Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4093 Проект "В гостях у сказки"

Опубликовано 07.06.2018

МК ДОУ «Детский сад №137»

 

Проект

«В гостях у сказки»

для детей старшей группы

 

 

                                                                                       Выполнили:

                                                                                       Краутер И. С.

                                                                                        Хлопотова С.В.

 

г. Новокузнецк

2017-2018 год

Проект: «В гостях у сказки»

 

Тип проекта: творческий, игровой

Возрастная группа: 5-6 лет.

Участники проекта: дети группы № 3; воспитатели группы Краутер Ирина Сергеевна, Хлопотова Светлана Владимировна, родители.

Место реализации: МК ДОУ « Детский сад № 137»

Длительность: 2016 – 2017 гг.

Вид проекта: групповой

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

 

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

 

Гипотеза.

-   Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

-   Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

 

Актуальность.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром  человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из    нравственно    –    поучительного    в    чисто    развлекательное.   Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению разработан проект, развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению     искусства.     Образные,     яркие     выражения,    сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.

В рамках этого проекта у детей  формируются  навыки  самостоятельности, активности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла. Эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника. Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.

 

Цели:

  • Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
  • Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
  • Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
  • Организовывать в семье совместную творческую деятельность.
    • Создавать условия для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развития коммуникативных способностей, становления гармоничных отношений между детьми.

 

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
  3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
  4. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный) ; совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
  5. Расширять и уточнять знания о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.
  6. Дать детям представление о технологии производства книги.
  7. Пополнить знания детей о профессиях: писателей, художников – оформителей, типографических рабочих, библиотекаря.
  8. Познакомить детей с понятиями: «библиотека», «типография».
  9. Дать детям представление о многообразии книг, представленных в библиотеке.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
  3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
    1. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
      1. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствия к героям сказки, а также желание и потребность читать книги и бережно относится к ним.
      2. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

 

Развивающие:

  1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
    1. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
    2. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
    3. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
    4. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
    5. Развивать стремление общаться со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение и давать оценку прочитанному.
      1. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

10.Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

 

Предполагаемый результат:

 

  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
  • Воспитывать  чувство  патриотизма,  потребности  самоотверженного служения на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
  • Ответственное отношение за свои дела и поступки.

Этапы проекта:

 

  1. 1.  Подготовительный

 

  • Изучение методической литературы.
    • Проведение опроса родителей.
    • Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
    • Обсуждение проекта с детьми и родителями.
    • Создание    условий    для    чтения    художественной   литературы   и

театрализации.

  • Подбор    методической    и    художественной    детской    литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.

2.    Реализация проекта

 

  • Работа по плану с детьми, родителями.
  • Слушание и пересказ сказок, беседы
  • Показ спектаклей и сказок
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
  • Подготовка сообщения для родителей.

 

                       Взаимодействие с детьми

Познавательное развитие

Беседа «История возникновения книги».

Цель: Познакомить детей с историей возникновения книги. Дать детям представление, о том, как появились книги.

Познакомить с появлением первой книги.

Беседа: «Какие бывают книги»

Цель: Знакомить детей с разными видами книг и сказок. Воспитание бережного отношения к книгам, любовь к сказкам.

Дидактические игры: «Про сказки» и др.

Рассматривание иллюстраций по сказкам.

Занятие «Откуда пришла книга».

Цель: Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к книгам нужно относиться бережно, чтобы книги жили как можно дольше.

НОД: «Путешествие в страну сказок», и др.

Чтение художественной литературы отрывок из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», «Как Незнайка сочинял стихи», «Коротышки  из цветочного города».

Цель: Формировать способность понимать поведение героев, сопереживать им. Развивать у детей литературные предпочтения.

Совместная экскурсия в библиотеку.

Цель: Познакомить детей с понятием «Библиотека» и профессией

«библиотекарь». Пополнить знания о древней письменности. Дать детям представление о многообразии книг. Подвести детей к необходимости брать и читать книги из библиотеки.

Показ слайдов «Как выглядели древние книги».

Цель: Познакомить детей с древними книгами. Формировать интерес и значимость книги.

 

Художественно–эстетическое развитие                        

Лепка: «Мой любимый сказочный герой» и др.

Рисование «Нарисуем сказку» и др.

Создание собственной книги: «Мир животных», «Любимая сказка» и др.

Цель: Развивать творческое мышление у детей, навыки конструирования. Развивать познавательную деятельность. Развивать воображение и фантазию в создании книги на любую тематику.

Разукрашивание картинок по сказкам. Прослушивание сказок в аудиозаписи. Просмотр мультфильмов по сказкам.

 

Социально –коммуникативное развитие

Помощь воспитателю в ремонте книг. Создание уголка «Книжкина больница».

Цель: Привлечь внимание у  детей по ремонту старых книг, привести их в надлежащий вид. Прививать трудолюбие и учить   заботится  о книгах. Изготовление масок для игр – драматизаций.

                                               

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: сказки, потешки … Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» …. Отгадывание загадок.

 

Физическое развитие

Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся», «Иван – Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка» и др.

Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки». Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока» и др.

Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору»,

«Зайка беленький сидит» и др.

 

 

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Выбираем сказку по возрасту». Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка» и др.

 

3.  Итоговый

  • Родительское собрание: «В гостях у сказки»
    • Оформление фотовыставки по материалам проекта.
    • Выставка рисунков, поделок.
    • Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
    • Инсценировка сказок: «Заюшкина избушка» и др.
    • Презентация проекта в форме детско-родительского досуга на тему

«Путешествие по сказке».

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Формы организации детей по ознакомлению со сказкой:

  • использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
  • организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр - путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
  • широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
  • включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;
  • использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
  • включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

 

Ожидаемый результат:

  • развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
  • создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
  • развитие интереса к сказкам;
  • развитие эмоциональной отзывчивости;
  • совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • содействие творческому развитию детей.

В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.


Информационные источники:

  1. Т.И.Тарабарина « Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». 1996г.
  2. С.И.Семенака. «Уроки добра». М.2002г. 3.Т.А.Шорыгина «Понятные сказки». М.2015г.
  3. Т.А.Шорыгина «Мудрые сказки». М.2015г.
  4. Т.А.Шорыгина «Добрые сказки». М.2015г.
  5. И.Б.Кочанская «Полезные сказки». М. 2015г.
  6. Л.Б.Фесюкова «Воспитываем и учим». Харьков. 2008г.
  7. Г.А.Лапшина  «Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста». Волгоград. 2006г.                                                                                                                          
  8. О.Р.Меремьянина «Познавательно – игровые занятия». Волгоград. 2012г.                
  9. Л.К.Санкина «Познание предметного мира». Волгоград. 2009г.
  10. Т.А.Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». 2007г.
  11. Т.А.Шорыгина. «Стихи и сказки о родной природе». М.2006г.                                                                   

 

Пути реализации проекта

Содержание работы с детьми

Взаимодействие с родителями

-   Беседа «Что такое сказка?»,

«Как появилась книга», .

 

-   Экскурсия в библиотеку.

 

-   Сюжетно-ролевые игры

«Семья»,  «Детский сад»,

«Библиотека».

 

-   Чтение разных сказок.

 

-   Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

 

-   Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

 

-   Самостоятельное составление и рассказывание сказок собственного сочинения.

 

-   Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

 

Например: рисование «Моя любимая сказка», аппликация «На поляне сказок») по темам сказок, изучаемых в группе.

 

-   Дидактические игры, настольно-печатные.

 

Например: «В мире сказок»,

«Лото».

 

-      Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

-      Загадки о сказках, героях сказок.

-  Организация образовательной деятельности с детьми и ро-дителями.

-      Викторина по сказкам .

-      Праздники и развлечения по сказкам или с участием героев знакомых сказок.

 

-   Беседа с родителями

«Знакомство с проектом».

 

-   Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

 

-   Чтение сказок с детьми.

 

-   Придумывание сказок с детьми.

 

-   Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

 

-   Организация выставки поделок, рисунков.

 

-   Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

 

-   Участие в совместных с детьми мероприятиях.

 

-   Консультация для родителей

«Что читать детям».

 

-   Родительское собрание

«Книга в жизни ребенка».

 

 

«Живые книги» А. Лопатина

 

Наша бабушка Ирина, так звали старенькую библиотекаршу посетители библиотеки. Все любили бабушку Ирину, а больше всех ее любили книги. Они не говорили ей о своей любви, но бабушка Ирина догадывалась об этом без слов.

Здравствуйте, мои родные, — здоровалась она со всеми обитателями библиотеки.

Что ты так шумишь? — спрашивала она, снимая С полки популярный детектив с разорванной обложкой. — Жалуешься, что тебя читатели чуть не разорили? Ничего, мы тебя полечим, и ты снова будешь удивлять всех своими жуткими тайнами.

—Ах ты, моя сказочная умница, — ласково обращалась бабушка Ирина к книге сказок, — давай-ка я тебя поставлю на выставку «Здравствуй сказка», по¬ учишь наших деток мудрости. Не горюй, что твое название от старости почти стерлось, ты у нас все равно самая молодая — ведь сказки никогда не старятся.

Так разговаривала бабушка Ирина с книгами, и они ее прекрасно понимали. Бабушка Ирина любила все книги без исключения. Она не только подклеивала порванные страницы и корешки, составляла каталоги и следила за порядком на полках. Частенько, когда библиотека уже закрывалась, она снимала с полок книги, которые почему-то не пользовались спросом, и читана их.

—Им так грустно, беднягам, если их никто не читает, — застенчиво объясняла она коллегам, а те в ответ лишь посмеивались или недоуменно пожимали плечами.

Зато во всей библиотеке никто лучше бабушки Ирины и не знал, о чем говорится в той или иной книге, и не мог лучше нее сделать подборку книг по теме. Бабушка Ирина любила не только книги. Еще больше она любила читателей, особенно самых маленьких. Сердце ее радостно билось, когда какой-нибудь мальчуган нерешительно заглядывал в дверь библиотеки, и она всегда торопилась ему навстречу:

—Здравствуй, дружок. Ты молодец, что зашел к нам — здесь у нас столько всего интересного, — приветствовала она маленького посетителя. При этом глаза ее лучились такой радостью, что мальчишка сразу переставал робеть и деловито спрашивал:А фотографии самолетов у вас есть?

