Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 80 комбинированного вида «Василёк»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Веселая ритмика»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (36 недель)
Разработчики программы –
Лихтнер Любовь Николаевна,
воспитатель группы
компенсирующей направленности;
Щербакова Татьяна Александровна,
учитель-логопед;
Леонтьева Ольга Алексеевна,
музыкальный руководитель
Новосибирск, 2016 г.
Пояснительная записка
Образовательная программа «Веселая ритмика» - программа художественной направленности.
Модификация данной программы заключается в первую очередь в адаптации и спецификации программы для детей с ОВЗ, расширении круга решаемых задач и методов их осуществления, доработки условий реализации программ.
Актуальность и педагогическая целесообразность
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5.п.5.1) в целях реализации права каждого человека на образование в РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование.
Ритмика является начальной ступенью танца. Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.)
Ритмика развивает в ребенке, в первую очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных задач для детей с ОВЗ.
Также на занятиях ритмикой важным является элемент игры. Задания даются с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, с учетом естественного интереса и желания обучающихся, их психологических и физиологических особенностей и способностей, а также творческих возможностей детей. Очень часто именно по этой причине, сценариями танцев являются сюжеты сказок про лес и деревья, времена года, жизнь зверей или же используются специальные фонограммы для детей.
Концепция программы
Цель - создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости.
Задачи программы:
1. Помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития. Максимальное раскрытие его творческих возможностей, гармонизация процессов роста.
2. Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.
3. Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
В обучении:
- формирование интереса к хореографическому искусству, раскрытие его многообразия и красоты;
-ознакомление с основами хореографии;
- умение ориентироваться в пространстве;
- обучение восприятию произведения танцевального искусства;
-научиться пользоваться своим мышечным аппаратом;
-освоение работы в группе, в паре с партнером;
- формирование ориентировки в пространстве, умения исполнять движения в комбинации;
- развитие памяти движений.
В развитии:
- развитие умения и навыка слышать и слушать музыку, передавать ее в движение;
- развить чувство ритма;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, выносливость, координацию;
- развивать и укреплять костно-мышечный аппарат;
- развивать выразительность, выносливость, координацию;
В воспитании:
- воспитание коммуникативных и коллективистских навыков, навыков социального взаимодействия;
-воспитание необходимых психологических качеств танцора - актёра: внимания, быстроты реакции, воображения, чуткого и внимательного отношения к партнёру по сцене, друзьям и близким; раскрепощенности и свободы действий в обыгрывании танца на сцене.
В основу программы положены следующие педагогические принципы:
- Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений - личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающими сотрудничество, мастерство общения.
- Принцип интенсивного восприятия - предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний.
- Принцип открытого общения - способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
- Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
Организация образовательного процесса
Образовательная программа «Веселая ритмика» рассчитана на 1 год обучения (36 недель); составлена с учётом норм и требований СанПиН 2.4.4 1251-03, СанПиН 2.4.1. 2791-10, СанПиН 2.4.2. 2821-10, СанПиН 2.4.4.3172-14.
Основной формой организации занятий является групповая работа. Количество обучающихся в группе – от 5 до 7 человек.
Контингент - дети разных возрастов и категорий (ЗПР, ЗПРР, ЗРР, РАС) на основе рекомендаций ПМПк. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора. Обязательна медицинская справка об отсутствии противопоказаний к занятиям хореографией.
Образовательный процесс по дисциплине «Веселая ритмика» предполагает аудиторные занятия. Аудиторные занятия проводятся в кабинете.
Программа предполагает следующие формы организации аудиторных занятий:
• вводные занятия, которые проводятся в начале каждого года обучения и включают беседы: «Правила техники безопасности», «Правила поведения на занятиях».
· учебные занятия,
· итоговые занятия.
Режим занятий
Занятия по образовательной программе «Веселая ритмика» на протяжении всего курса обучения проводятся:
· для детей 5-6 лет - 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут с 5 минутным перерывом - всего 36 часов в год;
· для детей 6-7 лет – 2 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут – всего 36 часов в год;
Механизм реализации программы
Работа по программе «Веселая ритмика» учитывает психолого-педагогические особенности развития детей различных возрастных групп.
Учитывая, что основным видом деятельности детей 5 - 6 лет является игра, ведущим методом обучения является игровой.
Для предупреждения эмоциональной и физической перегрузки подбор музыкального материала для занятий и детский репертуар танцев составляется на принципах доступности, заинтересованности восприятия и простоте исполнения для детей данного возраста.
