Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3692 "Речевое развитие"

Опубликовано 25.02.2018

 

МАДОУ «Двуреченский детский сад   «Семицветик»

Гр. «Почемучки»

                                                               Подготовила воспитатель Останина С.В.

 

"Речевое развитие"

СКАЧАТЬ (презентация)

 

     В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

   Занятия по развитию речи в детском саду проводятся по плану к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Проанализировав программу, выяснили, что занятий по развитию речи в период с сентября 2017 по февраль 2018:

- звуковая культура речи – 6 занятий (с-с, з-з, ц, ш, ж, ч);

- чтение стихотворений и сказок – 7 занятий;

- составление описательных рассказов по игрушке – 3 занятия;

- рассказывание по картине – 3 занятия;

- заучивание стихотворений – 2 занятия.                                                                    

   В данной группе работаю  с января 2018г. На занятиях  по развитию речи, столкнулась с проблемой,  детям сложно  составлять описательные рассказы по картине.  Ведь в средней группе у детей формируются навыки самостоятельного описания картины, которые будут, развиваться и совершенствоваться в старшей группе, таким образом, я  поставила цель:    

  • Формировать у  детей связную монологическую речь,
  • Способность к словесному формированию и формулированию мысли через диалог как наиболее естественной форме речевого общения нескольких людей.

      Задачи:

  • Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
  • Учить детей использовать в речи, наиболее употребляемые прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
  • Продолжать развивать артикуляционный аппарат
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи
  • Совершенствовать диалогическую речь
  • Упражнять в составлении рассказов по картине, формировать словотворчество, фантазию
  • Воспитывать желание говорить как взрослые, правильно отвечать на заданный вопрос. 

  Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале я даю  точное  и выразительное высказывания, затем дети с помощью вопросов и указаний пробуют справиться с описанием картины, опираясь при этом на речевой образец. Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы по картинам, таким образом, их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается.

     Структура занятия:

*Рассматривание картины;

* Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;

*Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных     дети описывают самостоятельно).

* Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности   описания, словаря, связи предложений).

     Виды рассказов по картине:

 *Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.

* Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети   научатся описывать предметные и сюжетные картинки).                                            * Рассказывание по образцу ( «Расскажите, как я»).

Требования к рассказу – образцу:  он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.

*В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.

* Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и т.д.).                                                       Но, одним из основных методических приемов являются вопросы воспитателя. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним -двумя словами. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков.  На протяжении всего  занятия, данного вида,  необходимо давать четкие указания о характере речевой деятельности  - дети должны знать, что от них ждут рассказа о картине.