Кутахина Наталья Николаевна
МДОУ "Детский сад с.Солянка"
Саратовская область, Озинский район, с.Солянка
воспитатель
Конспект НОД "Рассказ о севере и северном олене"
Цель: Закрепление представления детей о внешнем виде, жизни и повадках северных оленей.
Задачи: Закрепление умения составлять рассказ описание о животных по схеме.
Развивать связную речь.
Развивать общение и мелкую моторику.
Развивать память, воображение, мышление и разговорную речь.
Обогащение словарного запаса словами по теме.
Предварительная работа: Беседа о Севере, животных, людях, их жизни, одежде, транспорте. Рассматривание иллюстраций, чтение произведений: «Айога», «Лепёшки».
Ход занятия.
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (картина с изображением Севера) Сегодня мы с вами совершим путешествие на Север. Скажите, кто знает, что такое Север?
-Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым слоем льда, дуют сильные ветры, метут метели.
- А знаете, какие животные там живут?
Дети: На Севере живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, полярные волки (по ходу ответов вывешиваются карточки с изображением животных)
- Чтобы узнать о каком животном мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.
Хоть верь, хоть не верь
Пробегал по тундре зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста… (олень).
- Сегодня мы с вами будем говорить о северных оленях.
Работа по картине «Северные олени»
- Внимательно рассмотрите картину «Северные олени»
Игра «Подзорная труба»
- А давайте с вами посмотрим на тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба. Каждый из вас через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в вашу подзорную трубу и скажите, кого или что вы там увидели?
Правило – ответы не должны повторяться.
Словарная работа.
Чум - разборное жилище, покрытое оленьими шкурами.
Нарты – лёгкие сани для езды на собаках или оленях.
Важенка – мать оленёнка.
Оленёнок (или телёнок) – детёныш важенки.
Хора – отец оленёнка.
Быки – ездовые олени.
Рассматривание картины «Северные олени».
- А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:
- Что нарисовано на этой картине? (важенка и оленёнок)
-Что делает важенка? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
-Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
-Сравните важенку с оленёнком. Чем они отличаются? (У оленёнка шерсть тёмная, а у важенки – серая; у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у важенки - крепкие, сильные, она ими разгребает снег, находит корм – ягель. Важенка большая и сильная, а оленёнок маленький и слабый).
-Чем похожи важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
- Что у оленя на голове? (рога)
- Какие рога у оленя? (большие, ветвистые)
-На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)
-Чем покрыто тело оленя? (шерстью)
- Какого цвета шерсть оленя?( коричневая, серая)
-А что на ногах у оленя? (широкие копыта)
- Для чего оленю широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег)
-И ещё он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достаёт сухую траву – это самый любимый корм оленей.
- Что ещё изображено на картине? (оленья упряжка, на ней ездят жители Севера)
- Как вы думаете, какая зима изображена на картине? ( морозная, холодная, лютая, суровая, студёная, вьюжная)
-Какой снег зимой?( легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый)
-Какую пользу приносят олени?(оленье мясо едят, оно очень вкусное; из оленьих шкур народы Севера делают чум – жильё, шьют одежду –малицу, обувь – торбаса, оленьи шкуры очень тёплые)
- Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени?
( они возят людей)
Составление рассказов детьми.
- А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами её подробно рассмотрели и теперь будем составлять по ней рассказ.
Схема рассказа: Название своего рассказа
Кто изображён на картине?
Внешний вид животного, части его тела.
Где живёт?
Чем питается?
Какую пользу приносит человеку?
- Кто хочет рассказать о северном олене?
Физминутка «У оленя дом большой»
У оленя дом большой (руки над головой – изображают крышу дома)
Он сидит глядит в окошко (кулачками подбираем щёчки).
Зайка по полю бежит (бег на месте)
В дверь к нему стучит (топают ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой (имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой» (руки на поясе, поворачиваются в право и в лево)
«Зайка, зайка, забегай! (зазывание, движение рукой)
Лапу мне давай» (протягиваем руки с открытыми ладонями)
Дидактическое упражнение.
- У вас у каждого под стульчиком лежит карточка с изображением животного. Вы должны описать животного не называя его.
-А теперь каждый назовите детёныша своего животного, изображённого на картинке.
Итог занятия.