Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 3775 НОД «Обучение грамоте. Буква и звук «Ж».

Опубликовано 19.03.2018

Малькова Надежда Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Умка»

ЯНАО, г. Новый Уренгой

Воспитатель подготовительной группы

 

НОД «Обучение грамоте. Буква и звук «Ж».

 

Задачи:

1. Познакомить детей с буквой и звуком Ж.

2. Продолжать учить определять позицию звука в слове.

3. Познакомить детей с характеристикой звука.

5. Развивать слуховое внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику.

6. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы.

7. Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.

Оборудование: картинки: предметные, картинка  с изображением жука, желтый лимон, желтое яблоко, желтая груша, желтый мяч, желтый шарик, солнышки, желтые геометрические фигуры, жёлтая машинка, банан; столик, презентация.

Слайд 1

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: сегодня мы с вами побываем на очень интересном занятии.

  Но сначала послушайте интересную историю Веселого Язычка, которая произошла с ним. Однажды Язычок сидел у себя в домике, спрятавшись от морозов, и слушал зимнюю тишину. Слайд 2

 - Эх, скорее бы наступило жаркое лето, поющее разными звуками, - подумал Язычок. И тут произошло чудо. Все зазеленело, запело, загудело. Слайд 3

- Веселый Язычок понял, что наступило лето. Слышит Язычок: кто-то поет песенку: «ж-ж-ж».

 - Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я  знаю песенку воды, комара, белочки и песенку змеи. Давайте вспомним их.

- Как журчит вода?

- Как поет комар?

- Как цокает белочка?

- Как шипит змея?

- Молодцы, вы вспомнили все песенки Язычка.

- Но эта песенка совсем другая. Она звонкая «ж-ж-ж».

- Чья эта песенка?

(Дети отвечают. Правильно, жука). Слайд 4

Воспитатель: да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка змеи (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.

- Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

- Давайте поучимся петь песенку жука. Произнесем звук Ж. .

- Какой он?

Дети отвечают и поднимают карточки с изображением буквы Ж.

 (Согласный, твердый, звонкий).

- А почему, как вы определили, что он согласный, звонкий?

Дети отвечают:  он не поется, а  звенит, когда мы его произносим.

Воспитатель: давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

Воспитатель: мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

Дети отвечают: «Нет, мы видим и пишем буквы».

Воспитатель: сейчас я загадаю вам загадку, а вы покажете мне картинку, на которой изображена отгадка.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

Дети показывают картинки с изображением жука.

Слайд 5

Воспитатель: А  как можно назвать маленького жука?

(Жучок)

Воспитатель: Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они?

 (Жуки)

А большой?

(Жук).

Дети отвечают и показывают картинки.

Воспитатель: жук, жучок, жуки — какой первый звук вы слышите?

Дети отвечают.  (Ж)

Физминутка:

Дружно трудились,

Немного устали.

Быстро все сразу                                    1.

В рядочек встали.

По  дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки)

Стоп (Присели) немного отдохнём

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте)

А теперь мы сядем дружно

Нам ещё работать нужно.

Слайд 6

Воспитатель: полетал-полетал жучок и решил поиграть. Он очень любил играть в разные игры. Давайте и мы поиграем с жуком в игру. Я называю сначала слоги, а вы хлопаете в ладоши, когда услышите звук [ж].

Жи – Ши – Жа – Ша – Шо – Жу – Шу – Зи – уЖ – аХ - иЖ

А теперь в словах:

Женя, кровать, живот, молоко, пижама, жираф, ножницы.

Воспитатель: молодцы, справились с заданием на «отлично»!

Воспитатель: понравилось жуку играть с вами. Жук умеет петь песенки, попробуйте и вы спеть песенки жука.

Жа-жа,жа-жа-жа.

 Жо-жо,жо-жо-жо.

 Жу-жу,жу-жу-жу.

 Жи-жи,жи-жи-жи.

