Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3721 "Пришли мне чтения доброго..."

Опубликовано 04.03.2018

 

 

Пришли мне чтения доброго…

 

Автор:Пущина Ольга Николаевна,

воспитатель МБДОУ №1 «Радость»

с. Верховажье

 

Процесс общения ребенка - дошкольника  с книгой – это процесс становления в нем личности.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.  Интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого.

От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве  мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе выработается у ребенка.

Крайне важным в деле приобщения  ребенка к книге является сотрудничество работников детского сада и родителей.

Формы общения могут быть различными:

  1. Лекции для родителей по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия книги.
  2. Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление информационного пространства, связанного с книгой. Здесь могут быть использованы старые, но не устаревшие формы работы: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки-рекомендации о том, что и как читать детям, информация о книгах, которые читаются на занятиях.
  3.  С помощью родителей можно получить информацию о наличии книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности малышей.
  4. Родители могут принимать участие в экскурсиях в районную библиотеку. В ней с помощью библиотекарей можно проводить работу с родителями по комплектации домашних библиотек, методике отбора книг, организации семейного чтения.

Занятия по детской литературе в детском саду должны быть открытыми  для родителей.  Свободное посещение занятий поможет родителям  понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребенка.

Родители, взрослые должны уяснить, что чтение, участие в работе по его организации поможет им самим понять проблемы детства, постигнуть образ детства.

Хочу предложить вашему вниманию пособие З. А. Гриценко  для чтения и рассказывания детям 4-6 лет «Пришли мне чтения доброго…»  Это программа – хрестоматия по детской литературе.

В пособии предложены четыре основных вида занятий:

  1. Тематическое,  где предполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их, детской жизни.
  2. Теоретическое, где происходит знакомство детей с доступным их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностях текста.
  3. Творческое,  основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников.
  4. Аналитическое,  где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности

Также в пособии все произведения подобраны с учетом особенностей возраста и восприятия ребенка.

Задача составителя – помочь воспитателю расширить материал, установить систему занятий, смысловые и художественные взаимосвязи, ввести в круг чтения современного ребенка новые, зачастую малоизвестные произведения, необходимые для его интеллектуального и эстетического развития.

Но мы, воспитатели, исходя из психологических особенностей и уровня интеллектуального  развития конкретной группы, имеем право на творческое отношение к имеющему материалу.  В данном случае важно не нарушить идею, не превратить литературу в средство натаскивания ребенка   в информативную базу данных. Не следует беспокоиться и о том, что дети не все усваивают, не все понимают и запоминают сразу.

В нашей группе прошла «Книжкина неделя».

Мы составили перспективный план по теме,

сделали выставки книг на темы «Моя любимая книга», «Произведения К. И. Чуковского», провели конкурс чтецов по произведениям Агнии Барто, изготовили папки-передвижки для родителей « Как научить ребенка любить книгу», «Чтобы ребенок любил читать. Советы психолога В.С. Юркевич», «Воспитание любви к чтению методами арт-терапии». дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Мой любимый литературный герой».

Литература, как вид искусства, оказывает латентное (пассивное или неактивное) воздействие на маленького читателя,  и результаты этого воздействия проявятся в будущем, но  при условии неформального, искреннего отношения к делу взрослого человека.