Методически продуманное использование музыкальных игр и импровизационных заданий способствует развитию музыкальности, формирует музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивает чувство ритма.
В процессе реализации программы закрепляются основные знания особенностей народных танцев, их географию. Формируются основные навыки актерского мастерства в танцах. Совершенствуется четкость, ритмичность, музыкальность и выразительность движений исполняемых танцев. Формируется нравственно-эстетические качества личности каждого ребенка.
Прогнозируемые результаты
Прогнозируемые результаты для детей 5 – 6 лет:
Ребенок должен знать:
- единые требования по правилам поведения в хореографическом классе, на сцене;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические термины изученных элементов;
- повторить заданный ритм хлопками, упражнениями;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать движения;
- исполнить хореографический этюд в группе;
- единые требования по правилам поведения в хореографическом классе, на сцене;
- требования к внешнему виду на занятиях.
Прогнозируемые результаты для детей 6-7 лет:
Знать:
- знать классические позиции рук и ног(1,2,4) и их названия;
- выполнять простейшие классические движения у станка и на середине: plie, tendu, releve, jete, port de bras, grand battement, адажио;
- откликаться на динамические оттенки в музыке,
- выполнять простейшие ритмические рисунки;
- реагировать на музыкальное вступление;
- красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
- давать характеристику музыкальному произведению;
- хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;
- исполнять движения в парах, в группах;
- классическое положение рук и ног, соединение их с движениями (прыжками);
- знать и понимать танцевальную терминологию на французском языке.
Механизм выявления результатов
Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые.
Для оценки усвояемости материала по итогам занятий можно применять следующую систему оценок:
Высокий уровень освоения программы
- Упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе и характере.
- Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения;
- Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
- Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;
Средний уровень освоения программы
- Упражнение исполнено технически правильно, но недостаточно красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно.
- Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения;
- Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;
Низкий уровень освоения программы
- Упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки в положении головы, рук, ног.
- Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения;
Учебно-тематический план
для детей 5-6 лет
Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут с 5 минутным перерывом
Учебных недель - 36
№ п/п |
Название блока |
Количество часов |
|
||
всего |
теория |
практика |
Форма контроля |
||
Знакомство. Прослушивание и отбор детей в группу |
1ч. |
0,2ч. |
0,8ч. |
анкетирование наблюдение |
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
0,9ч. |
0,45ч. |
0,45ч. |
наблюдение |
|
Знакомство с музыкальными длительностями (¼, 1/8, ¾,6/8). |
3,8ч |
0,45 ч. |
3,3ч. |
наблюдение |
|
Развитие чувства ритма, темпа. Ритм вальса. |
3,8ч. |
0,45ч. |
3,3ч. |
наблюдение |
|
Изучение азов танцевальной азбуки. Упражнение «грустный – веселый»; упражнения для рук – «замочек»; упражнения для спины; упражнения для головы; упражнения для корпуса.
|
7,8ч. |
0,5ч. |
7,3ч. |
рефлексия |
|
Ознакомление детей с элементами танцевальных движений. Выполнение проученных элементов танцевальных движений. |
5 ч. |
0,8 ч. |
4,2ч. |
Наблюдение рефлексия |
|
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве. Упражнения и игры по ориентации в пространстве; |
6ч. |
0,8ч. |
5,2ч. |
Наблюдение рефлексия |
|
Зачетные мероприятия: Умение импровизировать под музыку. Изображать в танце заданных животных, предметы. Сочинение с детьми танцевальных этюдов. Ознакомление детей с играми |
1,25ч. |
- |
1,25ч. |
анкетирование рефлексия |
|
Итого учебные занятия |
29,6ч. |
3,75ч. |
25,9ч. |
|
|
Физкультурно-игровые перемены |
6,4ч. |
- |
- |
|
|
Всего часов |
36 часов |
- |
- |
|
5 мин. перерыва использовать для уборки зала (ковриков в шкаф), воспитательных бесед и т.д.
Содержание
1.Знакомство.
Теория. Знакомство с детьмии родителями. Знакомство с программой по ритмике.
Практика. Просмотр детей на основе элементарных движений, проверка на координацию, проверка слуха, природных данных.
2. Вводное занятие
Теория. Познакомить с основными правилами и требованиями ЦПМСС «Зеленая ветка». Привести в установленный порядок репетиционную форму. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Беседы, с родителями, детьми, устное тестирование на выявление у детей способности к занятиям хореографией.
3. Знакомство с музыкальными длительностями (¼, 1/8, ¾,6/8)
Теория. Сильная и слабая доли, размер музыкальный. Знакомство с длительностями (¼, 1/8, ¾, 6/8). Умение чувствовать темп музыки.
