Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4126 План углублённой работы по изобразительной деятельности для детей раннего возраста

Опубликовано 28.06.2018

 

План углублённой работы по изобразительной деятельности

для детей раннего возраста

 
 

Методическая разработка   

Воспитателем   

Берёзкиной Т.В.   

 

 

Тема:

 

Формирование у детей раннего возраста

необходимых умений навыков нетрадиционных способов рисований

 

Задачи наквартал:

 

  1. Расширять знания детей об объектах живой природы.
  2. Формировать умение использовать в рисовании основные цвета.
  3. Познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования- пальчиковое рисование.
  4. Развивать двигательно- слуховое внимание.
  5. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, формировать умения коллективной деятельности.

 

Задачи наквартал:

 

  1. Развивать интерес, любознательность, эмоциональность, отклик на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
  2. Познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования- пуантилизм.
  3. Формировать интерес к нетрадиционным техническим материалам используемых в рисовании.
  4. Развивать навыки в использовании простых приёмов: проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, ломанные, округлые; наносить мазки, следы различной фактуры.
  5. Развивать в детях художественный вкус, образное мышление и самостоятельность.

 

 

Задачи наквартал:

 

  1. Формировать умение рассматривать картинки, рисунки, иллюстрации, узнавать в изображении знакомые образы предметов, живых объектов.
  2. Формировать навыки рисования цветным песком, мелом.
  3. Познакомить с нетрадиционным способом рисования- ладошковое рисование.
  4. Развивать внутреннее видение, то есть умение видеть, способность "отпечатки" с предметами и явлениями окружающей среды.
  5. Развивать творческую активность и эстетические чувства.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА СЕНТЯБРЬ Тема: "Дары осени"

 

 

Тема занятий

Наблюдения

Знакомство с художественной литературой

Произведения искусства

Работа над формой

Дидактические игры

"Красивые ягодки"

Цели: познакомить с нетрадиционным способом рисования пальчиком. Показать приёмы получения точек. Воспитывать аккуратность.

Целенаправленная прогулка к уголку природы

"Островок леса".

Рассматривать, какие ягоды уже поспели. отметить цвет, форму и величину ягодок. Попробовать их на вкус. Рассмотреть строение кустика, на котором растут.

Маленькие ягодки,

Спелые и вкусные,

По большой тарелочке

Рассыпались как бусины.

Ягодки румяные,

Круглые и гладкие,

Так и просят:

"Скушай нас!

Мы такие сладкие!"

Е. Серова

 

Рассматривание иллюстраций с изображением смородины,

брусники,

черники,

малины и

других ягод.

Прикасаться пальчиком к иллюстрациям ягод:

прикасаясь к чистому листу, сухим пальчиком имитировать рисование

круглой формы.

"Сложи такую же ягодку"( Чья половинка)

Цель:

развивать мышление,

умение находить ягоду определённого цвета.

"Грибок и травка"

Цели:

продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования пальчиком и учить рисовать травку, используя линию как средство выразительности.

Предложить детям рассмотреть травку (цвет, форма)

Обратить внимание на муляжи грибов, уточнить, на что похожа шляпка, ножка гриба, чем грибы отличаются друг от друга, познакомить с мухомором

Хоть наряден он на вид

И красив, но ядовит

Словно красный светофор,

В красной шляпе

(мухомор)

 

Рассматривание иллюстраций

с изображением грибов.

Сделать с детьми альбом "Дары осени"

Сухой палочкой имитировать рисование травки(сверху вниз), следить, чтобы палочка находилась в правильной позиции.

"Найди такое же"

Цель:

развить умение раскладывать пуговицы по контуру, подбирать их по цвету.


 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА ОКТЯБРЬ Тема: "Осенние деревья"

 

 

Тема занятий

Наблюдения

Знакомство с художественной литературой

Произведения искусства

Работа над формой

Дидактические игры

"Осенние листочки"

Цели учить наносить печатью из ластика оттиск на рисунок

Показать приём получения отпечатка (По желанию можно использовать рисование пальчиком)

Развивать художественно- эстетический вкус.

