Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3752 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Перелетные птицы"

Опубликовано 15.03.2018

Бакулина Елена Михайловна
МДОУ д/с "Рябинка"
Ленинградская область,г.Тихвин
Воспитатель

 

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Автор занятия: воспитатель Бакулина Елена Михайловна

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц , разрезные картинки

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

- Кто написал это стихотворение?

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

 

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/

 

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.

(Аист)

4. В поле есть, где прокормиться, 
Только негде загнездиться, 
Огороду, полю – врач 
Глянцевитый черный ... 
(Грач)

5. Гордая птица,

Воды не боится,

Очень пригожа,

На двойку похожа,

Как зовут, ответь!

Это белый ... (Лебедь)

 

 

 (Рассматриваем картинки)

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.

 Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.


- Почему птицы улетели в теплые края?

-  Чем питались птицы летом?(мошками, жучками ,осенью ягодами)

Не стало еды для птиц ,вот улетели они на юг ,где тепло и сытно. Сначала улетели те ,кто питался насекомыми(насекомоядные)

- Какие это птицы? Ласточки ,стрижи

После ласточек и стрижей улетают те птицы ,которые кормятся

,собирают пищу на земле -это журавли ,грачи

- А последними от нас улетают утки и гуси ,они живут у нас ,пока не замерзнут реки.

А каких перелетных птиц вы еще знаете? (лебеди ,скворцы ,кукушки)

- Гуси ,лебеди ,утки улетают вереницей(ставлю картинку вереницы)

- Журавли клином(ставлю картинку)

- Ласточки ,грачи ,скворцы –стаей (ставлю картинку)

Во время перелетов погибает очень много птиц .Выдерживают только самые сильные и крепкие ,которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать корм ,не пугайте и не гоняйте.

 

- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

-Давайте сравним ласточку и грача. Чем они похожи ?Чем отличаются?
- А как называются птицы ,которые остаются у нас ?(зимующие)

- Назовите их.(ворона ,воробей ,синичка ,сорока ,голубь)

Физминутка  «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона , соловей , дятел , сорока , голубь , ласточка , синица , грач , скворец , снегирь , аист , журавль , воробей , цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

 

Дидактическая игра «Собери картинку»

- Ребята ,у каждого на столах лежат разрезанные картинки птиц ,давайте соберем их. Кто изображен на получившихся картинках?

Анализ занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.