донского края – Семикаракорской росписью, показать приемы лепки и работы с кистью, помочь создавать шедевры народного промысла, хранящие в себе частичку Донской земли.ВедьСемикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. В Семикаракорской росписи используется букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы. Неповторимый колорит и душевное тепло, щедрость земли русской – вот то, что проявляется в каждом произведении Семикаракорских мастеров. Вся теплота души, перенесённая через руки в изделия, согревает своим теплом, радует своим видом. Семикаракорский промысел приобщает детей к культуре Донского края, расширяет познания в области декоративно-прикладного искусства, художественного творчества.
Разработанная программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация программы происходит в процессе приобщение дошкольников к ценностям Донской культуры.
Дети знакомятся шире и глубже с символикой Семикаракорской росписи и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения казаками устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
В основу рабочей программы художественно – эстетического направления «Радуга красок» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа опирается на нормативные документы:
1.Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06 1990г. №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка».
2.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации».
3.Федеральные государственные образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г. , № 1155
4.СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Социально – коммуникативное:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие.
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие.
Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие.
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
- Физическое развитие. Приобретение опыта в двигательной деятельности…
- Развитие физических качеств…
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
- Правильное выполнение основных движений
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
- Овладение подвижными играми с правилами
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Материал подбирался с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и тематическим планированием.
Этапы программы:
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
• Познакомить детей с образцами Семикаракорского промысла.
• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями Донского края.
• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
Задачи:
• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
• Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписи.
• Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами, музыкальным работником и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, профессиональный диалог, аукцион методических находок, круглый стол.
Работа с родителями предполагает: папки-раскладки, информационные стенды, семинары-практикумы, мастер-классы, совместные творческие выставки, клуб «Аксинья», Донская ярмарка, час общения по народным традициям, аукцион «Народные мудрости», вернисаж, олимпиада по истории казачества.
В программе широко используются технические средства обучения: музыкальный центр, проектор, экран, видеокамера, DVD и др.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, детские выставки в детском саду и за его пределами, создание Большой книги «Ярмарка Семикаракорского промысла».
- 2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.
Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: создать условия для развития у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края.
Задачи рабочей программы:
1. Образовательные:
- познакомить с Семикаракорской росписью;
- сформировать знания об особенностях росписи, колорите, основных элементах узора;
2. Воспитательные:
- воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества);
- воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов.
3. Развивающие:
- развивать у детей воображение и стремление к творчеству;
- развивать чувство цвета, ритма, композиции, самостоятельность и творческую инициативу.
Принципы реализации программы.
Программа знакомства ребёнка с Семикаракорским промыслом опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
3. Целевые ориентиры.
Дети будут знать:
- об особенностях Семикаракорской росписи;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
-пользоваться при лепке различными способами: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
- самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
- самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписи.
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
-анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций
Лыковой И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в средней группе - 20мин. (согласно СанПиН). Организуя занятия, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Формы обучения:
-беседы;
-занятия;
-групповая и индивидуальная работа;
-коллективно-творческая работа;
-работа с родителями,
мастер-классы;
-игры, развлечения;
-оформление выставок.
Методы обучения:
-наглядный;
-практический,
-объяснительно-иллюстративный,
-публикация информации на сайте МБДОУ, группы;
- создание игровой ситуации;
- проговаривание последовательности работы;
- беседа;
- показ воспитателя.
- использование движения руки.
- сравнение двух техник.
-показ видеоматериалов, иллюстраций;
- наблюдение;
- работа по образцу.
ГРАФИК РАБОТЫ
ДНИ НЕДЕЛИ |
ВРЕМЯ |
Вторник, четверг |
15.40 -16.00 |