Предложить детям собрать осенние листочки, рассмотреть их. Какого они цвета? Какой формы? Уточнить, с какого дерева собраны листья? Поиграть с детьми в подвижную игру " Осенние листочки". Учить детей согласовывать действия.

Листья осенние

Тихо кружатся,

Листья нам под ноги

Тихо ложатся

и под ногами

Шуршат, шелестят,

Будто опять

Закружиться хотят.

Н. Нищева

Рассматривание иллюстраций из книг и журнала, составление гербариев из осенних листьев, знакомство с картинами, изображающими золотую осень

Обвести пальчиком контур разных по форме листочков, сухой печатью делать примакивание по всему листу бумаги

"Составь красивый букет"

Цель познакомить детей с цветами спектра, узнавать и называть их

"Осеннее дерево"

Цели учить рисовать листья на деревьях (примакивание)

Закрепить данный приём рисования

Развивать цветовосприятие

чувство композиции

Сходить с детьми в парк, полюбоваться осенней природой, рассмотреть деревья с разноцветными листьями (берёзу, клён, дуб, осину), уточнить, какие листья на берёзе, поиграть в игру "Раз, два. три к берёзе(тополю и т.д.) беги!"

И Цекович

"Когда ветки плачут"

Е. Тургенев

"Улетает лето",

Е.Егоров

"Ветер подул"

Ф. Тютчев

"Листа"

Рассматривание картин русских художников, которые в своих работах воспевали осеннюю природу, разглядывание на них осенних деревьев

Сухим пальчиком делать примакивание по всему листу

Следить, чтобы дети держали пальчик вертикально

"Разложи листья по цвету"

Цель способствовать формированию у детей цветовых представлений

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА НОЯБРЬ Тема: "Животные"

 

Тема занятий

Наблюдения

Знакомство с художественной литературой

Произведения искусства

Работа над формой

Дидактические игры

"Весёлый котёнок"

Цели познакомить с техникой рисования тычком.

Учить наносить тычок по контуру, а затем заполнять тычком пространство в середине контура.

Рассмотреть котёнка- игрушку, перечислить части его тела, определить окраску

К. Ушинский

"Васька"

В. Сутеев

"Кто сказал Мяу"

Л. Толстой

"Спала кошка на крыше"

Рассматривание картины "Кошка с котятами"

из серии "Домашние животные"

Обвести по контуру простым карандашом слева направо трафарет котёнка, проговаривая вслух "Обвожу по спинке и т.д."

"Собери котёнка"

Цель учить детей составлять картинку из нескольких частей

"Зайка серенький"

Цели упражнять в нетрадиционном способе рисования "тычок тампоном".

Закрепить умение равномерно наносить тычки на всю поверхность предмета.

Развивать цветовосприятие

Целенаправленная прогулка в зоопарк рассмотреть зайчика, назвать части его тела, определить, какого он цвета, покормить зайчика морковкой или капустой, понаблюдать за его поведением и движениями

Заяц мчится что есть мочи,

Заяц сохраниться хочет

То бежит он, то кружит

Он от страха весь боится

Где же можно затаиться?

Г. Утробин

Разглядывание картины "Зайчиха с зайчатами" из серии "Дикие животные" и иллюстраций к книгам, открыток

Обвести контур зайки указательным пальцем, проговаривая "Веду по голове, ушкам, спинке, хвостику. Вот задние лапки, брюшко и т.д."

"Чья половинка?"

Цель продолжать учить детей составлять картинку из нескольких частей

(При выполнении задания использовать образец)

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА ДЕКАБРЬ Тема: "Зима"

 

Тема занятий

Наблюдения

Знакомство с художественной литературой

Произведения искусства

Работа над формой

Дидактические игры

"Белый снег- кружится"

Цели, закрепить умение рисовать пальчиком, наносить отпечатки по всему листу (снежинки, снежные комочки)

Воспитывать аккуратность

Провести на прогулке наблюдение за падающими снежинками. Обратить внимание на их форму, цвет.

