Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4113 ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья «Веселая ритмика»

Опубликовано 19.06.2018

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 80 комбинированного вида «Василёк»

 


ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

для детей с ограниченными возможностями здоровья

 «Веселая  ритмика»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год (36 недель)

 

Разработчики программы

Лихтнер Любовь Николаевна,

воспитатель группы

компенсирующей направленности;

Щербакова Татьяна Александровна,

 учитель-логопед;

Леонтьева Ольга Алексеевна,

музыкальный руководитель


 

Новосибирск, 2016 г.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Веселая ритмика» - программа художественной направленности.

Модификация данной программы  заключается в первую очередь в адаптации и спецификации программы для детей с ОВЗ, расширении круга решаемых задач и методов их осуществления, доработки условий реализации программ.

Актуальность и педагогическая целесообразность

           В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5.п.5.1) в целях реализации права каждого человека на образование в РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование.

Ритмика является начальной ступенью танца.  Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.)

Ритмика развивает в ребенке, в первую очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных задач для детей с ОВЗ.

           Также на занятиях ритмикой важным является элемент игры.  Задания даются с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, с учетом естественного интереса и желания обучающихся, их психологических и физиологических особенностей и способностей, а также творческих возможностей детей. Очень часто именно по этой причине, сценариями танцев являются сюжеты сказок про лес и деревья, времена года, жизнь зверей или же используются специальные фонограммы для детей.

 

 

Концепция программы

Цель - создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости.

Задачи программы:

1. Помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития. Максимальное раскрытие его творческих возможностей, гармонизация процессов роста.

2. Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.

3. Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

В обучении:

- формирование интереса к хореографическому искусству, раскрытие его многообразия и красоты;

-ознакомление с основами хореографии;

- умение ориентироваться  в пространстве;

- обучение восприятию произведения танцевального искусства;

-научиться пользоваться своим мышечным аппаратом;

-освоение работы в группе, в паре с партнером;

- формирование ориентировки в пространстве, умения исполнять движения в комбинации;

- развитие памяти движений.

В развитии:

- развитие умения и навыка слышать и слушать музыку, передавать ее в движение;

- развить чувство ритма;

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- развивать танцевальную выразительность, выносливость, координацию;

 - развивать и укреплять костно-мышечный аппарат;

- развивать выразительность, выносливость, координацию;

В воспитании:

- воспитание коммуникативных и коллективистских навыков, навыков социального взаимодействия;

-воспитание необходимых психологических качеств танцора - актёра: внимания, быстроты реакции, воображения, чуткого и внимательного отношения к партнёру по сцене, друзьям и близким;  раскрепощенности и свободы действий в обыгрывании танца на сцене.

В основу программы положены следующие педагогические принципы:

  • Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений - личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающими сотрудничество, мастерство общения.
  • ​  Принцип интенсивного восприятия - предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний.
  • ​ Принцип открытого общения - способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
  • ​ Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

Организация образовательного процесса

Образовательная программа «Веселая ритмика» рассчитана на 1 год обучения (36 недель); составлена с учётом норм и требований СанПиН 2.4.4 1251-03, СанПиН 2.4.1. 2791-10, СанПиН 2.4.2. 2821-10, СанПиН 2.4.4.3172-14.

Основной формой организации занятий является групповая работа.  Количество обучающихся в группе – от 5 до 7 человек.

Контингент - дети разных возрастов и категорий (ЗПР, ЗПРР, ЗРР, РАС) на основе рекомендаций ПМПк. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора. Обязательна медицинская справка об отсутствии противопоказаний к занятиям хореографией.

Образовательный процесс по дисциплине «Веселая ритмика» предполагает аудиторные  занятия. Аудиторные занятия проводятся в кабинете.

Программа предполагает следующие формы организации  аудиторных занятий:

• вводные занятия, которые проводятся в начале каждого года обучения и включают беседы: «Правила техники безопасности», «Правила поведения на занятиях».

​ · учебные занятия,

​ · итоговые занятия.

           Режим занятий

Занятия по образовательной программе «Веселая ритмика» на протяжении всего курса обучения проводятся:

​ · для детей 5-6 лет - 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут с 5 минутным перерывом - всего 36 часов в год;

​ · для детей 6-7 лет  – 2  раза в неделю продолжительностью не более 30 минут – всего 36 часов в год;

Механизм реализации программы

           Работа по программе «Веселая ритмика» учитывает психолого-педагогические особенности развития детей различных возрастных групп.

Учитывая, что основным видом деятельности детей 5 - 6 лет является игра, ведущим методом обучения является игровой.

Для предупреждения эмоциональной и физической перегрузки подбор музыкального материала для занятий и детский репертуар танцев составляется на принципах доступности, заинтересованности восприятия и простоте исполнения для детей данного возраста.

