Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3703 Методическая разработка тематического занятия по физической культуре «ЦИРК ЗАЖИГАЕТ ОГНИ»

Опубликовано 28.02.2018

 

Методическая разработка тематического занятия

по физической культуре

«ЦИРК  ЗАЖИГАЕТ ОГНИ»

СКАЧАТЬ (полная работа)

 

 

Выполнила: Муляр Людмила Борисовна , инструктор по физическому воспитанию МБДОУ детский сад №143.

 

 

 г. Нижний Новгород,2017

СОДЕРЖАНИЕ :

1.Аннотация……………………………………стр.3-4

1.1.Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей         ………………………………………………………………….4-8           

2.Пояснительная записка……………………………………………       8-12           

3.Конспект занятия  «Цирк зажигает огни»………………………..13-18     

4.Заключение………………………………………………………..18-24

4.1. Физическое воспитание и его роль в становлении личности..25-32

4.2.Физкультура в детском саду – это одна из важнейших составляющих общего развития ребенка…………………………………………………… 32-33

5.Список использованных источников и литературы…………....34-36

6.Приложения………………………………………………………..37-38

 

 

1.Аннотация              

Именно в дошкольном детстве формируются здоровье ,общая выносливость и работоспособность ,жизнедеятельность и другие качества ,необходимые для всестороннего гармоничного развития  личности. Формирование  физических качеств, двигательных  умений и навыков тесно  связано с психическим здоровьем ребенка ,с  воспитанием эстетических чувств и нравственно- волевых черт  личности. Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста должно быть  физическое воспитание ,направленное на повышение сопротивляемости детского организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды ,усвоение теоретических знаний  в области физической культуры ,формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств и способностей ,интереса и потребности в физическом совершенствовании ,всестороннем формировании личности ребенка .Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание Физическое  воспитание дошкольников должно предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции ;исключение стрессовых ситуаций и страха перед  выполнением движений ;достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий, форм физкультурно- оздоровительной работы и активного отдыха детей ;возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений, частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных ДОО ,ежедневное  проведение занятий по физической культуре, взаимосвязь с другими сторонами воспитания. Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений Даже самые простые движения дают пищу детской фантазии, развивают творчество. Творчество — высший компонент в структуре личности . Результативность физического воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы др.), однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений.  Физические упражнения выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника и в то же время как формирующее начало в его развитии.

1.1     Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей  

 Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение .Совершенно очевидным являются и то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. И именно сюжетные занятия в большей степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа мы считаем и то, что, по большому счету, они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов. Ценным является то, что периоды «жестких стереотипов» в сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов нами широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского ,является «корнем любого детского творчества».Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению .Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме развивают у детей творчество, фантазию, воображение Герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели ,ориентироваться в проблемных ситуациях. Такой тип занятий ценен тем, что  на них дети раскрываются с неожиданной стороны , например: появляется артистичность ,музыкальность, самостоятельность или ,наоборот, беспомощность, скованность. Частая смена двигательной   деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение .Занятия проходят  увлекательно ,и время пролетает незаметно. Разнообразие на занятиях стандартного и нестандартного оборудования – шапочек , природного ,бросового материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности    детей. Интерес детей вызывает так же воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать . Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Развивая воображение детей, воспитатель предлагает по – новому взглянуть на физкультурный инвентарь .Так, гимнастическая палка  в руках детей превращается то в лошадку ,то в ветки и коряги в дремучем лесу ,из них дети строят лодки и корабли. При обучении движениям можно использовать ролевое поведение детей. В  условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией ,определенных ролевым заданием ,дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений ,более выразительно исполняют  имитационные упражнения ,по ходу игры находят их варианты. Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый им  интерес, помощь, эмоциональный ,дружеский тон активизируют  детей. Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслить способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка.

Я считаю, что занятия физической культурой  создают исключительные условия для нравственного воспитания дошкольников. В играх и упражнениях раскрывается характер ребёнка. Именно здесь развиваются чувства коллективизма и патриотизма, упорство и настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности.Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал еще П. Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. Занятия  физической культурой содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Физкультурные занятия способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении считаются подвижные игры и физические упражнения. Образовательный материал хорошо усваивается в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников мероприятий. Ими могут стать народные праздники и игры, способные объединить воспитанников, педагогов и родителей.Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения .Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.

2.Пояснительная записка

Основная нравственно –педагогическая идея занятия.

Основными направлениями в образовательной работе по физическому развитию дошкольников считаю:

1) Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие их физических качеств;

2) Формирование основ культуры здоровья, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

3)Воспитание образованного поколения и формирование культуры здоровья, которая способствует гармоничному развитию личности, укреплению физического и нравственного здоровья у дошкольников.