Предложить детям поймать снежинки ладошкой, рассмотреть их, объяснить, почему на тёплой ладошке снежинки тают.

Посмотреть вокруг. полюбоваться снежным покровом на земле

Сказка "Теремок- холодок"

Вечером зимним падают звёзды,

Падают с неба на город морозный,

Падают звёзды на дом и дорожки,

тают у Кати на тёплой ладошке.

В. Степанов

Рассматривание иллюстраций на тему "Зима", картин с пейзажами зимнего леса.

Разучивание танца снежинок

Сухим тампоном делать тычки по всему листу бумаги, обводить пальчиком снежинки, вырезанные из бумаги

"Собери снежинку"

Цель развивать внимание, умение составлять картинку из нескольких частей по образцу

"Маленькая ёлочка"

Цели познакомить с      нетрадиционными способом рисования- пуантилизм, учить имитировать хвою ёлочки (использовать тычком фактуру как средство выразительности)

Развивать глазомер

Целенаправленная прогулка в парк. Рассмотреть маленькую ёлочку. Подобрать определения для неё: низкая, пушистая, красивая. Уточнить, какого цвета ствол ели, веточки, хвоя. Потрогать ёлочку, сказать, какая она, мягкая или колючая. Подвести итог: ёлочка- красавица, всем она нравится

Зимой и летом одним цветом

(ёлочка)

Ёлочка

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зелёная была

З. Александрова

Рассматривание различных ёлок на иллюстрациях из подборок. Пение новогодних песен.

Обвести указательным пальчиком ёлочку, вырезанную из картона, проговаривая "Маленькая веточка, больше и самая большая"

"Чья половинка?"

Цель развивать умение составлять картинку из нескольких частей по образцу

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА ЯНВАРЬ Тема: "Новогодний праздник"

 

 

Тема занятий

Наблюдения

Знакомство с художественной литературой

Произведения искусства

Работа над формой

Дидактические игры

"Украсим ёлочку"

Цели упражнять в рисовании тычком полусухой жёсткой кистью

Продолжать учить детей украшать рисунок, используя рисование пальчиком. Формировать положительные эмоции во время действий

Рассмотреть с детьми нарядно украшенную ёлочку, перечислить игрушки на ней, обратить внимание на огоньки ( какого они цвета, почему ёлочка так нарядилась)

Поводить хоровод вокруг ёлочки, рассказать стихотворения

Стали девочки в кружок.

Стали и примолкли,

Дед Мороз огни зажёг

на высокой ёлке

Е. Благинина

Рассматривание ёлочных украшений (шаров), танцы вокруг ёлочки во время музыкального занятия.

Наматывание клубочков из толстых ниток, нанизывание на нитку шариков- бусин

"Собери бусы"

Цели способствовать формированию цветовосприятия

Обучать, соотносить цвета разных предметов.

"Снеговик"

Цели упражнять в рисовании тычком полусухой жёсткой кистью

Продолжать использовать такое средство выразительности, как фактура

Развивать художественно- эстетический вкус

На прогулке вместе с детьми слепить разных  снеговиков,: смешных, сердитых, толстых, худых, важных, больших, маленьких.

Объяснить, что снеговиков невозможно лепить в морозную погоду и поиграть с детьми в снежки

Первый снег идёт кругом-

Снегом землю замело.

Из пушистого снежка,

Я слеплю снеговика.

С длинным- длинным носом,

Назову Морозом.

Е. Седова

Рассматривание игрушки- снеговика, иллюстраций и подборки новогодних открыток со снеговиками, рисунков из альбома "Учись рисовать"

Наматывание толстых ниток на палочки, прорисовывание по контуру методом тычка кругов разной величины

"Каждой фигуре своё место"

Цель учить детей находить среди многих фигур одну определённую и назвать её

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА ФЕВРАЛЬ Тема: "Декоративное рисование"

 

 

 

Тема занятий

Наблюдения

Знакомство с художественной литературой

Произведения искусства

Работа над формой

Дидактические игры

"Мои рукавички"

Цели упражнять в техники печатания.

Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок равномерно на всю его поверхность. Воспитывать усидчивость и аккуратность

Предложить детям рассмотреть свои рукавички, уточнить какого они цвета, есть ли на них узор, из каких элементов он состоит, как он расположен; полюбоваться разными узорами на рукавичках

Маша варежку надела.

-ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла.

- Посмотрите, вот, нашла.

Н. Саконская

Рассматривание иллюстраций рукавичек с узорами, альбома "Декоративное рисование"

Обвести по контуру простым карандашом трафарет рукавички и раскрасить полученный контур цветными карандашами

"Найди девочке рукавицу"

Цель: упражнять детей подбирать рукавички по цвету к одежде

"Маленькие котятки потеряли перчатки"

Цели: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования ладошкой. Учить наносить краску на ладошку и делать отпечатки.

Предложить детям рассмотреть перчатки. Уточнить, что перчатки бывают разного цвета. Объяснить, чем они отличаются от рукавичек и зачем они нужны

Чтение английской песенки

"Перчатки"

(обработка

   С. Маршака)

Создание выставки "Разноцветные перчатки", изготовление перчаток из разных материалов

Простым карандашом обвести свою ручку, проговаривая:

"Это пальчик маленький- мизинец, - этот безымянный, этот- средний, этот- указательный, а этот - большой"

"Назови пальчики"

Цель: учить детей правильно называть пальчики, развивать чувство ритма

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА МАРТ Тема: "Весна красна"

 

 

 

 

Тема занятий

Наблюдения

Знакомство с художественной литературой

Произведения искусства

Работа над формой

Дидактические игры

"Цветочек"

Цели: упражнять в рисовании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции

Провести наблюдение за комнатными растениями, перечислить из чего они состоят (корень, стебель, листики, цветок и т.д.).

Объяснить, что за цветами нужно ухаживать, поливать, опрыскивать, вытирать пыль.

Что за чудо?

Звёзды среди бела дня

Смотрят эти звёзды,

Прямо на меня.

Стану я волшебницей.

Почему бы нет?

Вот возьму - и звёздочки

Соберу в букет.

Е. Серова

Рассматривание альбома

"Комнатные растения", иллюстраций к книгам с изображением цветов.

Обводить пальчиком круги и овалы, вырезанные из картона, проговаривая: "Серединка, лепесток, ещё лепесток, ещё лепесток и т.д.".

"Красивые букеты"

Цель учить детей подбирать предметы по слову,      

обозначивающему цвет; развивать внимание мышление

"Мимоза для мамы"

Цели: упражнять в нетрадиционном способе рисования пальчиками и кисточкой. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки примакивания кисточкой и рисование её кончиком

принести в группу первые весенние цветы, поставить их в вазу и полюбоваться ими.

Вот и кончились морозы,

Солнце весело играет,

Золотистые мимозы

О весне напоминают.

Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Мимозы удивительной,

Просто восхитительны!

Г. Утробин

Рассматривание иллюстраций к книгам о всене, альбома "Весенние цветы". Пение песен о весне.

Обводка трафарета карандашом и штриховка.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА АПРЕЛЬ Тема: "Птицы"

 

 

Тема занятий

Наблюдения

Знакомство с художественной литературой

Произведения искусства

Работа над формой

Дидактические игры

"Воробей с берёзы"

Цели: закрепить умение рисовать способом тычка (тампоном).

Продолжать наносить тычки по контору, а затем заполнять ими пространство в середине контура.

Развивать цветовосприятие.

Провести наблюдение за воробьями: как ведут они себя на деревьях, на земле, в полёте. Учить детей отличать воробьёв от других птиц, покормить птиц, посмотреть как они клюют крошки, семечки; послушать, как они "разговаривают" друг с другом

"Где обедал воробей?"