Методически продуманное использование музыкальных игр и импровизационных заданий способствует развитию музыкальности, формирует музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивает чувство ритма.

В процессе реализации программы закрепляются основные знания особенностей народных танцев, их географию. Формируются основные навыки актерского мастерства в танцах. Совершенствуется четкость, ритмичность, музыкальность и выразительность движений исполняемых танцев. Формируется нравственно-эстетические качества личности каждого ребенка.

 

 

Прогнозируемые результаты

Прогнозируемые результаты для детей 5 – 6 лет:

Ребенок должен знать:

  • единые требования  по правилам поведения в хореографическом классе, на сцене;
  • требования к внешнему виду на занятиях;
  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;
  • хореографические термины изученных элементов;
  • повторить заданный ритм хлопками, упражнениями;
  • владеть корпусом во время исполнения движений;
  • ориентироваться в пространстве;
  • координировать движения;
  • исполнить хореографический этюд в группе;
  • единые требования  по правилам поведения в хореографическом классе, на сцене;
  • требования к внешнему виду на занятиях.

Прогнозируемые результаты для детей 6-7 лет:

Знать:

  • знать классические позиции рук и ног(1,2,4) и их названия;
  • выполнять простейшие классические движения у станка и на середине: plie, tendu, releve, jete, port de bras, grand battement, адажио;
  • откликаться на динамические оттенки в музыке,
  • выполнять простейшие ритмические рисунки;
  • реагировать на музыкальное вступление;
  • красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
  • давать характеристику музыкальному произведению;
  • хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;
  • исполнять движения в парах, в группах;
  • классическое положение рук и ног, соединение их с движениями (прыжками);
  • знать и понимать танцевальную терминологию на французском языке.

Механизм выявления результатов

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые.

Для оценки усвояемости материала по итогам занятий можно применять следующую систему оценок:

Высокий уровень освоения программы

  • Упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе и характере.
  • Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения;
  • Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
  • Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;

Средний уровень освоения программы  

  • Упражнение исполнено технически правильно, но недостаточно красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно.
  • Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения;
  • Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;

Низкий уровень освоения программы

  • Упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки в положении головы, рук, ног.
  • Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения;

 

 

Учебно-тематический план

для детей 5-6 лет

Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут с 5 минутным перерывом

Учебных недель - 36

 

№ п/п

 

 

Название блока

                 Количество часов

 

                  

 

всего

        

       теория

 

    практика

 

Форма

контроля

  1.  

Знакомство.

Прослушивание и отбор детей в группу

  1ч.

  0,2ч.

     0,8ч.

анкетирование

наблюдение

  1.  

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

0,9ч.

0,45ч.

0,45ч.

наблюдение

  1.  

Знакомство с  музыкальными длительностями (¼, 1/8, ¾,6/8).

 

3,8ч

 

0,45 ч.

 

3,3ч.

наблюдение

  1.  

Развитие чувства ритма, темпа.

Ритм вальса.

3,8ч.

0,45ч.

3,3ч.

наблюдение

  1.  

Изучение азов танцевальной азбуки.

Упражнение «грустный – веселый»; упражнения для рук – «замочек»; упражнения для спины; упражнения для головы; упражнения для корпуса.

 

7,8ч.

0,5ч.

7,3ч.

рефлексия

  1.  

Ознакомление детей с элементами танцевальных движений.

Выполнение проученных элементов танцевальных движений.

 

         5 ч.

 

0,8 ч.

 

4,2ч.

Наблюдение

рефлексия

  1.  

Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве.

Упражнения и игры по ориентации в пространстве;

 

6ч.

 

0,8ч.

 

5,2ч.

Наблюдение

рефлексия

  1.  

Зачетные мероприятия:

Умение импровизировать под музыку. Изображать в танце заданных животных, предметы. Сочинение с детьми танцевальных этюдов. Ознакомление детей с играми

1,25ч.

-

1,25ч.

анкетирование

рефлексия

  1.  

Итого  учебные занятия

29,6ч.

3,75ч.

25,9ч.

 

  1.  

Физкультурно-игровые перемены

6,4ч.

-

-

 

  1.  

Всего часов

36 часов

-

-

 

5 мин. перерыва использовать для уборки зала (ковриков в шкаф), воспитательных бесед и т.д.

Содержание

 

 1.Знакомство.

             Теория. Знакомство с детьмии родителями. Знакомство с программой по ритмике.

             Практика. Просмотр детей на основе элементарных движений, проверка на координацию, проверка слуха, природных данных.

 

2. Вводное занятие

Теория. Познакомить с основными правилами и требованиями ЦПМСС «Зеленая   ветка». Привести в установленный порядок репетиционную форму. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Беседы, с родителями, детьми, устное тестирование на выявление у детей способности к занятиям хореографией.

