Хрипко Елена Викторовна
воспитатель МАДОУ №10,
город Новороссийск
Мастер-класс для родителей "Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника"
Цель: повышение компетентности родителей в области развития самостоятельности и инициативности дошкольника.
Задачи:
- Повысить интерес родителей к проблеме самостоятельности и инициативности.
- Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка посредством индивидуальной мини-диагностики
- В игровой форме отработать способы повышения уровня самостоятельности ребенка.
Оборудование:
Карточки с фразами, карточки с таблицами, мячик.
Вступительная часть:
В-ль: Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня наша встреча посвящена развитию самостоятельности и инициативности ребёнка. (слайд 1). Естественное желание большинства родителей - видеть своих детей лидерами, инициативными и активными, умеющими принимать решения и решать проблемы. В каждом возрасте у ребенка есть те области, с задачами в которых он может справляться. Нередко, однако, складывается ситуация, когда родителям легче спокойнее и удобнее делать многие вещи за ребенка, принимать за него решения, выбирать за него сферу активности. Однако, если инициатива и самостоятельность ребенка не поощряются, не следует удивляться, что позже готовность ребенка делать что-либо самому идет на убыль.
Сегодня мы поговорим с вами о проблеме развития самостоятельности, попытаемся определить, насколько самостоятельными вы воспитываете своих детей, а также выясним, что же лучше всего делать, чтобы ребенок вырос ответственным, самостоятельным и инициативным.
игры – разминки «Собери фразу».
Обратимся к мудрым изречениям. Попробуем составить фразу из тех листов, которые «разлетелись по залу».
Фраза №1: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя - воспитывай себя. (Английская пословица)
Фраза №2: «Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен» (М. Монтессори) (слайд 2).
Спасибо за активность. И я приглашаю 6 участников из числа родителей, у кого в семье воспитывается только один ребёнок.
Практическая часть:
Предлагаю вам разделиться на две группы и занять места за столом.
Чтобы проверить, предоставляем ли мы ребенку возможности для проявления самостоятельности, предлагаю выполнить упражнение «Самостоятельность».
Задание 1 Заполните таблицу. В первой колонке перечислите дела, которые ваш ребенок решает и делает сам. Во второй колонке запишите дела, в которых вы участвуете вместе с ребенком.
Сам |
Вместе с мамой |
|
|
|
|
|
|
Задание 2 Вам предстоит познакомиться с педагогическими ситуациями проявления детьми самостоятельности и инициативы. И оценить их.
В-ль: Уважаемые родители.
Важно ли оказывать эмоциональную и моральную поддержку ребёнку, если он проявляет свою самостоятельность?
А если у него получается не всё и не так как нужно?
Предлагаю поделиться вашими семейными «похвалилками».
В-ль: Спасибо за советы. Помним, что главное условие помощи ребенку дружелюбный тон общения. Постарайтесь избегать критики и больше хвалите ребенка за конкретные достижения.
Вернёмся к нашим группам. Поделитесь что у вас получилось.
Группа 1
В-ль: Посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам».
Уважаемые родители, подумайте, как часто вы вмешиваетесь в дела ребенка из первой колонки, потому что хотите, чтобы он сделал их быстрее или лучше. Постарайтесь предоставить самостоятельность ребенку в их выполнении, обязательно одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.
Группа 2
В-ль: Поясните ситуацию. Выскажите своё отношение.
Рефлексия:
В-ль: Скажите, что было сложным для вас?
Что было для вас полезным?
Какой опыт вы приобрели?
Спасибо за участие
Выразите, пожалуйста, одним словом ваше отношение к нашей встрече.
Спасибо за внимание. (слайд)