С. Маршак

Рассматривание иллюстраций из прочитанных книг.

Обводить указательным пальчиком и простым карандашом вырезанных из картона птиц, называя части их тела.

"Тени"

Цель учить выкладывать фигуры в соответствии с предложенным сюжетом.

"Утка в пруду"

Цели: продолжать использовать ладонь как изобразительное средство, окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Воспитывать аккуратность, фантазию.

Сходить к озеру, понаблюдать за поведением утят, уточнить, чем утята отличаются от других птиц; как они плавают возле уточки, какого они цвета. Какого цвета их клюв, лапки, на что похожи глазки.

Предложить покормить уточку с утятами хлебными крошками.

"Уточки"

К. Д. Ушинский

Рассматривание картины "Утка с утятами" из серии "Домашние птицы"

Рассматривание иллюстраций с изображением уточек.

Сухой кисточкой обвести трафарет уточки, проговаривая:

"Головка, спинка, хвостик, лапки и т.д."

Простым карандашом обвести контур и заштриховать.

"Тени"

Цель учить в соответствии с сюжетом рассказа располагать персонажей.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА МАЙ Тема: "Весна"

 

 

 

 

Тема занятий

Наблюдения

Знакомство с художественной литературой

Произведения искусства

Работа над формой

Дидактические игры

"Закрывалось солнце тучкою"

Цели познакомить детей с нетрадиционным способом рисования- печатью по трафарету.

Развивать чувство ритма, композиции, цветовосприятие.

Провести наблюдение в переменную погоду за солнцем.

Вопросы:

Как ветер гонит тучи?

Какого цвета тучи?

А солнышко есть сегодня?

Смотрите какая большая туча надвигается. Что сейчас произойдёт?

 Сказка "У солнышка в гостях"

Я. Кима

"Я и небо", "Тучи"

В. Степанов

Рассматривание иллюстраций из перечисленных книг.

Обводить пальчиком контур солнца и тучи на иллюстрациях. Простым карандашом обводить трафарет солнца и тучки.

"Когда весело, а когда грустно"

Цель учить определять настроение картинки по цветовой гамме

"Жёлтый одуванчик"

Цели продолжать упражнять детей в способе рисования тычком полусухой жёсткой кистью.

Продолжать использовать такое средство выразительности, как фактура.

Дополнение изображения деталями (кистью)

Рассмотреть с детьми на прогулке цветы одуванчиков. Уточнить, какого они цвета, форму цветка, листьев, стебелька.

Вспомнить стихотворение Е. Серовой "Одуванчик"

Сплести из одуванчиков венок.

Поиграть в хороводную игру.

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик -

первый, молодой.

У него чудесный.

золотистый цвет.

Он большого солнца,

Маленький портрет.

О. Высотская

Рассматривание картинок с изображением одуванчиков. Загадки

Сухой кисточкой на листе с изображением цветка делать тычки по контору, а затем в середине, держа кисточку вертикально

"Составь красивый букет".

Цель упражнять детей в сопоставлении и совмещении предметов по цвету.

 

 

Конспект

 

 открытого занятия по рисованию для детей раннего возраста

с использованием нетрадиционной техники рисования

(пальчиковое рисование)

 

Тема : «Злая тучка»

 

 

создала   

воспитатель 6 гр.  

Берёзкина Т.В.  

 

Конспект занятия.

 

  Конспект занятия.

 

    Цель:

 

  • формировать у детей навыки в использовании нетрадиционного способа рисования -   пальчиковое рисование.

 

    Задачи:

 

  1. 1.     Образовательные:

 

  • формировать знания о природных явлениях;
  • формировать навыки нетрадиционного рисования- пальчиковое рисование;
  • формировать знания об основных цветах (синий), находить и озвучивать.

    

  1. 2.     Развивающие:

 

  • развивать мелкую моторику;
  • развивать зрительно- слуховое внимание;
  • развивать активную и пассивную речь;
  • развивать художественно- эстетический вкус;
  • развивать двигательную активность.