Слайд 7

Воспитатель: ребята,  жук сочинил для вас стишок, послушайте его.

 Жук жужжит: жу-жу-жу

 Я живу – не тужу.

 Все над ухом жужжу

 И детишек бужу.

Воспитатель: ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте слова, в которых вы слышали звук ж, повторим. Кто больше запомнил? Дети отвечают.

Воспитатель:  Жук очень любит желтый цвет,  понравилось бы жуку у нас в группе? Много ли у нас желтых предметов? Давайте каждый подарит жуку предмет желтого цвета

Дети берут желтые предметы из игровых зон и «преподносят» подарки жуку, говоря – «Я подарю жуку: -  желтый лимон, желтое яблоко, желтую грушу, желтый мяч, желтый шарик, желтую машинку, желтые геометрические фигуры».

Ставят игрушки на столик, рядом с картинкой Жука.

Воспитатель: жук познакомил меня с мальчиками, о которых я расскажу много интересного. Вот один из них.

Слайд 8  (Мальчик - Обжора).

Жил-был один обжора,

Ел он все подряд, без разбора.

Воспитатель: чтобы обжора не съел чего-нибудь лишнего, поиграем в игру «Съедобное – несъедобное».

(Каждый раз дети определяют, есть ли в слове звук Ж).

Слова: пирожное, желуди, мороженое, ножницы, баклажан, пижама, ежевика, крыжовник, жаба, журавль.

Слайд 9  Мальчик - Жадина.

У друга обжоры

 В комнате игрушек горы.

  Делиться не хотел ни с кем.

   Остался без друзей совсем.

- Как назвать мальчика, который не хочет ни с кем делиться? (Жадина.) - Есть в этом слове звук Ж?

- Каких игрушек много у этого жадного мальчика? Какая буква в названии игрушек повторяется? Дети отвечают.

(Слова: флажок, медвежонок, ежик, жираф, журавль, жук, ножницы, журнал)

Хотите ли вы быть похожими на таких ребят? И почему? Дети объясняют, почему они не хотят быть похожими на этих ребят.

Воспитатель: у меня в руках картинки с цифрами. Каждый из вас берет одну. У кого цифра 1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9: послушай предложение и подумай, что в нем  не так.

Каждый воспитанник исправляет предложение.

1.Лыжи купили Женю. - Женя купил лыжи.

2.Жираф нарисовал художника. - Художник нарисовал жирафа.

3.Ежевика и крыжовник любят Лену. - Лена любит ежевику и крыжовник.

4.В пиджаке продавали оранжевый пиджак. - В магазине продавали оранжевый пиджак.

5.В баклажан положили суп. - В суп положили баклажан.

6.В жирафе живет зоопарк. - В зоопарке живет жираф.

7.Жук съел жабу. - Жаба съела жука.

8.Пижама надела Женю. – Женя надел пижаму.

9.Ножницы потеряли бабушку. - Бабушка потеряла ножницы.

Воспитатель: жук очень любит играть. Он придумал вам  еще одну игру. Вам необходимо

слова со звуком Ж добавлять.

Жу-жу-жу – молока дадим… (ежу).

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи – в море плавают… (моржи).

Воспитатель: молодцы, справились!

Итог занятия.

Воспитатель: ребята, вам понравилось это занятие? С какой песенкой Веселого Язычка мы познакомились? Чья эта песенка? (жука).

 Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

Дети перечисляют новые слова с звуком «Ж».

Что вам понравилось делать на занятии?

Чтобы закрепить знания, полученные на этом занятии, вы сейчас возьмете картинки и изображением буквы «Ж» и раскрасите эту букву.

 

 

Используемая литература:

  1. http://razviwaika.ru/
  2. Неволина Ирина Сергеевна - https://nsportal.ru/
  3. Раскраски – Вохринцева
  4. https://yandex.ru/search/?text=по%20дорожке%20по%20дорожке%20скачем%20мы%20на%20правой%20ножке&lr=11230&clid=2100785-8&win=278