Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4159 Конспект НОД "Рассказ о севере и северном олене"

Опубликовано 26.07.2018

Кутахина Наталья Николаевна
МДОУ "Детский сад с.Солянка"

Саратовская область, Озинский район, с.Солянка
воспитатель


Конспект НОД "Рассказ о севере и северном олене"

 

Цель: Закрепление представления детей о внешнем виде, жизни  и повадках северных оленей.

 

Задачи: Закрепление умения составлять рассказ описание о животных по схеме.

              Развивать связную речь.

              Развивать общение и мелкую моторику.

              Развивать память, воображение, мышление и разговорную речь.

              Обогащение словарного запаса словами по теме.

 

Предварительная работа: Беседа о Севере, животных, людях, их жизни, одежде, транспорте. Рассматривание иллюстраций, чтение произведений: «Айога», «Лепёшки».

 

                                                                   Ход занятия.

 

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (картина с изображением Севера) Сегодня мы с вами совершим путешествие на Север. Скажите, кто знает, что такое Север?

-Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым слоем льда, дуют сильные ветры, метут метели.

- А знаете, какие животные там живут?

Дети: На Севере живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, полярные волки (по ходу ответов вывешиваются карточки с изображением животных)

- Чтобы узнать о каком  животном мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Хоть верь, хоть не верь

Пробегал по тундре зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста… (олень).

 

- Сегодня мы с вами будем говорить о северных оленях.

 

 Работа по картине «Северные олени»

- Внимательно рассмотрите картину «Северные олени»

Игра «Подзорная труба»

- А давайте с вами посмотрим на тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба. Каждый из вас через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в вашу подзорную трубу и скажите, кого или что вы там увидели?

Правило – ответы не должны повторяться.

Словарная работа.

Чум - разборное жилище, покрытое оленьими шкурами.

Нарты – лёгкие сани для езды на собаках или оленях.

Важенка – мать оленёнка.

Оленёнок (или телёнок) – детёныш важенки.

Хора – отец оленёнка.

Быки – ездовые олени.

 

Рассматривание картины «Северные олени».

- А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

- Что нарисовано на этой картине? (важенка и оленёнок)

-Что делает важенка? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)

-Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)

-Сравните важенку с оленёнком. Чем они отличаются?  (У оленёнка шерсть тёмная, а у важенки – серая; у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у важенки - крепкие, сильные, она ими разгребает снег, находит корм – ягель.  Важенка большая и сильная, а оленёнок маленький и слабый).

-Чем похожи важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)

- Что у оленя на голове? (рога)

- Какие рога у оленя? (большие, ветвистые)

-На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)

-Чем покрыто тело оленя? (шерстью)

- Какого цвета шерсть оленя?( коричневая, серая)

-А что на ногах у оленя? (широкие копыта)

- Для чего оленю широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег)

-И ещё он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли  и достаёт сухую траву – это самый любимый корм оленей.

- Что ещё изображено на картине? (оленья упряжка, на ней ездят жители Севера)

- Как вы думаете, какая зима изображена на картине? ( морозная, холодная, лютая, суровая, студёная, вьюжная)

-Какой снег зимой?( легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый)

-Какую пользу приносят олени?(оленье мясо едят, оно очень вкусное; из оленьих шкур народы Севера делают чум – жильё, шьют одежду –малицу, обувь – торбаса, оленьи шкуры очень тёплые)

- Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени?

( они возят людей)

 

Составление рассказов детьми.

- А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами её подробно  рассмотрели и теперь будем составлять по ней рассказ.

Схема рассказа: Название своего рассказа

Кто изображён на картине?

Внешний вид животного, части его тела.

Где живёт?

Чем питается?

                             Какую пользу приносит человеку?                             

- Кто хочет рассказать о северном олене?

 

Физминутка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой (руки над головой – изображают крышу дома)

Он сидит глядит в окошко (кулачками подбираем щёчки).

Зайка по полю бежит (бег на месте)

В дверь к нему стучит (топают ногами, руки на поясе)

«Тук-тук, дверь открой (имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)

Там в лесу охотник злой» (руки на поясе, поворачиваются в право и в лево)

«Зайка, зайка, забегай! (зазывание, движение рукой)

Лапу мне давай» (протягиваем руки с открытыми ладонями)

 

Дидактическое упражнение.

- У вас у каждого под  стульчиком лежит карточка с изображением животного. Вы должны описать животного не называя его.

-А теперь каждый назовите детёныша своего животного, изображённого на картинке.

Итог занятия.