 

  1. 3.     Воспитательные:

 

  • формировать навыки общения и положительные эмоции;
  • воспитывать аккуратность;

 

    Материалы:

 

  • листы бумаги( ф.А4) по количеству детей;
  • пальчиковые краски - синий цвет, по количеству детей;
  • влажные салфетки, по количеству детей;
  • ширма с изображением тучки и дождика;
  • аудиозапись (звуки дождя, песня про тучку);
  • клеёнка;
  • зонтик
  • мольберт;

 

    Предварительная работа :

 

  • наблюдение за природными явлениями;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • беседа;
  • просмотр видео-танец "Злую тучку наказали" сайт: youtube.com;

 

 

 

Ход занятия:

 

  1. I.      Введение:

Дети рассаживаются на ковре в свободном положении.

Воспитатель включает аудиозапись- звуки дождя.

 

    Воспитатель:

- Ребята, вы слышите? Что за звуки?

    Дети:

- Дождь капает.

    Воспитатель:

- Правильно, это дождик  начался, зашумел. Отгадайте загадку кто нам дождик принёс.

Загадка:

Прилетит и солнце спрячет,

А потом еще заплачет?

(туча)

    Дети:

- Это туча.

Воспитатель обращает внимание детей на ширму с изображением "злой тучки".

    Воспитатель:

- Ребята, посмотрите какая сердитая тучка. Почему ты тучка рассердилась?

   Тучка:

- Ветерок могучий,

Отбил меня от тучек.

Теперь я рассердилась,

И дождиком пролилась.

    Воспитатель:

- Тучка, ты не злись, дождика мы не боимся.

 

  • Физкультминутка:

Дождик, дождик, ты нам нужен.

Будем шлёпать мы по лужам.

(ходьба друг за другом, высоко поднимая колени)

Бум- бом, бум- бом.

Пусть грохочет сильный гром!

(ходьба, руки имитируют движения- удар в барабан)

Дождик, лей посильней,

Не боимся мы дождей.

(бег в рассыпную)

Бум- бом, бум- бом.

Мы гуляем под зонтом!

(дети бегут к воспитателю и становятся под зонт)

 

    Воспитатель:

- Ребята надо тучке помочь. Давайте с вами нарисуем тучки и злая тучка подобреет, ведь у неё появятся подружки.

   Дети:

- ДА!

 

 

  1. II.    Основная часть:

Воспитатель предлагает детям пройти на свои места, за столом.

 

    Воспитатель:

- Как мы будем рисовать пальчиком тучку?

Вот так.

Воспитатель показывает круговые движения пальцем в воздухе, затем обмакивает в краску и наносит тем же движением на лист бумаги, заранее закрепленного к мольберту. Дети отображают круговые движения в воздухе, затем выполняют последовательные действия для изображения тучки, на бумаге. Во время творческого процесса, воспитатель оказывает помощь детям в ориентировке на листе, как правильно наносить краску для более плотного, яркого изображения объекта. Дети могут проявить фантазию и изобразить дождик.

     Воспитатель:

- Молодцы ребята. Какие у вас получились яркие, могучие тучки.

- Тучка посмотри какие у ребят получились рисунки. Теперь ты не будешь злиться?

    Тучка:

- Нет!

    Воспитатель:

- Тогда поиграй и потанцуй с нами.

Воспитатель включает аудиозапись "Злую тучку наказали". Дети в свободном стиле двигаются под музыку. Воспитатель убирает изображение тучки за ширму.

 

 

  1. III.   Заключение:

 

    Воспитатель:

- Ребята кого мы сегодня рисовали?

    Дети:

 - Тучку!

   Воспитатель:

- Чем мы рисовали?

    Дети:

- Пальчиками.

    Воспитатель:

- А какого цвета тучка?

    Дети:

- Синего.

    Воспитатель:

- Молодцы ребята!

 

 

По окончании занятия идёт обсуждение детских работ.