Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3673 РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Опубликовано 22.02.2018

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Янгорчинская СОШ»

с Янгорчино Вурнарского района Чувашской Республики

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Воспитатель: Крипчакова Алевтина Николаевна

 

 

 

2018

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, форма общения людей, опосредствованная языком [8]. Благодаря ей, человек приобретает, усваивает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Речь выполняет ряд функций: обозначения (каждое слово, предположение имеют определенное содержание; сообщения (передача сведений, знаний, опыта); выражения (обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т.п. чувств, потребностей, отношений); воздействия (побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов) [5].

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Старший дошкольный возраст – это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности [11]. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения [7].

Старший дошкольный возраст знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей. Это период овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем рядом с взрослым и с книгой в живом окружении. Вследствие этого речевые возможности детей ограничены. Это наглядно видно при поступлении детей в школу. Рассказы детей зачастую бедны, ситуативны, их речь невыразительна и фрагментарна.

Важным  источником и средством развития всех сторон речи детей является художественная литература. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами произведений художественной литературы занимались М. К. Боголюбская, С. С. Бухвостова, Е. Н. Водовозова, Ю. Г. Илларионова, Н. С. Карпинская,    Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, А. П. Усова,  К. Д. Ушинский, и др.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой –  формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека  [1].

Особенности восприятия художественной литературы в процессе развития речи дошкольниками исследуются в трудах Л. С. Выготского [5],   А. В. Запорожца [9], Н. С. Карпинской [10], Л. Макаренко [12], Т. А. Репиной [17] Е. А. Флериной [16], и др.

Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует обратить внимание на такие вопросы:

– подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;

– подача произведения детям;

– повторность чтения;

– сочетание нескольких произведений на одном занятии;

– структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

– беседы в связи с чтением;

– время и место чтения;

– техника художественного чтения и рассказывания [1; 2; 4; 6; 14].

Воспитателю необходимо готовиться к общению с детьми посредством художественного произведения.

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или же накануне; при этом используются самые разные приемы [1]. Остановимся на них.

• В книжный уголок помещают новую книгу. Дети сами рассматривают иллюстрации, пробуют определить, к какому жанру относится это произведение (сказка, рассказ, стихотворение), о чём оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.

• Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение.

• Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения относительно содержания книги.

Лучшему усвоению содержания способствуют следующие приемы [4]:

  –  вопросы воспитателя;

  –  рассматривание иллюстраций к произведению;

  –  демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои произведения, его эпизоды;

  –  словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы;

  –  чтение отрывков из текста по заявкам детей.

Чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, язык произведения, можно предложить им:

а) рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т. п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки;

б) рассказать об одном из эпизодов подробнее (по выбору воспитателя). Затем педагог зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша — красавица писаная, и от доброты ... (краса ее прибавлялась)»;

в) драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения обогащения и активизации словарного запаса [6].

Перед чтением сказок полезно предложить детям присказку: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне...» [3].

Важно интересоваться, какие из прочитанных сказок, рассказов нравятся детям; предлагать прочесть любимое стихотворение. Воспитатель должен читать детям свои любимые стихотворения [13].

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки [15]. Приемы первой группы: вопросы, рассматривание иллюстраций, словесные зарисовки.

Вопросы должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

Рассматривание иллюстраций помогает  накапливать у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение [10].

В словесных зарисовках детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Из готовых работ можно отобрать лучшие, смастерить из них книгу. [15].

Особенно значимы для речевого развития детей. приемы второй группы:

1.   Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее.

4.  Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.

В старшей группе для чтения детям программа рекомендует 17 поэтических произведений и 25 рассказов (т. е. 1–2 произведения в неделю) [6].

Можно объединять на одном занятии 2 произведения, ориентируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа «Торопливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствием слушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима. После заучивания «Песенки весенних минут» В. Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение «Верёвочка» А. Барто.

Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством родного языка.

Назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития речи:  обнаружение в тексте «образных» слов; объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем; иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?;  использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.

Таким образом, использование в современном образовательном процессе художественных произведений разных жанров обеспечивает возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой и грамматической сторон речи, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. В ходе беседы по содержания произведения создаются условия для полноценного усвоения ребенком грамматического строя языка, связной речи на основе спонтанной ориентировочной, поисковой активности в сфере грамматики, использования грамматических категорий с целью выражения своих переживаний и размышлений. Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь дошкольников, развивается их языковое чутье, вкус.

