Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4115 Проект "Огород на окошке"

Опубликовано 20.06.2018
МАДОУ "Детский сад "Теремок"
ЯНАО, г.Лабытнанги

 

Проект  «Огород на окне»

Вторая младшая группа, 2018 год

Руководитель проекта: Косьяненко Кира Олеговна, воспитатель

 
 

Актуальность:

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребёнок как бы освобождается от воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник как-то пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

     Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль – август 2018 г.)

Цель: сформировать познавательный интерес через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Задачи:

• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы

• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена

• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы

• Учить находить сходства и отличия

• Развивать связную речь, наблюдательность, любознательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес

• Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.

 

 

Этапы проекта

 

Этапы

Форма работы

Сроки реализации

 

Первый этап

(подготовительный)

 

• Постановка цели и задач проекта.

• Определение последовательности выполнения работы.

• Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород.

• Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей.

• Закупка посадочного материала и земли.

• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.

 

 

Февраль

Второй этап (основной, реализация проекта)

 

 

Проведение запланированных мероприятий по плану.

 

Март – июнь

 

Третий этап

(заключительный)

 

•    Оформление стенгазеты «Есть у нас огород – посмотрите, что растёт!».

• Представление отчета о результатах  проектной деятельности.

• Презентация проекта.

 

 

Июль – август

 

Материально-технические обеспечение проекта:

1. Компьютер, принтер, ламинатор, мультимедиа, фотоаппаратура.

2. Картинки, наглядно – демонстрационный материал.

3. Картон и бумага цветные, ватман, краски, бросовый материал (различные коробочки, контейнеры, пластиковые стаканчики, деревянные палочки).

4. Семена овощных культур и цветов, земля, лейки, совочки.

5. Игрушки (домик, фигурки людей и животных, птиц, резиновые овощи).

6. Интернет – ресурсы, детская художественная литература, методическая литература.

 

              План.

Коммуникативная деятельность

  • Беседы: «Человек и растение», «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений», «Витамины в овощах».
  • Отгадывание загадок «Овощи»

Игровая деятельность

  • Игровые ситуации: «Овощной магазин»; «Приготовим щи для кукол», инсценирование сказки «Репка».

Познавательно - исследовательская деятельность

  • Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Целое и часть», «Корзина с овощами», «Доскажи словечко», «Большой – маленький», «Назови как можно больше признаков», «Отгадай по описанию».
  • Ø  Экспериментирование: «Проращивание семян», «У каких плодов овощей есть внутри семечки».
  • Ø  Наблюдение: «Семена растений отличаются друг от друга», «Рост корневой системы лука в воде»; рост овощей, цветов.
  • Рассматривание иллюстраций, картинок овощей, рассматривание муляжей овощей, рассматривание картинок цветов; рассматривание схемы «Как растет фасоль».
  • Ø  Просмотр видеороликов «Как растут растения»

Трудовая деятельность

  • Труд в природе.
  • Труд на «огороде»: посадка овощей, посев цветов.
  • Поручение: полив, рыхление, прореживание, пикировка рассады цветов.
  • Наблюдение за трудом взрослых.

Чтение художественной литературы

  • Чтение и обсуждение русской народной сказки «Репка», сказки «Вершки и корешки», «Пых», сказка «Бабушкин огород» В.Сутеев, «Огородная сказка» В.Брагин, сказки «Спор Овощей» О.Суслова, сказка «О зеленом огурчике» , «Веселый огород», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?», Н.Головко «Овощи», Ф.Гуринович «Вместе с бабушкой полю», А.Максакова «Посадила в огород»,
  • Заучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов, песен, связанных с огородом, овощами и цветами

Продуктивная деятельность

  • Рисование лука;
  • Рисование овощей;
  • Раскраски «Цветы», «Овощи»;
  • Лепка овощей из пластилина;
  • Аппликация «Помидоры в банке», «Огурцы в банке»;
  • Изготовление атрибутов для огорода;
  • Создание макета огорода на окне.

Двигательная деятельность

  • Подвижные игры: «Урожай», «Овощи», «Сеял дедушка горох» «Корзина с овощами», «Вершки и корешки», «Овощи - фрукты».
  • Физкультминутки.
  • Логоритмика.

Работа с родителями

  • Консультация: «Витамины на грядке», «Овощи»,
  • Сочинение родителями сказки по проекту «Огород на окошке»для сотрудничества МАДОУ «Сказка» (создание мультфильма).

 

Ожидаемый результат.

Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике.

Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.

Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.

Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.

Делают простые опыты, объясняют результат.

Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука, появлению стручков на горохе, цветению и появлению завязи у помидоров, перцев)

Словарь пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.

 

 

Литература:

  1. Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
  2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
  3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
  4. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
  5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  6. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г,М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с
  7. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.
  8. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 48с
  9. Шорыгина Т. А., Овощи. Какие они? М. Издательство ГНОМ и Д, 2004.- 88с
  10. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
  11. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
  12. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
  13. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
  14. Интернет ресурсы