Практика. Прослушивание музыкальных произведений в заданных длительностях. Точное начало и окончание движения вместе с началом и концом музыкальной части и фразы. Умение чувствовать темп музыки.
4. Развитие чувства ритма, темпа
Теория. Прослушивание и прохлопование в разных ритмах, темпах. Научиться определять ритм – быстро, медленно. Ритм вальса.
Практика. Упражнения на развитие чувства ритма. Упражнения на развитие темпа. Умение импровизировать под разную музыку, в разных темпах и ритмах.
5. Изучение азов танцевальной азбуки.
Теория. Объяснение комплекса упражнений. Правила их исполнений. Четкости и правильности.
Практика. Упражнение «грустный – веселый»; упражнения для рук – «замочек»; упражнения для спины; упражнения для головы; упражнения для корпуса. Правильное исполнение упражнений. Демонстрация педагогом правильного исполнения упражнений.
6. Ознакомление детей с элементами танцевальных движений.
Теория. Объяснения правил исполнения элементов танцевальных движений. Эмоциональное исполнение движений. Умение объяснить исполнение движений.
Практика.
- ходьба: двойной шаг, шаги на пятках, носочках;
- бег в разных темпах, с вытянутыми ногами, бег «лошадки»
- упражнение «воображаем» - выставление ноги на носок перед собой, нос наверх;
- хлопки в сочетание с хлопками в разных темпах.
- упражнения с атрибутами (мягкая игрушка, цветы, колокольчики)
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
7. Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве.
Теория. Объяснение и понятие пространства. Знакомство с различными танцевальными рисунками. Просмотр видео танцев с разными танцевальными рисунками.
Практика.
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в два круга( в процессе игры)
- построение в колонну
- построение в шеренгу, две линии
8. Зачетные занятия и мероприятия
Умение импровизировать под музыку. Изображать в танце заданных животных, предметы. Сочинение с детьми танцевальных этюдов. Ознакомление детей с играми.
Применение игр на занятиях. Показ проученного материала родителям.
Учебный план
№ |
Наименование блоков |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Теоретических |
практических |
||||
1 |
знакомство |
1,8ч.. |
0,75ч. |
1,05ч |
Анкетирование наблюдение |
2 |
Основная часть |
26,6ч. |
3ч. |
23,6ч. |
Наблюдение рефлексия |
3 |
Подведение итогов |
1,25ч. |
- |
1,25ч. |
Анкетирование рефлексия |
Итого: |
29,6ч. |
3,75ч. |
25,9ч. |
|
Учебно-тематический план
для детей 6-7 лет
Режим занятий 2 раза в неделю по 30 мин.
Учебных недель – 36.
№ п/п |
Название блока
|
Количество часов |
|
|||
всего |
теория |
практика |
Форма контроля |
|||
Знакомство. Прослушивание и отбор детей в группу |
1час |
0,5ч. |
0,5ч |
Анкетирование наблюдение |
||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1час |
0,5ч. |
0,5ч. |
наблюдение |
||
Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4. Понятия счета в танце. Ритмические движения по счет и под музыку. Движения на развитие координации. |
1,5ч |
0,5ч. |
1час |
наблюдение |
||
Знакомство с терминологией и основами классического танца. Demi plie лицом к станку по I позиции, battements tendu вперед, назад и в сторону, releves по I,II, IV позиций ног. |
4,5ч. |
0,5ч. |
4 часов |
Наблюдение рефлексия |
||
Знакомство с терминологией и основами детского танца. |
4,5 ч. |
0,5ч. |
4 часа |
рефлексия |
||
Движения на развитие координации. Объяснить термины - баланс, апломб. |
4,5 ч |
0,5ч. |
4 часов |
наблюдение |
||
Прыжковые комбинации. Развитие «баллона». |
3,5 ч |
0,5ч. |
3час 30мин. |
рефлексия |
||
Ознакомление с элементами танцевальной азбуки. Техника правильного выполнения упражнений |
5,5 ч. |
0,5ч. |
5 часов |
наблюдение |
||
Элементы танцевальных движений |
4,5 ч. |
0,5ч. |
4 ч |
Наблюдение рефлексия |
||
|
Изучение и закрепление танцевальных элементов |
4,5ч |
0,5ч. |
4 часов |
Наблюдение рефлексия |
|
Зачетные мероприятия |
1час |
- |
1час |
Анкетирование рефлексия |
||
Всего часов |
36 часов |
4 часа |
32 часа |
|
||