Изучив особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, мы определили направления работы по данной теме. Работа по развитию речи в процессе ознакомления с литературой, претендующая на эффективность, должна строиться на следующих принципах:

1) интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры, режимные моменты и др.);

2) активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованную;

3) индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений детей, их склонностей, интересов, уровня развития;

4)  создания эстетической среды в повседневной жизни, оформления соответствующего интерьера;

5) бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в в разнообразных его проявлениях.

Важно создание такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Детская художественная литература должна найти свое место как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Только в этом случае  художественные произведения будут способствовать эффективному развитию связной речи, словаря, грамматики, звуковой культуры речи.

Сказанное позволяет выделить ведущие направления работы:

– развивающая работа с детьми;

 – создание речевой развивающей среды;

– работа с родителями;

– работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, ДЮЦ и др.).

Основными задачами развития речи в процессе ознакомления с литературой становятся:

1) формировать интерес к художественной литературе;

2) формировать представления об основных жанровых особенностях сказок, рассказов, стихотворений;

3) знакомить детей  с изобразительно-выразительными средствами (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;

4) совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при пересказываниях, чтении стихотворений, в драматизациях.

5) развивать творческие способности.

Ведущими формами и методами работы являются непосредственно-образовательная деятельность, экскурсии (в детскую библиотеку, магазин «Книги», игры, литературные викторины и праздники, игры-путешествия «Путешествие по сказкам Шарля Перро», «Путешествие по "Синичкину календарю"», дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Мальчик-девочка», «Наоборот», «Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался»), совершенствующие звуковую культуру речи («Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит?», «Слушаем звуки улицы»), развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой», «Шиворот – навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Великий Нехочуха», «Цирк», «Поэты» и др.);

Каждое из занятий должно не только знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, но и обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включать творческие задания.

После чтения произведений нужно предусмотреть работу по тексту, когда дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, и заметили ли они необычные слова и выражения, сказанные персонажами, какими словами характеризуются герои произведения, чем отличаются эти характеристики, насколько они совпадают с представлениями самих детей.

Возможны творческие задания, направленные на:

- уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;

- включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;

- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;

- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

- драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

- развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;

- рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;

- соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.

Важно накапливать своего рода «базу данных» начать копилку выразительных средств языка «Волшебный сундучок». Особенно значимы в этом плане загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки.

С целью пополнения дидактической среды необходимо уделить внимание наглядно-дидактическим пособиям типа: «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей. XIX век», «Портреты детских писателей. XX век», «Многозначные слова», «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные» и др., сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия и др.

В этой связи необходимо усилить внимание к зоне уголка книги. Можно привлечь и родителей к ее оформлению. Важно обеспечить наличие разнообразных по жанру книги: сказок, рассказов, загадок, стихов и т.п., портретов писателей, иллюстраций из литературных произведений, соответствующих возрасту детей.

В библиотеке можно организовать тематические выставки: «Рассказы о природе.Е. Чарушина», «По следам русских народных сказок», «Наш веселый дядя Остер» и др. Сами родители, приглашённые воспитателем, могут организовать и провести разные формы работы с детьми в книжном уголке.

В старшей группе должна постоянно работать «Книжкина больница», в которой воспитанники не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам. Для ознакомления с историей появления книги можно провести занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги». Эти занятия  покажут детям как много труда нужно вложить для появления новой книги на книжной полке.

Систематической формой работы может стать организация выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Так в старшей группе это могут быть выставки на темы: «По страницам сказок», «Мой любимый герой сказок К.И. Чуковского», «По рассказам В.И. Бианки» и др.

Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Созданные детьми книжки-малышки могут быть составлены по произведениям детских писателей. Но старшие  дошкольники могут и придумать такие книги сами. В приемной группы для родителей можно оформить выставку книжек-малышек.

Для совершенствования интонационной выразительности речи на занятиях и  в свободной деятельности можно предложить детям прослушать звуковые книги «Русские народные сказки», «Рассказы Н. Носова», «Стихотворения С. Я. Маршака», «Дядя Степа» С.Михалкова и др.

Традиционным, мы полагаем, должно  стать проведение «Литературной гостиной», где родители рассказывают ребятам о своих любимых книгах детства, собраниях сочинений любимых писателей, читают наиболее понравившиеся отрывки из произведений, стихотворения, знакомятся с биографиями писателей, организуют и проводят детские конкурсы чтецов.