Цель занятия: развивать физические качества; вызвать эмоционально – положительное отношение к занятию.

Задачи занятия:

Оздоровительные задачи:

Формировать навыки правильной осанки, развивая опорно-двигательный аппарат.

Укреплять органы дыхания, мышцы брюшного пресса.

Развивать основные функции вестибулярного аппарата.

Совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве;

Образовательные задачи: 

Учить детей согласовывать движения с музыкой, развивать чувство ритма.

Продолжать учить детей ходить и бегать в колонне по -одному, перестраиваться в звенья ,пары;

Учить играм с элементами соревнований.

Продолжать совершенствовать умение  детей  ходить по канату с мешочком на голове приставным шагом ; подлезать под препятствия;

Закреплять умения в ходьбе на носках, на внешней стороне ступни, с высоким подниманием колена, приставным шагом.

Закреплять умение прыгать из обруча в обруч на двух ногах; пролезать в обруч ,не касаясь его руками;

Закреплять  умение детей работать различными способами (фронтальным, поточным, групповым).

Продолжать формировать у детей умение отыскивать образные средства выразительной передачи движений, развивать импровизационные способности, быстроту и легкость ориентировки в новых ситуациях.

Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей умение проявлять решительность, уверенность в своих силах.

Воспитывать умение у детей преодолевать трудности физического характера, воспитывать терпение и выносливость.

Влиять на воспитание чувства прекрасного, легкости, грациозности.

Воспитывать у детей уважение к артистам, выступающим в цирке.

Обогащать и расширять знания детей о профессиях людей, выступающих в цирке, предоставить им возможность почувствовать значимость каждой профессии.

Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, развивать их речь.

Развивающие задачи:

Способствовать закреплению навыков  выполнения ОРУ с обручами.

Развивать физические качества: ловкость, гибкость, силу;

Содействовать развитию творческой двигательной деятельности в

сочетании с музыкой различного характера, чувством ритма и образно-

игровых представлений;

Развивать память, мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа: иллюзионист, эквилибрист  кассир,артист, гимнаст,  клоун,  дрессировщик, фокусник, конферансье, буфетчица, зрители.

Методы и приемы, используемые на занятии:

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово,объяснение, пояснение, указания, подача команд, беседа, вопросы к детям.

Наглядные: показ слайдов с изображением артистов цирка(приложение 2.3) ,показ выполнения упражнений детьми ,воспитателем, непосредственная помощь воспитателя.

Практические: упражнения на отработку мимики, жестов,движений, повторение упражнений, проведение упражнений в игровой форме.

Методы стимулирования и мотивации деятельности детей: словесные поощрения, игровая мотивация.

Предварительная работа:

-Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка.

-Беседа с детьми о профессиях людей, выступающих в цирке

- Экскурсия в цирк. -Строительство арены из стройматериалов.

- Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунский, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв., Т .Крюкова «Вот так цирк» ,С.Я. Маршак «Цирк « ,Доро Гебель ,Петер Кнорр «В цирке» ,Серена Романелли ,Хане де Беер «Крошка Додо и большой  цирк». Чтение стихотворений: С. Михалков «Цирк», М. Юдовский «Цирк».  Г. Сапгир «Грустный клоун». Беседа после прочтения «Как развеселить клоуна?»

-Просмотр  мультфильмов " Бонифаций на каникулах", " Каштанка".     -Использование ИКТ-технологий – видеофильмы о цирке.

-Слушание песен, музыки: «Цирк, цирк, цирк» (из кинофильма "Любимый внук", слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского), «Цирк» (исполнитель Витас), «Клоун» (детская студия «Дельфин»), «Цирк» (Лена Ильичёва), «Мой старый цирк», «Товарищ цирк» (Юрий Никулин), «Арлекино» (исп. А.Пугачева), «Цирк. Выходной марш», «Марш для клоунов», «Цирковой номер», «Цирковой марш».

-Игра с картинками «Веселый цирк»(приложение 2.1).

-Игра – головоломка «Хитрый клоун»(приложение 2.2).

-Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением артистов цирка.  -Проведение упражнений на развитие различных эмоций у детей(радость, удивление,грусть…).

-Разучивание стихов о людях, работающих в цирке.

-Изготовление атрибутов для игры: нос для клоуна, маски (собачки и лошадки) совместно  с воспитателем. Изготовление билетов, афиши, программ представления.

-Оформление зала.

Материалы и оборудование:

-обручи по количеству детей, мешочки с песком, мягкие модули, рисунки на тему «цирк»,3каната, импровизированные гири, штанга, гантели; волшебная коробочка .

-Мультимедийная система; Музыкальное сопровождение.