Девяткина Елена Николаевна
3)МБДОУ №110 "Ласточка"
Кемеровская область, г. Белово
Воспитатель
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Пришла долгожданная весна»
Тема «Пришла долгожданная весна»
Цель: развитие связной речи по лексической теме.
Образовательные задачи:
Закреплять характерные признаки весны, упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно - следственные связи, обогащение и активизация словаря, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие задачи.
Развивать связную речь.
Воспитательные задачи.
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Материалы: несколько конвертов разных цветов и разных фигур (квадратные, прямоугольные, конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц; прищепки, раскраски на тему ранней весны, аудиозаписи “Ручей” и «Весенняя песенка».
Методы, используемые на занятии: наглядные, словесные, игровые, практические
Предварительная работа:
Рассматривание картинок о весне, беседа о том, какие изменения в природе происходят весной, составление описательных рассказов по картинкам, чтение художественной литературы, стихи о весне, отгадывание загадок.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью Ребятам группы «Земляничка». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, белого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку). Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте почитаем! Сказка (Предлагаю присесть и послушать)
Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод”.
Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру –
Я глаза скорей протру,
А оно – всё ярче, ярче,
За окном – всё жарче, жарче…
Что это такое? –
Дети: Солнце!
Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце – самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко
Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)
Дети прикрепляют лучики - прищепки к солнцу подбирая прилагательные:
солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. Хотите узнать, что случилось дальше?
Воспитатель - Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки - подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку.
Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?
Достается карточка с изображением подснежников на проталине.
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
- Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель Ребята, я предлагаю вам показать, как распускаются подснежники. Давайте покажем - как распускаются подснежники.
Воспитатель - Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.) Почему?
Цветы украшают луга и леса
Но это не только природы краса
В них пчёлы находят целительный дар.
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не, надо друзья, их бессмысленно рвать
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты… Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты.
Достается картинка с изображением сосулек.
Воспитатель - А это что?
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
- Стали таять сосульки и зазвенела капель (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель (подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).
Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.
Воспитатель - Посмотрим что же случилось потом.
Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
- Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)
Воспитатель - Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.
Достается карточка, с изображением ветки с почками. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
- На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель - А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.) Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице). Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.
Воспитатель Что же еще происходит весной?
Достается картинка с перелетными птицами. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
-А зимующие птицы куда денутся? (Ответы детей: улетят туда, где холодно)
Возьмите по одной птице. Расскажите, какая у вас птица (например: это птица снегирь, она зимующая). А теперь давайте расселим наших птиц: перелетных крепим к солнышку, зимующих к снежинке (работа на фланелеграфе).
Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу? (Дети: у зверей появляются детеныши)
Воспитатель: Правильно, есть у нас такая картинка? Есть.
Итог:
-У зверей появляются детеныши. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. Вставайте в круг.
Игра в кругу «Мамы и малыши» «Один-много».(Напр.: медведь – медвежата - медвежонок).
Воспитатель - А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
- Люди одевают облегченную одежду. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель - Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили. (Идет закрепление материала)
Рассказ.
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.
Воспитатель - А к этому рассказу у меня есть замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять краски, восковые мелки, карандаши и раскрасить иллюстрации в яркие цвета.