Сказка и игра во все времена имели огромную власть над детским сердцем. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Как хочется быть похожим на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью.

Настоящая театральная игра представляет собой богатейшее поле для творчества и развития речи у детей. Отметим, прежде всего, благодаря тому, что текст произведения для детей –  это канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развивается событие, во многом зависит от личного опыта дошкольника: чем больше ребенок знает литературные произведения и разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

На наш взгляд, одним из эффективных средством развития речи и творческих способностей детей является метод проектов, который позволяет активизировать речевую и познавательную деятельность дошкольников и взрослых. Планируя задачи и программный материал в рамках проекта, важно определить, какие из них следуют решать через организованные занятия, что под силу самостоятельной деятельности детей, а какие найдут отражение в совместной деятельности ребят и взрослых. В ходе работы по проекту, у дошкольников формируются такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.

Например, возможно создание совместного проекта «Двенадцать месяцев». В ходе его реализации дети старшей  подгруппы могут прослушать и посмотреть сказку, рассматривать иллюстрации и репродукции картин о временах года, заучивать стихотворения И. Никитина «Встреча зимы», Е. Благининой «Весенняя гостья», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало», А. Введенской «Песенка о дожде»; послушать музыкальные произведения А. Вивальди «Времена года», П. Чайковского «Времена года», «Песня жаворонка» и др.; разгадывать литературный чайнворд «Чьи приметы?»; играть в подвижные и дидактические игры; разучивать музыкально-ритмическую композицию «Красное солнышко»; изготовить коллажи «Времена года»; организовать тематические выставки «Краски осени», «Зимушка хрустальная», «Весенняя капель», «Здравствуй лето».

Завершающим этапом такого проекта может стать постановка сказки «Двенадцать месяцев» по сценарию придуманном детьми, где родители принимают самое активное участие в изготовлении костюмов, в оформлении декораций, разучивании ролей и др.

Традиционным может стать организуемые для детей младших групп показы мини-спектаклей по литературным произведениям с применением разных видов театра: игры - драматизации, настольного  и кукольного театра. При постановке дети могут использовать театральные игрушки, сделанные своими руками. Изготовление таких игрушек (от изготовления самой примитивной фигурки до создания довольно сложного образа) обязательно  сопровождается рассуждениями, объяснениями. Дети будут произносить реплики за каждого персонажа, изменяя при этом голос, старательно подражая речи героя. Это обеспечит  зарождение сюжетно-ролевых игр по мотивам известных художественных произведений. Изготовление игрушки способствует воспитанию характера, ведь не так легко сделать игрушку. Для этого требуются значительные волевые усилия, усидчивость, умение планировать свою деятельность. Игрушки для одного спектакля будут создаваться  коллективно, такая работа формирует умение трудиться вместе, помогать друг другу, преодолевая трудности, радуясь совместным успехам.

Таким образом, результатом такой работы станет зарождение чувства любви к книгам, желания читать, рассматривать  их, обмениваться своими впечатлениями, активно используя при этом в речи выразительные средства языка.


 

Список литературы

 

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –  М. : Академия, 2000. –  400 с.
  2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М.: Просвещение, 2011. –  285 с.
  3. Барташева, Н. Не надо бояться Бармалея (о роли сказки в жизни дошкольника) / Н. Барташева  // Дошкольное воспитание. –  2012. –  № 9. –  С. 66 –  68.
  4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей  / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
  5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2003. –  512 с.
  6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. –  М. : Академия, 2013. –  175с.
  7. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников /                     О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева – М. : Академия, 2011. –  404 с.
  8. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. – М. : Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2009. –  376 с.
  9. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником / А. В. Запорожец // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунова. – М. : Академия, 2008. – 138 с.
  10. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей /         Н. С. Карпинская.– М. : Педагогика, 2012. – 400 с.
  11. Леушина, A. M. Развитие связной речи у дошкольника /                    А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста  / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2009. – С. 123 – 130.
  12. Макаренко, Л. Здравствуй сказка : К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе /                             Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С.39 – 44.
  13. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новоторцева. – Ярославль : ТОО «Гринго», 2009. – 240 с.
  14. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред.                         Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – 223с.
  15. Художественная литература как источник творчества детей / науч. рук. Ю. А. Лебедев. –  М. : Педагогика, 2001. –  235 с.
  16. Флёрина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –  М. : Академия, 2009. –  С. 79 – 89 с.
  17. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2009. –  560 с.