Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3688 Семинар-практикум Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

Опубликовано 25.02.2018

 

Давыдова Ирина Сергеевна

 

МБДОУ№14 «Золушка» г.Сальск

 

Учитель-логопед

 

Семинар-практикум

Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова

в условиях домашних занятий»

 

 

Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком

Задачи:

o       активизировать знания родителей о слогах;

o       уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми  старшей группы;

o       обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;

o       закреплять навык звуко-слогового анализа слова;

o       формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

o       расширять степень  включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не оговорилась, мы с вами коллеги, так как делаем мы с вами одно дело. Логопед и воспитатели формируют и автоматизируют речевые навыки у ваших детей, а вы в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируете их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.

На этой неделе на занятиях по звуковой культуре речи начинается новая тема «Деление слов на части», которая будет значительно усложнять и речевой материал, и потребует от вас дополнительных знаний.

Детям мы объясняем, что любое слово можно проговорить по частям. (Например: ма-ма, па-па) Затем мы предлагаем сосчитать количество частей в слове. Подставьте руку под подбородок, произнесите слово по частям (ма-ма), сколько раз открылся рот и подбородок коснулся ладони? (Два раза). Сколько частей в слове? (Две части).

Так же мы говорим детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу. Большим подспорьем в овладении умением делить слова на части может стать обычный мяч.

•        Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, раскрепощают;

•        освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;

•        развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

•        регулируют силу и точность движений;

•        движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому игроку);

•        игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей;

•        развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

•        развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. А теперь вставайте в круг и мы немного поиграем.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Ход игры. Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т.д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.

         Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова» 

         Ход игры. Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.

         Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

         Ход игры. Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.

         Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

         Ход занятия: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.

С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки как и раньше красными, синими и зелеными квадратами. Рассмотрим это на примере.

1.      Определите сколько в слове вата частей. (В слове вата 2 части).

2.      Сколько в слове вата всего звуков? (В слове вата всего 4 звука).

3.      Назовите первый звук в слове. (Звук [в] — первый в слове вата. Он согласный, твердый, обозначается синим квадратом).

4.      Назовите второй звук в слове вата (Звук [а] — второй  в слове вата, он гласный, обозначается красным квадратом).

5.      Назовите третий звук в слове (Звук [т] — третий в слове вата, он согласный, твердый, обозначается синим квадратом.)

6.      Назовите последний звук в слове вата. (Звук [а] — последний в слове вата, это гласный звук, обозначается красным квадратом).

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами, которыми вы можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома. Хотелось бы напомнить вам о том, что невозможно магическое, «волшебное» разрешение всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

         Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно–логопедического воздействия не сможет привести к достижению необходимого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые, близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.