 

3. Знакомство с  музыкальными длительностями (¼, 1/8, ¾,6/8)

Теория. Сильная и слабая доли, размер музыкальный.  Знакомство с длительностями (¼, 1/8, ¾, 6/8). Умение чувствовать темп музыки.

Практика. Прослушивание музыкальных произведений в заданных длительностях. Точное начало и окончание движения вместе с началом и концом музыкальной части и фразы. Умение чувствовать темп музыки.

   

  4. Развитие чувства ритма, темпа

 Теория. Прослушивание и прохлопование в разных ритмах, темпах. Научиться определять ритм – быстро, медленно. Ритм вальса.

 Практика. Упражнения на развитие чувства ритма. Упражнения на развитие темпа. Умение импровизировать под разную музыку, в разных темпах и ритмах.

 

5. Изучение азов танцевальной азбуки.

Теория. Объяснение комплекса упражнений. Правила их исполнений.  Четкости и правильности.

Практика. Упражнение «грустный – веселый»; упражнения для рук – «замочек»; упражнения для спины; упражнения для головы; упражнения для корпуса. Правильное исполнение упражнений. Демонстрация педагогом правильного исполнения упражнений.

 

6. Ознакомление детей с элементами танцевальных движений.

Теория. Объяснения правил исполнения элементов танцевальных движений. Эмоциональное исполнение движений. Умение объяснить исполнение движений.

Практика.

- ходьба: двойной шаг, шаги на пятках, носочках;

- бег в разных темпах, с вытянутыми ногами, бег «лошадки»

-  упражнение «воображаем» - выставление ноги на носок перед собой, нос наверх;

- хлопки в сочетание с хлопками в разных темпах.

- упражнения с атрибутами (мягкая игрушка, цветы, колокольчики)

Выполнение проученных элементов танцевальных движений.

 

7. Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве.

Теория. Объяснение и понятие пространства. Знакомство с различными танцевальными рисунками. Просмотр видео танцев с разными танцевальными рисунками.

Практика.

- упражнения и игры по ориентации в пространстве;

- построение в два круга( в процессе игры)

- построение в колонну

- построение в шеренгу, две линии

 

8. Зачетные занятия и мероприятия

 Умение импровизировать под музыку. Изображать в танце заданных животных, предметы. Сочинение с детьми танцевальных этюдов. Ознакомление детей с играми.

Применение игр на занятиях. Показ проученного материала родителям.

 

 

 

Учебный план

 

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

практических

1

знакомство

1,8ч..

0,75ч.

1,05ч

Анкетирование наблюдение

2

Основная часть

26,6ч.

 3ч.

23,6ч.

Наблюдение рефлексия

3

Подведение итогов

1,25ч.

-

1,25ч.

Анкетирование рефлексия

                              Итого:

29,6ч.

3,75ч.

25,9ч.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

для детей  6-7 лет

Режим занятий  2 раза в неделю по 30 мин.

Учебных недель – 36.

 

№ п/п

 

             

Название блока

 

                  Количество часов

 

 

        всего

 

   

 теория

 

 

практика

 

Форма контроля

  1.  

Знакомство. Прослушивание и отбор детей в группу

      1час

 

  0,5ч.

 

0,5ч

Анкетирование

наблюдение

  1.  

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1час

0,5ч.

0,5ч.

наблюдение

  1.  

Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4.

Понятия счета в танце.

Ритмические движения по счет и под музыку.

Движения на развитие координации.

1,5ч

0,5ч.

1час

наблюдение

  1.  

Знакомство с терминологией и основами классического танца.

Demi plie лицом к станку по I позиции, battements tendu вперед, назад и в сторону, releves по I,II, IV позиций ног.

4,5ч.

0,5ч.

 4 часов

Наблюдение

рефлексия

  1.  

Знакомство с терминологией и основами детского танца.

4,5 ч.

0,5ч.

4 часа

рефлексия

  1.  

Движения на развитие координации.

Объяснить термины - баланс, апломб.

4,5 ч

0,5ч.

 4  часов

наблюдение

  1.  

Прыжковые комбинации.

Развитие «баллона».

3,5 ч

0,5ч.

3час 30мин.

рефлексия

  1.  

 Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника  правильного выполнения упражнений

5,5 ч.

0,5ч.

5 часов

наблюдение

  1.  

Элементы танцевальных движений

4,5 ч.

0,5ч.

4 ч

Наблюдение

рефлексия

  1.  

 

Изучение и закрепление танцевальных элементов

4,5ч

0,5ч.

4 часов

Наблюдение

рефлексия

  1.  

Зачетные мероприятия

     1час

    -

1час

Анкетирование

рефлексия

  1.  

Всего часов

 36 часов

4 часа

   32 часа