Словом, бабушка Ирина была душой и сердцем библиотеки. Но однажды сердце это решили отправить на покой. Из центрального библиотечного управления пришел приказ, что все работники городских библиотек старше такого-то возраста должны освободить рабочие места для молодых и отдыхать себе спокойно на пенсии. А бабушка Ирина была намного старше указанного в приказе возраста.

Все были возмущены таким несправедливым приказом, но бабушка Ирина, улыбнувшись, сказала: Не волнуйтесь, дорогие, я к вам буду приходить в гости. И вечера«Встреча с книгой» по-прежнему буду вести. Это даже хорошо, что так все получилось. Теперь я смогу больше времени уделять своей домашней библиотеке.

Надо сказать, что у бабушки Ирины в квартире была огромная домашняя библиотека, которой пользовались жители всех окружающих домов. Когда бабушка Ирина была на работе, она оставляла ключ от комнаты с книгами молодой студентке Лиде, обожавшей книги не меньше, чем сама бабушка. И девушка становилась хозяйкой в ее библиотеке.

Увидев, что бабушка Ирина совсем не расстроилась, работники библиотеки успокоились и разошлись по домам.

Все успокоились, но только не книги. Они страшно разволновались, и как только библиотека закрылась, подняли невообразимый шум.

— Кто теперь будет ласково разговаривать с нами!? — восклицали одни. И о нас совсем позабудут! - жаловались другие, те, которые читала одна старенькая библиотекарша.

И кто будет рассказывать всем о том, что мы самые мудрые? - вздыхали книги сказок.

Книги жаловались и охали, пока одна из книг — о каком-то важном генерале, выигравшем много сражений, не приказала громким командным голосом:

— Тихо, успокойтесь, мы должны выработать план.

Объединившись и действуя по плану, мы обязательно добьемся, чтобы бабушка Ирина никогда не ушла из нашей библиотеки.

И книги дружно принялись разрабатывать план. Каких только предложений не было в этом плане: от имени всех книг написать письмо в центральное библиотечное управление; переселиться всем в квартиру бабушки Ирины и даже с помощью живой воды вернуть бабушке Ирине молодость.

Выслушав все предложения, книга о генерале решительно произнесла пункты боевого плана: Волшебники из книги сказок оживляют всех книжных героев; Герои книг разбирают библиотеку по кирпичику, грузят все кранами на машины и вместе с разобранной библиотекой переезжают к дому бабушки Ирины; Во дворе ее дома они стремительными темпами строят новую библиотеку; С помощью живой воды они дарят бабушке Ирине бессмертие и просят ее вечно заведовать новой библиотекой.

В этот момент дверь библиотеки открылась, и в нее вошли бабушка Ирина и ее молодая соседка Лида.

— Добрый вечер, мои дорогие, — как всегда, ласково приветствовала бабушка Ирина книги, — я приведу к нам свою лучшую подругу — студентку Лиду. Вечером в библиотеке никого нет, вот я и решила познакомить ее с вами.

Книги с любопытством разглядывали девушку, а бабушка Ирина неторопливо начала рассказывать ей о каждой из них. Слушая бабушку, Лида ласково проводила кончиками пальцев по корешкам книг, как бы стараясь запомнить их получше, и книгам это было очень приятно.

Когда уже совсем стемнело, и бабушка Ирина и Лида собрались уходить, из книги волшебных сказок неожиданно выпорхнула маленькая Фея.

Увидев Фею, бабушка Ирина совсем не удивилась и сразу ее узнала: она очень любила сказку, в которой жила Фея, и помнила ее наизусть. Слегка смущаясь и робея, Фея рассказала бабушке Ирине про план, который придумали книги. Старушка долго смеялась, а потом серьезно сказала: Я вам очень благодарна, мои дорогие, но думаю, не стоит переносить библиотеку на новое место: наши читатели привыкли к старому, и им это может не понравиться. Лида будет заботиться о вас не меньше, и вы даже не почувствуете разлуку.

Бабушка Ирина ласково посмотрела на книги и добавила:

— Да я и не прощаюсь с вами. Завтра на нашу «Встречу с книгой» придут самые маленькие читатели, и мы с Лидой будем принимать гостей.

Тогда маленькая Фея протянула бабушке Ирине свою волшебную палочку и попросила:

— Тогда примите от всех нас в подарок вот эту палочку. Стоит лишь прикоснуться волшебной палочкой к книге, как она сразу же оживет, и сама расскажет нам о себе. Это очень удобно, когда вы совсем состаритесь и не сможете читать.

На следующий день на вечере «Встреча с книгой» маленькие читатели с восхищением наблюдали за старенькой библиотекаршей. Подобно настоящей волшебнице она прикасалась к книгам своей волшебной палочкой, и ожившие герои сами рассказывали малышам удивительные сказки и истории.