МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»
Гр. «Почемучки»
Подготовила воспитатель Останина С.В.
"Речевое развитие"
СКАЧАТЬ (презентация)
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Занятия по развитию речи в детском саду проводятся по плану к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Проанализировав программу, выяснили, что занятий по развитию речи в период с сентября 2017 по февраль 2018:
- звуковая культура речи – 6 занятий (с-с, з-з, ц, ш, ж, ч);
- чтение стихотворений и сказок – 7 занятий;
- составление описательных рассказов по игрушке – 3 занятия;
- рассказывание по картине – 3 занятия;
- заучивание стихотворений – 2 занятия.
В данной группе работаю с января 2018г. На занятиях по развитию речи, столкнулась с проблемой, детям сложно составлять описательные рассказы по картине. Ведь в средней группе у детей формируются навыки самостоятельного описания картины, которые будут, развиваться и совершенствоваться в старшей группе, таким образом, я поставила цель:
- Формировать у детей связную монологическую речь,
- Способность к словесному формированию и формулированию мысли через диалог как наиболее естественной форме речевого общения нескольких людей.
Задачи:
- Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
- Учить детей использовать в речи, наиболее употребляемые прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
- Продолжать развивать артикуляционный аппарат
- Совершенствовать интонационную выразительность речи
- Совершенствовать диалогическую речь
- Упражнять в составлении рассказов по картине, формировать словотворчество, фантазию
- Воспитывать желание говорить как взрослые, правильно отвечать на заданный вопрос.
Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале я даю точное и выразительное высказывания, затем дети с помощью вопросов и указаний пробуют справиться с описанием картины, опираясь при этом на речевой образец. Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы по картинам, таким образом, их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается.
Структура занятия:
*Рассматривание картины;
* Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;
*Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
* Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).
Виды рассказов по картине:
*Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.
* Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки). * Рассказывание по образцу ( «Расскажите, как я»).
Требования к рассказу – образцу: он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.
*В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.
* Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и т.д.). Но, одним из основных методических приемов являются вопросы воспитателя. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним -двумя словами. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков. На протяжении всего занятия, данного вида, необходимо давать четкие указания о характере речевой деятельности - дети должны знать, что от них ждут рассказа о картине.